Анализ ВПР в 4 классе городской школы за учебный год
Анализ Всероссийских проверочных работ
в 4 классах образовательных учреждений города Сухиничи
за 2017-2018 учебный год.
Оценка качества образования школьников сегодня стала одним из главных приоритетов развития отечественной системы образования.
Отличительными особенностями ВПР является единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей; учителям – предметникам среднего звена для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания начальной школы.
В апреле 2017-2018 учебного года в ВПР приняли участие обучающиеся 4 классов по русскому языку, математике и окружающему миру.
Рассмотрим полученные результаты в соответствии с хронологией проведения ВПР.
На диаграмме 1 представлено сравнение результатов ВПР в Сухиничском районе с результатами по Калужской области и Российской Федерации по показателю «качество» (включая городские и сельские школы).
Доля обучающихся, получивших за выполнение заданий ВПР отметки «4» и «5» (показатель «качество») в апреле 2018 г.
Диаграмма 1.
Из данных диаграммы можно сделать вывод о том, что качество образования в Сухиничском районе в 4 классах по русскому языку, математике и окружающему миру ниже, чем по региону и РФ.
Доля обучающихся, которые не справились с заданиями ВПР (получили «двойки», по русскому языку и математике ниже, чем по региону и РФ. По окружающему миру процент «двоек» ниже, чем по РФ, но на уровне региона и равен 0,6%. В связи с этим значения по показателю «обученность» распределились следующим образом (диаграмма 2).
Диаграмма 2.
Доля обучающихся, получивших за выполнение заданий ВПР отметки «3», «4» и «5» (показатель «обученность») в апреле 2018 г.
Всего в ВПР среди городских школ участвовали по русскому языку - 148 учащихся (80%), по математике – 151 учащийся (81%), по окружающему миру – 167 учащихся (89%).
Рассмотрим качество обучения по школам по результатам ВПР (Диаграмма 3).
Диаграмма 3.
Из диаграммы видно, что:
по русскому языку самое высокое качество знаний в средней школе №12 - 81,3%, самое низкое – в Середейской школе – 47,1%;
по математике самое высокое качество знаний в средней школе №4 - 89,4%, самое низкое – в средней школе №1 – 56,1% и Середейской школе –56,2%;
по окружающему миру самое высокое качество знаний в средней школе №4 - 94,7%, самое низкое – в Середейской школе – 66,6%;
Уровень обученности по предметам выглядит следующим образом.
Диаграмма 4.
Диаграмма наглядно показывает, что самый низкий уровень обученности по русскому языку в средней школе №1 – 92, 5%; по математике – средняя школа №4 – 94,7%; по окружающему миру – средняя школа №1 – 97,6%.
Полученные результаты выполнения ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру, дали возможность отследить задания, процент выполнения которых в Сухиничском районе имеет наибольшее отставание от средних значений по региону и РФ.
Русский язык.
№ задания |
Процент выполнения задания |
Проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС |
||||
в РФ |
в регионе |
в Сух. р-не
|
в гор. шк. |
|||
2 |
69 |
72 |
59 |
63 |
Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами. |
|
4 |
82 |
84 |
76 |
78 |
Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) |
|
6 |
54 |
53 |
49 |
46 |
Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста |
|
10 |
69 |
65 |
56 |
49 |
Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. |
|
11 |
64 |
66 |
58 |
53 |
Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс |
|
14 |
72 |
63 |
53 |
54 |
Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи |
Причины затруднений и предложения по устранению недостатков:
2 задание. Ошибки в выделении однородных сказуемых объясняются не только слабым владением предметного материала, но и недостаточной сформированностью общеучебного умения – понимание задания и сохранение его в памяти: дети в одних диктантах выделяли однородные прилагательные, в других – однородные дополнения, которые в тексте предшествовали однородным сказуемым.
Предложение по устранению недостатков. Рекомендуется в ходе изучения данной темы и её повторения акцентировать внимание на существенные признаки понятий «Однородные подлежащие», «Однородные сказуемые» и включать следующие задания: проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами; выделять в тексте или строить предложения с однородным членами по предложенным схемам (моделям).
4 задание. Основная причина затруднения кроется в том, что у учащихся не сформированы коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, отсутствие работы с орфоэпическим словарём.
Предложение по устранению недостатков.
Различение ударных и безударных гласных должно стать пролонгированной темой, причём на всех учебных предметах, так как на её освоение значительное влияние оказывает социум, в котором находится ребёнок. В связи с этим, учителю следует уделять самое пристальное внимание формированию орфоэпических норм русского языка не только на уроках, но и в повседневной жизни. Главное, включение изучаемых слов в устные речевые высказывания.
