Aнализ урока может быть представлен тремя основными видами:
- Структурный анализ урока
 - Аспектный анализ урока
 - Комплексный анализ урока
 
Структурный анализ является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный (поэтапный) анализ – это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
Примерная схема структурного анализа урока:
- Тема, цели урока.
 - Содержание урока.
 - Виды деятельности учителя и учеников.
 - Результаты урока.
 
Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например, цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока.
Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Примерные цели и программы аспектных анализов уроков:
- Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
 - Организация учителем повторения пройденного материала.
 - Оптимальность типа и структуры урока.
 - Соблюдение требований к содержанию уроков.
 - Выбор методов, приемов и средств обучения.
 - Характер взаимоотношений учителя и учащихся.
 - Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
 - Организация закрепления изученного учебного материала.
 
Комплексный или полный анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Комплексный (полный) анализ может быть осуществлен одновременно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.
Примерная схема комплексного (полного) анализа урока может быть такова:
- Цели, задачи урока.
 - Готовность учителя и учащихся к уроку.
 - Организационная структура урока.
 - Содержание урока.
 - Методическое обеспечение урока.
 - Поведение и деятельность учащихся на уроке.
 - Характеристика деловых качеств учителя.
 - Общие результаты урока.
 
Вышеизложенные подходы к построению педагогического анализа урока являются общенаучной основой для модели анализа. Однако схемы анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны обязательно отражать сущность и целевое назначение данного подхода –направленность каждого урока на развитие личности учащихся, выращивание их субъектной позиции в учебном (познавательном процессе), создание условий для самореализации школьников и актуализации их личностного потенциала.
Соответственно, в схеме анализа (самоанализа) урока выделены четыре содержательных блока:
I – Огранизационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока.
II – Создание условий для развития субъектной позиции учеников.
III - Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога.
IV – Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.
В рамках каждого содержательного блока выделяются психолого-дидактические характеристики, отражающие основные направления педагогической деятельности в рамках урока, целевые установки личностно ориентированной деятельности учителя.
Каждая психолого-дидактическая характеристика урока проявляет себя конкретными и, что особенно важно, наблюдаемыми признаками, показателями, которые с полным правом могут быть названы технологическими, так как обеспечиваются, создаются самим учителем при условии его осознанного и целенаправленного проектирования урока именно в рамках личностно ориентированного подхода.
Предлагаемая схема анализа личностно ориентированного урока не разводится со схемой самоанализа. Целесообразным будет предъявление к этим схемам единых требований.
Предложенная выше схема обеспечивает комплексный психолого-педагогический анализ личностно ориентированного урока. В практике методической работы возможно проведение частичного или одноаспектного анализа, при котором в качестве схемы выбирается и используется один (из четырех) содержательный блок и только его психолого-дидактические характеристики. Одноаспектный анализ целесообразен в условиях освоения учителем личностно ориентированного подхода на начальных этапах своей профессиональной деятельности.
СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
| 
						 Психолого-дидактические характеристики урока  | 
					
						 Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)  | 
				
| 
						 I. Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока  | 
				|
| 
						 1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации)  | 
					
						 Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики  | 
				
| 
						 Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала  | 
				|
| 
						 Постановка на уроке учебных задач  | 
				|
| 
						 Освоение на уроке учебных действий  | 
				|
| 
						 Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности  | 
				|
| 
						 2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)  | 
					
						 Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей  | 
				
| 
						 Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)  | 
				|
| 
						 Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций  | 
				|
| 
						 Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников  | 
				|
| 
						 Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)  | 
				|
| 
						 3. Реализация индивидуального подхода  | 
					
						 Использование приемов внешней и внутренней дифференциации  | 
				
| 
						 Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)  | 
				|
| 
						 Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность)  | 
				|
| 
						 Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)  | 
				|
| 
						 Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)  | 
				|
| 
						 II. Создание условий для развития субъектной позиции учеников  | 
				|
| 
						 1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников  | 
					
						 Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников  | 
				
| 
						 Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания  | 
				|
| 
						 Создание ситуаций нравственного выбора  | 
				|
| 
						 Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)  | 
				|
| 
						 Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта  | 
				|
| 
						 2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности  | 
					
						 Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом)  | 
				
| 
						 Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос  | 
				|
| 
						 Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке  | 
				|
| 
						 Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы  | 
				|
| 
						 Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе  | 
				|
| 
						 3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)  | 
					
						 Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности  | 
				
| 
						 Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий  | 
				|
| 
						 Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности  | 
				|
| 
						 Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)  | 
				|
| 
						 Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся  | 
				|
| 
						 III. Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога  | 
				|
| 
						 1. Проявление ценностного отношения к личности учащихся  | 
					
						 Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания (мнение) каждого ученика  | 
				
| 
						 «Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него  | 
				|
| 
						 Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога  | 
				|
| 
						 Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности  | 
				|
| 
						 Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение  | 
				|
| 
						 2. Реализация учителем новых педагогических функций (ролей)  | 
					
						 Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)  | 
				
| 
						 Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)  | 
				|
| 
						 Учитель как исследователь (исследовательская функция)  | 
				|
| 
						 Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)  | 
				|
| 
						 Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)  | 
				|
| 
						 IV. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса  | 
				|
| 
						 1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия  | 
					
						 Приоритет диалогических форм общения  | 
				
| 
						 Организация сотрудничества учеников между собой  | 
				|
| 
						 Обращение учителя к ученикам по имени  | 
				|
| 
						 Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики  | 
				|
| 
						 Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»  | 
				|
| 
						 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта  | 
					
						 Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя  | 
				
| 
						 Внимательность к ученику и его проблемам  | 
				|
| 
						 Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися  | 
				|
| 
						 Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом  | 
				|
| 
						 Стимулирование положительных эмоций во время урока  | 
				|
| 
						 3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничества)  | 
					
						 Организация ситуаций взаимопомощи между учениками  | 
				
| 
						 Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы  | 
				|
| 
						 Организация работы учащихся в парах  | 
				|
| 
						 Организация групповой работы учащихся  | 
				|
| 
						 Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи  | 
				|