Конспект урока преподавателя народного отделения на тему «Ансамблевая игра»
Методическая разработка преподавателя народного отделения МБУ ДО «ДШИ ст. Архонская» Цкаевой Светланы Анатольевны.
Ансамблевая игра.
2017 г.
Цель урока: формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой игры.
Задачи урока: научится слушать друг друга четко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки.
План урока:
Введение.
Д. Хаханов «Симд» работа над фразировкой и художественным образом.
Б. Газданов «Хонга» разборка каждой партии.
Работа над исполнением в целом.
Ход урока.
Введение. Ансамбль-это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятие в классе ансамбля должны способствовать развитию у обучающихся ритмического, методического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а так же способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.
Первое произведение которое сейчас сыграют девочки, это музыка Дудара Соломоновича Хаханова «Симд», хотелось бы сказать несколько слов о нем. Дудар Соломонович Хаханов родился в г. Цхинвали композитор, скрипач, дирижер, музыковед, общественный деятель, педагог, профессор. Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств. Он является одним из крупнейших осетинских композиторов. Автор десяти симфоний, четырех опер, трех кантат, двух балетов, многочисленных произведений камерной, вокальной, инструментальной музыки к кинофильмам и театральным постановкам.
«Симд» массовый танец и как сказал балкарский поэт Кайсын Кулиев «Даже если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией!»
Весте с учениками определяем склад произведения: это произведение народное, о чем говорит название произведения.
Я проигрываю произведение, ученики должны определить тональность, штрихи, сказать размер, темп, найти ключевые знаки на клавиатуре.
Определяем главную тему, и ученики самостоятельно прослеживают ее на протяжении всей пьесы, обозначаем ее в тексте.
При помощи наводящих вопросов педагога ученик делит текст на предложения, обозначает места, где берется дыхание.
Просматриваем аппликатуру, определяем соответствие направлению мелодии, а так же ее удобство.
Начинаем разбор каждой рукой, в медленном темпе, при этом стараемся выполнять все, ранее выясненные нюансы, постоянно контролируя качество звучания.
Задается работа домой на повторение и закрепление пройденного на уроке. Так же я задаю и самостоятельную работу, например, поставить динамику так, как ученик ее чувствует, а на следующем уроке преподаватель может помочь эту динамику подкорректировать ,если она не очень логично выстроена и, конечно же, обсудить это с учеником, направить его слух и чувства в правильное русло.
Когда текст будет играться достаточно уверенно, можно приступать к исполнению двумя руками, опять же нужно стараться не упускать ни одной детали, дослушивать длинные ноты, не бросать их, аккуратно завершать фразы и следовать за качеством звучания.
Наконец текст соединен двумя руками, уверенно играется по нотам. Теперь ведем работу с темпом и параллельно учим наизусть первое предложение.
Опять же задается работа на дом на закрепление выученного и самостоятельное выучивание наизусть второго предложения.
Следующий этап-это «игра вместе», приобретение уверенности в исполнении путем систематических домашних занятий и репетиций.