6 задание. Наибольшее затруднение при выполнении данного задания вызвал сам текст, в котором содержалось несколько микротем. Как правило, одну из микротем, в явном виде сформулированную в тексте, учащиеся и принимали за основную мысль. Типичная ошибка связана с неумением четвероклассников определять то главное, что хочет сказать автор (основная мысль текста), разграничивать основную мысль и тему текста (о чём говорится в тексте, основной предмет высказывания).
Предложение по устранению недостатков. Необходимо целенаправленно и систематически обучать младших школьников вычитывать из разных типов текстов (художественных, учебно-научных) различные виды текстовой информации, с этой целью нужно использовать приемы понимания текста. Обучение школьников осмыслению текста может осуществляться на трёх этапах: до начала чтения, во время чтения и после чтения. На этапе до начала чтения происходит прогнозирование темы и содержания текста по заголовку; во время чтения аутентичного (реального) текста ученики выделяют ключевые слова в содержании абзаца (части текста), задают вопросы к каждой читаемой части (ведётся диалог с текстом); после чтения текста (рефлексивный этап) с опорой на ключевые слова, информацию, полученную в результате диалога с текстом, происходит окончательное осмысление темы текста (о чём говорится в тексте); и основной мысли (что хотел сказать автор). Основная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Если основная мысль не сформулирована в тексте в явном виде, определить её помогут, например, следующие вопросы. Что хотел сказать автор? Зачем он создал этот текст? Какие мысли и чувства у вас вызывает этот текст? Как автор относится к тому, что написал?
10 задание. Основная причина затруднения – отсутствие работы со словарём синонимов, отсутствие заданий на уроках, предлагающих составить синонимичный ряд слов, подобрать синоним либо антоним к слову из текста.
Предложение по устранению недостатков. Важно систематически планировать лексическую работу на уроках русского языка и литературного чтения (планировать работу с дидактическими материалами, словарями синонимов и антонимов, редактирование текстов).
11 задание. Недостаточная работа по проведению морфемного разбора слова, отсутствие работы со схемами.
Предложение по устранению недостатков. При изучении частей речи важно показывать обучающимся их структуру, частотные морфемы, связанные с образованием определенной части речи (например, суффиксы -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек- имён существительных; -оньк-, -еньк- имён прилагательных), регулярно предлагать упражнения с использованием структурных схем слов: на «оживление» структурной схемы словами; составление структурных схем слов; нахождение слов по заданной структурной схеме; определение части речи, к которой относится слово, по заданной структурной схеме. Такие упражнения нацелены и на развитие предметных учебно-языковых умений, и на формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с разными формами преобразования информации.
14 задание. Основные причины затруднений: низкий (недостаточный) уровень владения общим способом определения частей речи; уровень сформированности необходимых универсальных учебных действий, которые включают анализ морфологических признаков; установление их причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, приводящей к верному выбору и т.д.
Предложение по устранению недостатков. Любое понятие надо рассматривать в комплексе его признаков. При опознавании частей речи – это комплекс грамматического значения, вопроса и грамматических признаков. Весьма полезны задания, в которых сравниваются слова разных частей речи с близким морфемным составом.
Рекомендации.
В рамках реализации междисциплинарных программ ФГОС НОО «формирование универсальных УУД» и «Чтение. Работа с текстом» необходима организация работы с текстом и другими источниками информации на каждом уроке по любому предмету:
• отбирать тексты разных стилей, родов и жанров;
• продумать работу с разными источниками информации;
• организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей;
• особое внимание уделить работе по выделению темы и главной мысли текста;
• выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание орфоэпических норм русского языка;
• продолжить работу по морфемному анализу слов;
• формировать умение находить однородные члены предложения и классифицировать их.
Математика
№ задания |
Процент выполнения задания |
Проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС |
||||
в РФ |
в регионе |
в Сух. р-не
|
в гор. шк. |
|||
2 |
89 |
91 |
84 |
85 |
Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок). |
|
4 |
68 |
70 |
65 |
66 |
Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр). |
|
5(2) |
51 |
53 |
48 |
51 |
Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. |
|
6(2) |
72 |
70 |
66 |
70 |
Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм. |
|
7 |
79 |
82 |
75 |
77 |
Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком). |
|
8 |
50 |
53 |
37 |
41 |
Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); решать задачи в 3–4 действия |
|
9(2) |
49 |
50 |
41 |
40 |
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). |
|
11 |
27 |
28 |
18 |
15 |
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия. |
Причины затруднений и предложения по устранению недостатков:
2 задание. Невнимательность и отсутствие самоконтроля при выполнении вычислений; не знание порядка выполнения арифметических действий.
