Конспект урока на тему «Птицы»
Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите на меня! Ребята, меня зовут Ольга Сергеевна, я рада с вами познакомиться, надеюсь, что у нас все получится. Давайте начинать наш урок. | Приветствие, подготовка к работе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | На доске появляется эволюционное древо и изображенными классами живых существ. Скажите, ребята, какую группу организмов вы изучали на прошлом уроке? Почему она выделяется в отдельный класс? Чтобы понять это, выполним небольшое задание на карточках: Предложен список характеристик, нужно выбрать те, которые подходят только рептилиям У большинства жизнь проходит только на суше Освоили воздушную среду обитания Холоднокровные Теплокровные Сердце трехкамерное с перегородкой Сердце четырехкамерное Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями Кожа покрыта перьями Хорошо развиты конечности Первая пара конечностей видоизменена Правильные ответы: 1,3,5,7,9 Молодцы, справились с заданием. Оцените себя, если нет ошибок оценка 5, 1 ошибка - 4, 2 ошибки – 3. Как вы думаете, а те признаки, которые вы не выбрали, к какой группе живых существ можно отнести? Какие животные занимают следующую ступеньку эволюции? | Рептилии Называют версии Птицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка темы и Целеполагание | Совершенно верно, тогда тема нашего урока звучит «» (ПТИЦЫ) Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Цель «Изучить особенности строения птиц» Давайте, определим задачи именно для нашего урока. Посмотрите на доску, здесь предложены различные задачи, подумайте и выберите те, которые подходят к теме нашего урока. Изучить особенности внешнего строения Сравнить все живые организмы друг с другом Изучить особенности внутреннего строения Познакомиться со строением пресмыкающихся Узнать, почему птицы могут летать Изучить отряды млекопитающих Определить приспособления к плаванию у рыб Совершенно верно, итак мы определили маршрут нашего урока и можем двигаться дальше. А эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота». | Выводят тему и цель Составляют план урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть работы | Итак, какова первая задача? Верно, мы должны изучить особенности внешнего строения. Я предлагаю вам немного поиграть: Пожалуйста, на листах нарисуйте любую птицу. (2 минуты) Скажите, а почему именно так вы изобразили птиц? Какие отличительные черты вы отметили бы на своих рисунках? (отвечают) Совершенно верно! Обратимся к чучелу птицы. Мы все привыкли к внешнему облику птиц, но знаете ли вы, как называются различные части тела птицы. Для этого я предлагаю вам изучить схему. Рассмотрите внимательно, если у вас возникнут вопросы по поводу частей тела птицы и их назначения, пожалуйста, задавайте их. Хорошо, а теперь закройте эти карточки и попробуйте, работая в паре, подписать основные части тела птицы в ваших рабочих листах. На работу 1 минутка. Затем проверим. Проверяем. Если все правильно, оценка 5, если 1-2 ошибки - оценка 4, 3 ошибки оценка 3. Покажите мне, как вы справились с заданием. Можем ли мы сказать, что первая задача решена? Оцените себя: все понятно – солнышко, нужен дополнительный материал – облачко. Какова вторая задача? В теле птицы все приспособлено для полета. Для того, чтобы понять как устроено тело птицы, мы разделимся на группы. Каждая группа получит задание. По окончанию работы каждая группа представит результаты своего исследования и сделает вывод об особенностях строения органов птиц. Я предлагаю каждой группе изучить строение внутренних органов 1 группа. Скелет птицы Рассмотреть скелет птицы, используя данные учебника, объяснить, какие приспособления появились в скелете в связи с полетом. Подпишите на рисунке те части скелета птицы, которые появились в результате приспособления к полету. 2 группа. Кровеносная система Рассмотрите кровеносную систему птиц, прочитайте про них в словаре Подпишите на рисунке те части кровеносной системы птицы, которые появились в результате приспособления к полету. 3 группа. Дыхательная система 1. Рассмотрите дыхательную систему птиц, прочитайте про них в словаре 2. Подпишите на рисунке те части дыхательной системы птицы, которые появились в результате приспособления к полету. 4 группа. Пищеварительная система 1. Рассмотрите пищеварительную систему птиц, прочитайте про них в словаре 2. Подпишите на рисунке те части пищеварительной системы птицы, которые появились в результате приспособления к полету. Каждая группа выступает, представляя результаты изучения систем органов. По предложенным критериям оцените работу в группе. Ну и каждой группе небольшой вопрос Что является приспособлением к полету в строении _____системы Давайте, для закрепления выполним небольшое задание в ваших рабочих листах. Прослушайте предложения. Если вы согласны с утверждением поставьте напротив соответствующей цифры «+», не согласны - «-» У птиц есть зубы (-) Кости полые, очень легкие (+) Сердце четырёхкамерное (+) Кроме лёгких у птиц есть воздушные мешки (+) Обе пары конечностей превращены в крылья (-) Проверим себя, оцените себя. Итак, мы познакомились с внутренним строением, поэтому можем сказать, что выполнена какая задача? | Рисуют Высказывают свое мнение Внешнее строение, заполняют карточку Групповая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Давайте немного отдохнем | релаксация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы отдохнули, полны сил и можем двигаться дальше. Какая наша следующая задача? Мы уже немного сказали о приспособлениях к полету, но главное приспособление это то, что зашифровано в кроссворде
Эти птицы живут в Антарктиде, хорошие пловцы и ныряльщики Так называется часть ноги у птиц, покрытая роговыми чешуйками Функцию этого предмета выполняет хвост у птиц с помощью них птицы размножаются Итак, главное приспособление для полета это перья. Рассмотрите модели перьев птиц, соотнесите их с изображением на карточке. Покажите перо, название которого я буду произносить. Из каких частей состоит перо? Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.
Но почему же птицы летают, ведь даже самая маленькая птица тяжелее бабочки того же размера. Просмотрим небольшой видеоролик. По ходу видео отвечайте на вопросы в рабочих листах. Основной орган полета________________ За счет, какой силы птицы могут летать?__________________________ На какую часть крыла встречный воздух действует с большей силой?____________________ Итак, вы ответили на вопросы, попробуйте сформулировать вывод о том, как летают птицы? Молодцы! Какую задачу мы выполнили? Как вы справились с ней? Все получилось – солнышко, были затруднения – облачко. Скажите, все ли у нас выполнено? Можем ли мы сказать, что цель урока дорстигнута? | Решение кроссворда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление и рефлексия | Давайте закрепим материал: Выполните задание в рабочем листе (тест)
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Синквейн (пятистишие) 1.Тема (существительное) 2.Оределение (2 прилагательных) 3.Действие (3 глагола) 4.Отношение (короткая фраза) 5.Тема (одно слово,через которое человек выражает свои чувства) Ребята, как вы думаете, знания о птиц пригодятся вам в жизни? Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Чтобы еще хотели узнать? Покажите мне, с каким настроением вы уходите с урока? | Закрепление материала, выполнение контрольного теста Предметная рефлексия Эмоциональная рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: Параграф 27 прочитать и ответить на вопросы Подготовить сообщение о пингвинах Соберите коллекцию перьев птиц |