Рефлексивный анализ деятельности районной творческой группы «Инновационная деятельность учителя»
Самоанализ
деятельности Винокуровой Марины Валерьевны
учителя экономики МОУ СОШ №2 УКМО,
руководителя районной творческой группы
«Инновационная деятельность учителя» УКМО
«Дайте мне рычаг и я переверну Землю!» Кто-то может сказать, что Архимед не собирался переворачивать Землю, его знаменитая фраза лишь иллюстрировала возможности рычага. На самом деле он предложил одно из самых глобальных новшеств в истории человечества. Новшество заключалось в возможности изменить все, даже основы мироздания…
Педагогическая инноватика. В отличие от педагогики – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х годов прошлого века, то есть немногим более 15 лет назад. сегодня педагогическая инноватика находится в стадии развития и эмпирического поиска. Районная творческая группа «инновационная деятельность учителя» является иллюстрацией этого процесса в системе образования Усть-Кутского района.
В сентябре 2007 года методическим кабинетом ГОРОО было разработано положение о творческих группах, а затем в соответствие с приказом, создано несколько творческих групп системы образования УКМО. В их число вошла творческая группа «Инновационная деятельность учителя».
Свою деятельность группа осуществляет в соответствии со следующими федеральными, региональными, муниципальными нормативно-правовыми актами:
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
Национальная доктрина образования РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г.
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. От 11.02.2002г. № 393
Целевая программа развития образования в Иркутской области на 2001-5гг.
Типовое положение об общеобразовательной и средней школе
Общеобразовательные программы
Положение о творческой группе учителей.
Приказ об организации творческих групп.
Программа развития творческой группы педагогов школ УКМО «Инновационная деятельность учителя»
Организационная структура группы представлена: 10 образовательными учреждениями района – МОУ СОШ № 1, 2, 3, 4, 5, 7,8, Подымахинской МОУ СОШ, МОУ СОШ поселков Ручей и Янталь. А так же 2 учреждениями дополнительного образования – Детским юношеским центром и Детским эколого-биологическим центром и Городским отделом образования.
В состав группы постоянно входят 13 педагогов, из которых
6 – имеют высшую квалификационную категорию;
7 – первую квалификационную категорию.
Средний возраст педагогов 36 лет (варьируется – от 32 до 50 лет)
Средний стаж работы – 22 года (наибольший - 29 лет, наименьший – 13лет)
Деятельность участников группы основывается на принципах:
Абсолютной добровольности – в группу совершенно свободно может прийти любой желающий;
Взаимопомощи;
Инициативности;
Активности – «Умеешь сам – научи другого!».
Психологический опрос педагогов позволил составить коллективный психологический портрет участников группы. Наряду с качествами присущими всем представителям педагогической профессии, они отличаются:
Открытостью;
Искренностью;
Стремлением к творчеству;
Высокой мотивацией достижения успеха;
Хорошей коммуникабельностью;
Развитым «чувством локтя» ( взаимоподдержка);
Стремлением к самоактуализации и саморазвитию – что в иерархии Маслоу является наивысшей потребностью личности человека.
Для определения основных направлений деятельности, системно меняющих характер педагогических отношений и комплексно влияющих на содержание и формы организации преподавания, была создана Программа развития творческой группы педагогов школ города и района «Инновационная деятельность учителя» на 2007-2010 годы, направленная на решение наиболее актуальных педагогических проблем Усть-Кутской системы образования:
Подготовка к предпрофильному и профильному обучению в школе.
Выбор и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень школьников.
Формирование исследовательских умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления обучающимся оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализация индивидуальных творческих запросов.
Внедрение рейтинговой системы обучения
Мониторинг эффективности обучения.
Цель программы: Создание информационной среды и условий для достижения нового образовательного результата за счет изменения методов и технологий обучения, повышения веса тех из них, которые формируют информационно-коммуникативную компетентность, навыки самообучения, опыт ответственного выбора, опыт самоорганизации и становление ценностных ориентаций.
Данная цель реализуется через ряд задач:
Активизировать участие педагогов в инновационной деятельности.
Расширение сотрудничества между ОУ района
Поиск, разработка и внедрение инноваций в ОУ
Апробация наиболее эффективных приемов преподавания
Совершенствование мастерства участников творческой группы.
Разработка и обобщение материалов деятельности творческой группы.
Этапы реализации программы:
I этап «Организационный» |
Сентябрь 2007г. – май 2008г. |
Разработка концепции программы развития творческой группы Погружение в проблемное поле. |
II этап «Основной» |
Сентябрь 2008г. – май 2009г. |
Апробация и внедрение инноваций на этапе перехода ОУ к профильному обучению. |
III этап «Обобщающий» |
Май-май 2009г. -2010г. |
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития творческой группы |
На первом этапе работа участников группы строилась по двум основным направлениям:
1.Разработка программно-методического обеспечения:
Разработана программа развития творческой группы
Разработана концепция программы
2.Создание информационного поля:
Изучение запроса общеобразовательных учреждений;
Диагностика готовности к инновационной деятельности
Диагностика профессиональных затруднений
Диагностика готовности к инновационной деятельности участников группы показала, что:
Чувство неудовлетворенности результатами своей педагогической деятельности испытывают почти 82% респондентов;
Готовы к изменениям, «новшествам» вообще -93%;
Готовы к инновациям, как способу реализации своего творческого потенциала -93% опрошенных.
