Справочный материал «Aнализ урока»

8
0
Материал опубликован 20 January 2016 в группе

Aнализ урока может быть представлен тремя основными видами:

  • Структурный анализ урока
  • Аспектный анализ урока
  • Комплексный анализ урока

Структурный анализ является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный (поэтапный) анализ – это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема структурного анализа урока:

  • Тема, цели урока.
  • Содержание урока.
  • Виды деятельности учителя и учеников.
  • Результаты урока.

Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например, цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока.

Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков:

  • Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
  • Организация учителем повторения пройденного материала.
  • Оптимальность типа и структуры урока.
  • Соблюдение требований к содержанию уроков.
  • Выбор методов, приемов и средств обучения.
  • Характер взаимоотношений учителя и учащихся.
  • Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
  • Организация закрепления изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одновременно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

Примерная схема комплексного (полного) анализа урока может быть такова:

  • Цели, задачи урока.
  • Готовность учителя и учащихся к уроку.
  • Организационная структура урока.
  • Содержание урока.
  • Методическое обеспечение урока.
  • Поведение и деятельность учащихся на уроке.
  • Характеристика деловых качеств учителя.
  • Общие результаты урока.

Вышеизложенные подходы к построению педагогического анализа урока являются общенаучной основой для модели анализа. Однако схемы анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны обязательно отражать сущность и целевое назначение данного подхода –направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъектной позиции в учебном (познавательном процессе), создание условий для самореализации школьников и актуализации их личностного потенциала.

Соответственно, в схеме анализа (самоанализа) урока выделены четыре содержательных блока:

I – Огранизационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока.

II – Создание условий для развития субъектной позиции учеников.

III - Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога.

IV  Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.

В рамках каждого содержательного блока выделяются психолого-дидактические характеристики, отражающие основные направления пе­дагогической деятельности в рамках урока, целевые установки личностно ориентированной деятельности учителя.

Каждая психолого-дидактическая характеристика урока проявляет се­бя конкретными и, что особенно важно, наблюдаемыми признаками, показа­телями, которые с полным правом могут быть названы технологическими, так как обеспечиваются, создаются самим учителем при условии его осоз­нанного и целенаправленного проектирования урока именно в рамках лич­ностно ориентированного подхода.

Предлагаемая схема анализа личностно ориентированного урока не разводится со схемой самоанализа. Целесообразным будет предъявление к этим схемам единых требований.

Предложенная выше схема обеспечивает комплексный психолого-педагогический анализ личностно ориентированного урока. В практике методической работы возможно проведение частичного или одноаспектного анализа, при котором в качестве схемы выбирается и использу­ется один (из четырех) содержательный блок и только его психолого-дидактические характеристики. Одноаспектный анализ целесообразен в ус­ловиях освоения учителем личностно ориентированного подхода на начальных этапах своей профессиональной деятельности.

СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Психолого-дидактические характеристики урока

Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)

I. Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока

1. Ориентация на формирова­ние деятель­ности (а не на передачу информации)

Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики

Знакомство учеников с ра­циональными способами ус­воения материала

Постановка на уроке учебных задач

Освоение на уроке учебных действий

Обучение учеников рефлек­сии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности

2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тре­нинга, анализа ситуаций и/или их моделей

Преобладание на уроке учеб­ных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)

Постановка и организация разрешения проблемных си­туаций

Использование диагно­стических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного раз­вития учеников

Использование нетра­диционных форм урока (се­минар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)

3. Реализация индивидуаль­ного подхода

Использование приемов внешней и внутренней диф­ференциации

Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной бли­жайшего развития)

Создание ситуаций, позво­ляющих ученикам проявлять свои способности, возможно­сти, интересы (то есть индивидуальность)

Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на ос­нове предложенных альтер­натив)

Создание ситуаций успеха (ак­центирование внимания на дос­тижениях и успехах учеников)

II. Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников

Обращение к ранее накоп­ленным знаниям и умениям учеников

Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения зада­ния

Создание ситуаций нравст­венного выбора

Обращение к версиям учени­ков при поиске вариантов ре­шения познавательной зада­чи (проблемы)

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности

Организация исследо­вательской деятельности на уроке (порученных исследо­вательских заданий на дом)

Создание ситуации самостоя­тельного поиска ответа на поставленный учителем во­прос

Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаи­модействия на уроке

Поощрение вопросов учени­ков, обеспечение возможно­сти задавать вопросы

Поощрение инициативы, са­мостоятельности в учебном процессе

3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)

Побуждение учеников к само­оценке, самоконтролю, само­анализу деятельности

Создание ситуаций самостоя­тельного планирования своей деятельности, выбора действий

Помощь в осознании моти­вов собственных действий, поведения, деятельности

Обучение целеполаганию (приемам, последовательно­сти, классификации)

Создание ситуаций, обеспе­чивающих самопознание учащихся

III. Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога

1. Проявление ценностного отношения к личности учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, по­желания, замечания (мнение) каждого ученика

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реаги­рование на него

Отделение оценки действий ученика от личного отноше­ния к нему педагога

Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности

Акцентирование внимания на позитивных личностных каче­ствах учащихся, их поощрение

2. Реализация учителем новых педагогических функций (ролей)

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

Учитель как человек, соз­дающий условия для учения (фасилитаторская функция)

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)

Учитель как эксперт (консуль­тативная, рекомендательная)

IV. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками

учебного процесса

1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия

Приоритет диалогических форм общения

Организация сотрудничества учеников между собой

Обращение учителя к учени­кам по имени

Свободное и открытое выра­жение учениками своего мне­ния без опасения критики

Учитель стремится постоянно получать от учащихся «об­ратную связь»

2. Создание благоприятного психологи­ческого климата на уроке, атмо­сферы доброжелательности и комфорта

Доброжелательность, спокой­ствие, уравновешенность учи­теля

Внимательность к ученику и его проблемам

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

Свободное и легкое вступле­ние учеников в диалог с учите­лем и друг с другом

Стимулирование положи­тельных эмоций во время урока

3. Создание атмосферы взаимной заинтересованно­сти в работе друг друга (сотрудничества)

Организация ситуаций взаи­мопомощи между учениками

Использование таких учебных заданий, где сильна взаимо­зависимость результатов ин­дивидуальной и групповой работы

Организация работы учащих­ся в парах

Организация групповой рабо­ты учащихся

Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.