12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Серегина48
Россия, Калужская обл., с. Хвастовичи

Предмет: Литературное чтение

Класс:4 А

Учитель: Серегина Наталья Викторовна

Дата: 13.12.2017 г.

Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ поступков героев.

Тип урока: комбинированный

Используемыетехнологии:"Развитие критического мышления", выполнение краткосрочных проектов, игровые.

Планируемые  результаты

Личностные результаты

воспринимать одноклассников как членов своей команды;

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

уметь применять полученные знания в жизни;

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

уметь проверять правильность выполненного задания.

Коммуникативные УУД:

активно участвовать в обсуждениях на уроке;

формулировать вопросы и ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в паре и группе;

формулировать свои затруднения.

Познавательные универсальные учебные действия:

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунка;

давать характеристику литературного героя на основе его поступков и языка;

сравнивать литературных героев по заданным параметрам;;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном выполнении задания, выполняя разные роли в паре, группе.

Предметные результаты


ЦЕЛЬ: систематизировать учебный материал повести «Тимур и его команда» для составления рассказа по аналогии.

ЗАДАЧИ:

1. Решение проблемного вопроса

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3.Привитие детям чувства любви и уважения к родине, к истории страны.

4.Воспитание чувства милосердия и взаимопомощи.





Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организацион-ный момент


Начнём урок с приветствия работающих в группе.

 Д.(парах, стоя лицом друг к другу):

- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

 - Ты желаешь мне сегодня добра! (одна рука на плече соседа)

 - Мы желаем друг другу добра! (вторая рука на плече соседа)

 - Если тебе будет трудно, (рукопожатие)

 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)

У. Вспомним правила работы в группах.Слайд 2

Дети демонстрируют готовность к началу урока

Стадия вызова


Настроимся на работу, определив качества, которые нам будут нужны на уроке. Слайд 3

1) Упражнение на расширение поля чтения

Прочитайте по направлению стрелочек слова и назовите ключевое слово урока по первым буквам.

Коллективизм

Ответственность

Мудрость

Активность

Находчивость

Дружба

Артистизм- КОМАНДА.

В каком значении мы будем рассматривать это слово на нашем уроке? Слайд 4

2)Приём «Встреча с автором» Слайд 5

-Посмотрите на обложки к11ниг. Что у них общего?

3) Приём «Верю- не верю» Приложение 1 и слайд 6

Вчера вы познакомились с биографией Аркадия Гайдара, давайте проверим насколько хорошо вы запомнили некоторые факты из биографии автора.

Сравнение с эталоном

4) Прием антиципации Слайд 7

Сам Гайдар о своей биографии сказал так: «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Как вы думаете, почему он так утверждал?

5) Целеполагание

Вчера мы познакомились с отрывком из повести «Тимур и его команда». Сегодня продолжим работу над этим произведением.

6) Приём «Корзина идей» Слайд 8

Давайте попытаемся обозначить цели своей работы.

На уроке мы уточним представление о команде Тимура и других героях, поразмышляем о том, могли мы быть членами этой команды.

Работают по слайду «Чтение по стрелочкам» индивидуально












Ответы детей


Дети на листочках фиксируют верные высказывания+, неверные -


Размышления детей








Формулируют задачи

Стадия осмысления

7)Приём «Перепутанные логические цепочки» Слайд 9

Восстановите последовательность событий в тексте

1. Команда составляет план действий

2. Женя на чердаке

3. Разговор Тимура и Квакина

4. Беседа Жени и Ольги

5. Встреча Жени с командой Тимура

6. Картонный человечек очутился на крыше сарая

7. Беспокойство Ольги

8) Приём «Оживи картинку»Слайд 9

Эпизод «Беседа Женис Ольгой»

9) Приём «Вопросы к тексту»

Какой предстала перед вами Женя?

А её сестра Ольга?

Кто из сестёр старше? Докажите это текстом.

В какое время происходит действие? Что в тексте это подтверждает?

