Анализ учебника «География. Природа и народы России» (8 класс)
Анализ
учебника «География. Природа и народы России».
1.Авторы: Н.Н.Петрова, Н.А.Максимова. 2009. Москва. Мнемозина.
2.Структура учебника соответствует географическим учебникам. Имеет рабочие форзацы, введение, основной и дополнительный текст, иллюстрации, карты, справочный материал, задания для практикумов, вопросы и задания для повторения изученного материала, содержание.
Материал учебника изложен в 4 разделах:
1) Источники географической информации.
2) Географическое положение России.
3) Природа России.
4)Крупные природные районы России.
Разделы делятся на параграфы.
3. Содержание материала не соответствует стандарту 2004 г. о комплексном изучении материала. Раздел 4 рассматривает отдельные крупные природные территории, народы, проживающие на них, их традиционные занятия в древности и в наше время. Но изучение современного хозяйства вынесено в 9 класс. Стандарт предполагает сокращение материала за счет ухода от излишней детализации. В учебник возвращен материал по топографическим картам, который был изъят довольно давно. Излишняя детализация наблюдается и в других темах, например при изучении болот, морей и океанов и др.
Методический аппарат учебника особое внимание уделяет контролю знаний и умений. После каждого параграфа есть вопросы и задания для проверки усвоения материала и работы с различными источниками информации, что способствует развитию учащихся в процессе самостоятельной работы. После изучения каждого раздела тоже есть вопросы задания для повторения.
4.Анализ задач и упражнений учебника.
В учебнике достаточно задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы. Положительным моментом в учебнике является наличие практикумов. Практикумы позволят учителям быстрее и легче организовать практические работы, а учащимся работать дома. Вопросы и задания после параграфов разной степени сложности. Одни задания проверяют усвоение материала, другие требуют решить проблемную ситуацию, третьи заставляют выстроить логическую схему. Есть задания повышенной сложности. Задания расположены по нарастающей степени сложности. Многие задания носят воспитательный характер. В учебнике есть задачи, требующие математических вычислений, развивающие математическое мышление. Напр. задача на стр. 30. (Определите с помощью карты, с какой скоростью должен лететь самолет, совершающий рейс Петропавловск-Камчатский – Москва, чтобы, взлетев в 10 часов по местному времени, приземлиться в Москве в 10 часов того же дня, но уже по московскому времени). Также есть задания занимательного и исторического содержания.
5.Доступность, убедительность, красочность, простота.
Материал учебника изложен простым, доступным языком, убедительно и красочно описаны явления, отдельные территории, приведены интересные дополнительные сведения. Напр. описание большеземельской тундры, ландшафта Телецкого озера, вулканов Дальнего Востока и др. Но схема: природа территории-народы-занятия населения-заповедники, выглядит однообразно.
6. Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики и т. п.), их качество и правильность расположения.
Учебник богато иллюстрирован, иллюстрации удачно размещены в нижней части страницы, много космических снимков, графиков, диаграмм, схем, картосхем. В учебнике карты слишком мелкие, с ними очень тяжело работать, особенно детям со слабым зрением. Диаграммы «Типы погод» лучше бы читались в цвете. Другие диаграммы в теме «Климат» тоже не очень удачны. Геохронологическая таблица урезана до шкалы, которая показывает только временные отрезки и горообразования, но не дает представления о том, какие горные системы в это время появились. Учебник дает обилие портретов учёных, но располагаются они бессистемно и очень мелкие. В таблицах используется слишком мелкий шрифт. Перегрузка иллюстративным материалом делает учебник объемным.
7. Включен ли учебник в список рекомендованных МО и в каком качестве?
Учебник рекомендован для общеобразовательных учреждений. Данный учебник является первой частью комплексного курса по географии России.
8. Если материал для внеклассной работы?
В учебнике есть материал для внеклассной работы, например, практикумы по изучению своей местности. Материал в рубрике «Это интересно» можно использовать для проектной деятельности, а сведения о выдающихся ученых привлекут внимание любознательных учащихся. Но эти сведения должны быть более объемными за счёт сокращения количества мало известных имен.
9. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи.
Учебник реализует межпредметные связи с различными науками: математикой, историей, биологией, экологией, химией, физикой и другими науками. Например, в теме «Климат» есть практические работы с обязательными математическими вычислениями. Связь с историей прослеживается при изучении морей и отдельных территорий, в других темах даются исторические справки. Вопросам экологии уделяется особое внимание. Много материала о заповедниках и национальных парках и других охраняемых территориях. Учебник красочно описывает природные комплексы, растительный и животный мир страны, а также морей России. Прослеживается связь и с другими учебными предметами.
10. Каковы методические отличия от учеников других авторов?
Все тематические блоки сопровождаются практикумами, есть рубрика «Это интересно» и «Вы узнаете».
11. Какие программно-педагогические средства и программное обеспечение необходимо для реализации данного курса?
Необходимы: методические пособия для учителя, контрольные материалы для тестирования учащихся, типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, учебные диски; атласы и контурные карты, рабочие тетради для учащихся. В кабинете географии должно быть современное оборудование.
Для выполнения практических работ на местности необходимо специальное оборудование.
12.Моё мнение об учебнике.
Для того чтобы составить объективное мнение, необходимо по нему проработать не менее 3 лет. Сейчас у меня только первые впечатления. Учебник не полностью соответствует современному стандарту. В нем своеобразно реализован комплексный подход при изучении территорий, изучение современного хозяйства оторвано от изучения природы и населения. В учебник возвращён материал, который ранее был убран с целью устранить перегрузку учащихся. Методический аппарат учебника немного отличается от других учебников географии. Положительный момент - практикумы после каждой темы прямо в учебнике. Отрицательные моменты: перегрузка материала излишне подробным материалом, насыщенность терминами, не имеющими практического значения, мелкий шрифт, особенно в таблицах, пресыщенность иллюстрациями, очень мелкие карты.
Фролова И.К. учитель географии МОУ СОШ № 7
города Углича Ярославской области.