12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Денежко Лариса Александровна41
Весёлая и отзывчивая, жизнерадостная, люблю детей, их улыбки и их любознательнось
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Денежко Л.А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

 
Детская ложь. Когда ребенок обманывает?
 

Наверное, нет такой семьи, где бы родители хотя бы раз не сталкивались с обманом ребенка. Столкнувшиеся с такой проблемой, многие родители пребывают в растерянности и не знают, как им дальше строить отношения с ребенком, уличенным во лжи. Можно ли ему теперь верить, наказывать ли его?

Не спешите принимать решение: прежде всего, попытайтесь разобраться в мотивах, побудивших ребенка солгать. Иногда родители сами провоцируют ребенка на ложь: строго наказывают, обходятся несправедливо, подают пример лживого поведения. Давайте попробуем разобраться в причинах детской лжи.

Чаще всего дети используют ложь как защиту от неприятных последствий (наказания, стыда) для себя или кого-то значимого (друзей, одноклассников). Дети часто боятся гнева, наказания, непринятия со стороны взрослых. Как правило, по этой причине лгут дети, которые уже сталкивались с серьезными наказаниями, унижением, получали обидные оценки в свой адрес. Поэтому им просто страшно сказать правду о полученной двойке, разбитом стекле или случившейся драке.

Осознанно использовать ложь как защиту, ребенок может научиться только у взрослых. Именно близкие подают ему пример как можно избежать неприятных последствий. Например, папа просит ребенка сказать, что его нет дома, чтобы избежать разговора с начальником, мама пишет записку в школу, что сын или дочь плохо себя чувствовали и поэтому не пошли в школу, хотя на самом деле просто проспали. Ребенок все замечает, понимает и учится у окружающих взрослых способам выхода из трудной ситуации. Поэтому очень важно, чтобы окружающие взрослые были честны между собой и с ребенком. Только личным примером можно научить ребенка говорить правду.

Одним из вариантов защиты может быть непризнание тех или иных событий, которые происходили с ребенком. Когда происходящее вызывает сильные негативные чувства (стыд, обиду, боль) проще сказать, что этого не было, и таким образом защитить себя от неприятных чувств. В этом случае ребенку настолько тяжело признать факты собственной жизни, что он порой сам начинает верить в придуманную реальность.

Вторая распространенная причина лжи – желание получить то, что никакими другими способами ребенок получить не может. Чаще всего это внимание и признание окружающих, поднятие своего статуса в коллективе. Не найдя другого способа, ребенок стремиться приукрасить свои успехи и достижения, представить в выгодном свете своих родных, преувеличить материальный достаток семьи и т.д. Так действуют дети, которые не уверены в собственной ценности, в том, что без приукрашивания своих достоинств они могут завоевать симпатию и уважение окружающих. Родители подталкивают ребенка к использованию лжи - часто критикуя его, предъявляя завышенные требования, проявляя недостаточно внимания и заботы. Не принимают ребенка таким, какой он есть, стремятся его переделать.

Помните, если ребенок лжёт – значит, у него есть проблемы, и он не знает, как с ними справиться.

              Что же делать, если вы уже столкнулись с обманом:

Попытайтесь понять причину лжи и откровенно поговорить с ребенком.

В разговоре сделайте акцент на том, что вы очень расстроены тем, что вас обманули (может быть даже больше, чем неблаговидным поступком),

Если решили наказывать, то наказывайте в первую очередь за обман, объяснив ребенку причину наказания.

Очень важно избежать в разговоре оскорблений, криков, унижений в адрес ребенка. С их помощью вы можете сформировать страх  вашей реакции на его неудачи и неблаговидные поступки, и в будущем ребенок может снова попытаться солгать.

           Если ребенок солгал, чтобы защитить себя от последствий:

Вместе разберите поступок, который скрыл ребенок. Найдите пути выхода из ситуации (например, проговорите с ребенком, какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить двойку) и что можно сделать, чтобы ситуация в будущем не повторилась.

Дайте понять, что неудачи и ошибки бывают у каждого, в том числе и у вас, что в этом нет ничего страшного. Важно, чтобы ребенок почувствовал, что вы готовы ему помогать, что любите и принимаете его таким, какой он есть и не отвернетесь от него.

        Если ребенок солгал, чтобы получить то, что другим способом он получить не мог:

Откровенно поговорите с ним о том, чего хотел добиться ребенок, выдавая фантазии за реальность, и что из этого получилось,

Постарайтесь найти другие пути достижения желанной для ребенка цели (например, чтобы получить признание сверстников, можно научиться хорошо делать что-либо: играть в футбол, заплетать американские косички и т.д.)

Если по какой-либо причине достичь желаемого невозможно, объясните ребенку причины и поддержите его (например, тем, что его желание может осуществиться в будущем).

 


 

 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Купцова Елена Александровна, 16.02.17 в 15:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за интересную публикацию!
Кучуганова Любовь Александровна, 05.02.18 в 16:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал. Данная проблема очень актуальна. В своей работе постоянно сталкиваюсь с ней. Предложу рассмотреть данную тему на МО воспитателей на следующий год. Доклад ваш возьму, озвучив ваше авторство Еще раз спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.