Отличается ли поведение детей от поведения наших современниц

10) Отгадайте загадку «Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик»

Какое отношение имеет этот предмет к событиям в рассказе?

11) Приём «Дерево предсказаний»

К чему привела история с парашютом?

А как могли развиваться события, если бы Женя не стала выручать бумажного человечка? Ка это характеризует Женю?

12) Творческий проект «Рисунок чердака»

Рассмотрите изображения, представленные ребятами. Кто из них более точно изобразил чердак, представленный в тексте?

13) Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Послушаем, какие вопросы дома составили ребята к тексту.

Тонкие: Кто оборудовал чердак? Для чего?Кем представила себя Женя? Что ей представилось неприятелем?

Как характеризуется героиня в этом отрывке и почему? Почему штаб-квартира выглядела как корабль?

Ребята предвоенных, 40-х годов, ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.

14) Фронтальный опрос

Дома вы прочитали о том, кому принадлежал этот штаб. Сколько человек присутствовало на заседании штаба? Как вы думаете, это все члены команды или есть ещё? Кто был руководителем команды? Мог ли ещё кто-то из членов команды претендовать на роль командира? Подтвердите своё мнение словами текста.

15) Приём «Круги на воде» Слайд10 и Приложение 3

Попробуем определить какие качества помогли Тимуру?

t1667731954aa.png


- Заполните«круги на воде» важными ценностями главного героя. Чем ближе волна к центру, тем более ценно главное качество героя.

16) Приём «Концептуальная таблица»Слайд11 и Приложение 4

Давайте сравним лидеров двух групп. На все ли вопросы вам удалось ответить? Почему?

Линия сравнения

Тимур

Квакин

Что организовали

команда

шайка

Как себя называли

атаман

комиссар

Как называлось место сбора

штаб

-

Род занятий

Помощь

Кражи

Друзья

Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Гейка



У кого возникло желание заполнить всю таблицу? Для этого вам предстоит прочитать повесть полностью.

О каких тимуровских делах вы узнали? Слайд12

Ученики в группах восстанавливают последовательно

сть событий. Проверяют по эталону на слайде.





инсенировка с. 112-113

ответы детей


Рассуждения детей








Отгадывают загадку



Стараются предугадать события



Соотносят иллюстрацию с текстом.




Дети задают вопросы и находят ответы.















Рассуждения с опорой на текст.








Выделяют в парах существенное из общего.












Заполнение таблицы в группах с опорой на отрывок повести, делают вывод, что не удаётся заполнить всю таблицу, так как познакомились только с отрывком повести, чтобы заполнить всё, нужно читать произведение полностью.

Физминутка

Снятие напряжение с глаз Физминутка (прилагается)


Стадия Рефлексии

- Давайте подумаем, а могла бы Женя быть членом команды Тимура? Докажите примерами из текста?

Слайд 13

Какая русская поговорка подойдёт к образу нашего героя? Слайд 13

Приём «Творческая мастерская»

А могли бы вы стать членом этой команды? Какими необходимыми качествами для этого вы обладаете? На пальцах бумажной ладони запишите 5 своих самых важных качества, а на ладони - дело, в котором вы бы могли поучаствовать. Давайте послушаем мнение своих одноклассников и прикрепим его к эмблеме команды Тимура Слайд 14 и заготовка на листе А3

Самооценка деятельности учеников на уроке

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки Приложение 5

Посмотрите свой результат. Слайд15-17

Домашнее задание. Выберите задание по желанию

пересказ понравившегося отрывка от имени одного из героев базовый уровень);

составить рассказ по аналогии (повышенный уровень);

продолжить читать повесть полностью(по желанию)



Подведение итогов

Рассуждения детей



Работают с раздаточным материалом




Самооценка своих качеств детьми, самоанализ поступков.


Работа по индивидуальному листу

Выбирают и записывают задание




Опубликовано


Комментарии (1)

Селина Елена Викторовна, 22.04.24 в 08:43 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Наталья. Какая замечательная разработка! Поделитесь пожалуйста и презентацией к ней.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.