Предложение по устранению недостатков. Для закрепления навыка соблюдения порядка действий можно на уроках предлагать несколько похожих заданий, где при кажущейся похожести порядок действий будет разным
4 задание. Невнимательность при прочтении условия и отсутствие самоконтроля при выполнении задания.
Предложение по устранению недостатков. Предлагать на уроках текстовые задачи, представленные в виде таблиц, схем.
7 задание. Не доведённое до автоматизма усвоение таблицы умножения и деления; пробелы в усвоении правила умножения и деления трёхзначного числа на однозначное, нарушение порядка действий в вычислениях.
Предложение по устранению недостатков. Уделить особое внимание отработке навыков действия с многозначными числами, включая их в проверочную самостоятельную работу.
8 задание. Основная проблема при решении задач данного вида состоит в том, что на уроках зачастую проводится неполный анализ задачи, дети на недостаточном уровне владеют навыками работы с текстом, не умеют выделять главное.
Предложение по устранению недостатков.
9 (2) задание. Несформированность логического мышления.
Предложение по устранению недостатков. Учителям следует обучать всех учащихся овладению общими приёмами решения задач на протяжении начального курса.
11 задание. Несформированность представлений о геометрических фигурах; не сформирован словарь геометрических терминов (шестиугольник, вершина и т.д.).
Предложение по устранению недостатков. Включать в содержание урока задания на пространственное воображение.
Рекомендации.
Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы
Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Окружающий мир
№ задания |
Процент выполнения задания |
Проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС |
||||
в РФ |
в регионе |
в Сух. р-не
|
в гор. шк. |
|||
1 |
93 |
93 |
88 |
86 |
Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми учащиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выделять их существенные свойства. |
|
2 |
71 |
71 |
64 |
66 |
Умение понимать информацию, представленную разными способами (словесные, знаково-символические). |
|
3(1) |
65 |
69 |
60 |
59 |
Назвать отмеченные буквами материки |
|
3(3) |
60 |
66 |
59 |
58 |
Определить, какие из приведённых животных обитают на каждом из этих материков. |
|
4 |
80 |
79 |
66 |
69 |
Проверка освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. |
|
5 |
77 |
77 |
69 |
72 |
Овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части и органы) |
|
6(1) |
74 |
78 |
62 |
63 |
Проверяет умение вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. |
|
7(1) |
71 |
69 |
60 |
61 |
Проверяет способность на основе знаково-символических изображений сформулировать правило поведения. |
|
10(1) |
82 |
85 |
74 |
74 |
Проверяются знания обучающихся о своём родном крае (название региона и его главного города). |
|
10(2) |
48 |
52 |
46 |
47 |
Проверяются знания обучающихся о достопримечательностях и особенностях природы своего региона. |
Причины затруднений и предложения по устранению недостатков:
1 задание. Мало времени было уделено на уроке освоению материала на уровне узнавания и различения признаков объектов.
Предложение по устранению недостатков. Использовать подобные задания в образовательной деятельности.
2задание. Отсутствие работы с подобными таблицами для решения заданных задач.
Предложение по устранению недостатков. Предлагать детям данный вид работы с текстом, предполагающий умение отыскивать нужную информацию.
3(1,3) задание. Недостаточное внимание уделяется на уроках работе с картой, отсутствие приёмов анализа и синтеза по изучению растительного и животного мира определённых материков.
Предложение по устранению недостатков.
На уроках вести работу с контурными картами, продумывать творческие задания по расселению животных по заданным материкам.
4 задание. Элементарные нормы здоровьесберегающего поведения проверяются лишь опосредованно в части теоретических знаний.
Предложение по устранению недостатков. В учебном процессе они должны формироваться в практических ситуациях.
5 задание. Строение тела человека изучается в части теоретических знаний.
Предложение по устранению недостатков. В учебном процессе эти знания должны формироваться в практических ситуациях.
6(1) задание. Работа с опытами проводится на недостаточном уровне.
Предложение по устранению недостатков. Данный планируемый результат наиболее эффективно формируется в процессе проведения реальных лабораторных опытов, поэтому необходимо в образовательном процессе шире использовать этот вид деятельности.
7(1) задание. Дети не в полном объёме владеют умением использовать знаково-символические средства для выполнения задания.