Диагностика профессиональных затруднений позволила определить ряд причин, создающих препятствия для личного профессионального роста большинства респондентов:
Такие как
.
Информационная недостаточность в вопросах теории и практики
педагогической деятельности;
Недостаток в освоении и внедрении инновационных технологий;
Отсутствие практического опыта в организация экспериментальной
работы учителя.
Изучение запросов образовательных учреждений, позволило окончательно сформировать проблемное поле и обозначить ряд наиболее актуальных проблемных вопросов:
Экспериментальная деятельность учителя
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и
профильного обучения
Создание индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
Организация системы мониторинга в ОУ;
Использование рейтинговых методов оценивания учащихся.
На основном этапе деятельность участников группы осуществлялась по направлениям:
Создание электронного банка данных по вопросам теории и практики педагогической деятельности
Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности через проведение тренингов, семинаров, мастер-классов и обмен опытом.
За период с 2007 по 2009 год, в рамках программы развития для педагогов района были подготовлены и проведены:
Теоретические семинары
«Как учителю подготовить и провести эксперимент» - 20.11.07
«Школа в стадии эксперимента»- 18.12.07
«Введение в предпрофильное и профильное обучение»- 25.01.07
Психологические тренинги
«Готовность учителя к инновационной деятельности» - 12.09.07
«Личностный портрет учителя-новатора» - 10.02.07
Практические семинары:
«Система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении.» - 16.03.07
«Знакомство с электронным информационным банком «Методическаяэлектронная копилка учителя новатора» -16.04.07
Апробированы новые формы методического взаимодействия педагогов:
День открытых дверей МОУ СОШ №2:
«Индивидуальная образовательная траектория учащихся как результат
взаимодействия школы и лицея-интерната №1 г.Иркутска», в работе которого принимали участие преподаватели лицея –интерната №1
г..Иркутска, 11.10.2008г.
Методический круглый стол МОУ СОШ №4:
«Информационные технологии в деятельности учителя»
МОУ СОШ №4, 26.02.2009г.
Мини-конференция
«Инновационная деятельность учителя – важнейшее условие творческого развития»
13.12.2008г. в которой добровольно, по своему желанию приняли участие 10 педагогов района, получили оценку коллег и практические рекомендации
В апреле 2009 года все участники группы, желающие и заинтересованные прошли обучение на выездных курсах повышения квалификации ИПКРО «Психологическое сопровождение инновационной деятельности». По отзывам участников, содержание курсов было оценено достаточно высоко.
Результатом двухгодичной деятельности районной творческой группы «Инновационная деятельность учителя» является:
Повышение мотивации педагогов к самообразованию
За данный период времени, курсы повышения квалификации прошли 9 педагогов группы:
Общее кол-во часов – 648 (на одного педагога - 49.8 ч.)
Повышение активности педагогов в плане обмена и распространения собственного опыта
19 педагогов города и района выступили на семинарах и конференциях
в рамках творческой группы.
Стимулирует педагогов к творчеству – созданию инновационных продуктов. Педагогами нашей группы за это время их было создано более 10.
К активному участию в конкурсах методических разработок различного уровня – районных, областных, региональных, федеральных.
Весомым результатом двухгодичной деятельности районной творческой группы «Инновационная деятельность учителя» является:
Создание электронного банка данных по вопросам
теории и практики педагогической деятельности.
Электронный банк содержит методические материалы и разработки по следующей тематике:
Потфолио;
Предпрофильная подготовка и профильное обучение;
Эксперимент;
Концепция модернизации образования;
Обогащающее обучение;
Психологическое сопровождение инновационной деятельности учителя
Управление персоналом и др.
И мы всегда готовы поделиться накопленной информацией и опытом.
Вместе с тем, на сегодняшний день работы группы, определился ряд проблем:
Большая загруженность педагогов
Большой территориальный разброс
участников группы
Отсутствие механизма стимулирования
педагогов
Часть проблем находится в стадии решения. Например, творческой районной группой прорабатывается вопрос о создании дистанционных форм методического взаимодействия педагогов района, которые помогут «сократить» расстояния между заинтересованными сторонами и значительно сэкономить время. Совместно с городским отделом управления образования создан специальный «сертификат участника», который вручается педагогам активно участвующим в методическом взаимодействии и обмене опытом.
В заключении, мне хочется привести слова из произведения Льюиса Кэрролла:
«Куда мне идти?» – спросила Алиса.
«Это зависит от того, куда ты хочешь прийти!» - ответил Чеширский Кот.
А мы, смею надеяться, все-таки не стоим на месте…