Предложение по устранению недостатков. Чаще предлагать задания подобного уровня.
10(1, 2) задание. Ограниченный уровень сформированности представлений о родном крае.
Предложение по устранению недостатков. Необходимо усилить краеведческую направленность образовательного процесса, ориентированного на расширение их жизненного пространства.
Рекомендации.
При составлении календарно-тематического планирования усилить краеведческую направленность курса.
Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способность анализировать, рассуждать.
Свести до минимума репродуктивную деятельность , в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.
Общие выводы и рекомендации.
На данной диаграмме представлен уровень обученности учащихся городских школ. Результаты итоговых работ характеризуют уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Подавляющее большинство обучающихся муниципальной системы образования (городских школ) усвоили основную образовательную программу в соответствии с ФГОС НОО. Уровень предметного обучения большинства учащихся является достаточным для успешного усвоения дальнейшей программы.
Анализ позволяет сделать вывод, что в целом учителя начальных классов правильно и обоснованно отбирают методы, приемы и средства обучения в соответствии с требованиями стандарта. Разнообразие приемов, способов, использование ИКТ и, самое главное, включение учащихся в деятельность, позволяют достигать планируемых результатов. Однако результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов:
низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения теста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки – общеучебные, регулятивные УУД,
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений –логические УУД
недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умения решать практические задачи – общеучебные УУД
низкий уровень сформированности умения интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы) – регулятивные УУД
В связи с этим рекомендуем:
методическим службам общеобразовательных организаций:
- провести анализ результатов Всероссийских проверочных работ на уровне общеобразовательной организации, определить типологию наиболее существенных затруднений учащихся и своевременно ознакомить с ней педагогов, работающих в 4-х классах;
- с целью обеспечения преемственности рассмотреть результаты проверочных работ на ближайшем заседании школьных методических объединений учителей начальных классов с приглашением педагогов основной школы, преподающих русский язык, математику и предметы естествоведческого цикла в пятых классах 2018-2019 учебного года;
- проанализировать учебные программы и учебники с целью включения дополнительного материала, необходимого для качественной подготовки учащихся;
- на заседании методических объединений учителей-предметников рассмотреть вопрос о проведении мониторинговых работ, их структуре и принципах отбора заданий, соответствующих возрастным особенностям школьников четвертых и пятых классов с целью оценки динамики качества обучения;
- выработать систему мер, направленных на преодоление обнаруженных проблем и повышение качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС на 2018-2019 учебный год;
- включать в содержание уроков задания на работу с информацией, представленной в различном виде (художественных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.);
- решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе;
- при планировании уроков избегать однообразной формулировки заданий, обучать школьников разным способам выполнения задания; предлагать учащимся объяснять выполнение задания, доказывать, почему ими выбран тот или иной способ действия;
- учить ориентироваться в определенной жизненной ситуации, описанной в задании (задаче), учить осознанному выделению данных, выбору действий;
- больше внимания следует уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания (задачи), так как причинами ошибок могут стать и невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логические ударения, выявить суть задания и т.д.;
- приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении контрольной работы;
- разъяснять возможность исправления учащимися самостоятельно выявленных ошибок в контрольных работах, данный навык - показатель сформированности важнейшего для учебной деятельности действия самоконтроля;
- особое внимание уделять тем отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины учащихся класса;
- на основе результатов Всероссийских проверочных работ организовать индивидуальную работу с учащимися по устранению выявленных затруднений
Не менее важным уровнем анализа результатов ВПР является уровень отдельных обучающихся. Индивидуальные результаты по каждому выпускнику начальной школы предоставляют возможность педагогам основной школы получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться на следующей ступени образования. Полученные результаты создают основу для развития универсальных учебных действий; помогают подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Это свидетельствует о том, что обучающиеся 4 классов городских школ в целом справились с предложенными заданиями и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов:
низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения теста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки – общеучебные, регулятивные УУД,
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений –логические УУД
недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умения решать практические задачи – общеучебные УУД
низкий уровень сформированности умения интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы) – регулятивные УУД
Общие выводы
Результаты проверочных работ показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
Учителям начальных классов и учителям основного общего образования обратить внимание на формирование общеучебных, логических и регулятивных УУД, необходимо на уроках уделять больше внимания заданиям, требующим логических рассуждений, доказательств, обоснований, а также заданиям, направленным на сравнение, обобщение, формирующим умение делать выводы и прогнозы.