Урок по литературному чтению в 4 классе «Благородство и честь в повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"»
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.
Тема: Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»
Цель : на примере литературных образов сформировать у учащихся понятие о благородстве, чести, бескорыстной помощи, пробудить потребность оказывать помощь нуждающимся и творить добро.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: групповая работа.
Элементы технологии: « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приёмы: моё личное место, синквейн, кластер, элементы исследовательской работы.
Планируемые метопредметные результаты
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из текста.
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и понимать других.
Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре, группе.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции .
Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
Ход урока
Орг. момент.
Все расселись по местам , никому не тесно, по секрету вам скажу:
« Будет интересно!»
Сегодня урок буду вести у вас я и учитель русского языка и литературы.
Беседа ( погружение - вызов)
Звучит песня « Тимуровцы» ( выходят старшеклассники )
Инсценирование отрывка из книги « Тимур и его команда»
-Ребята, давайте к делу( расселись)
-В саду дома №34 по кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, они сломали 2 ветки и помяли клумбу.
-Чей дом?
-Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас тут бывший специалист по чужим садам и яблоням?
-Я .
- Кто это мог сделать ?
Это работал Мишка Квакин его помощник под названием
« Фигура».Яблоня –мичуринка, сорт «золотой налив,и, конечно,взята на выбор.
-Опять Квакин? У тебя с ним был разговор?
-Был?
-Ну и что же?
-Дал ему по шее два раза.
-А он?
Ну и он сунул мне раза два тоже.
- Ладно, с Квакиным мы разберёмся.
-В доме №54 по пушкарёвой коза пропала. Я иду, вижу-старуха девчонку колотит .Я кричу « Тётенька, бить не по закону .
Она говорит : «Коза пропала»
- Погоди! Чей дом?
-Дом красноармейца Павла Гурьева.
-Козу разыскать!
-В доме номер 22 девчонка плачет.
- Что же она плачет?
-Спрашивал- не говорит.
-Постой. Чей это дом?
Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
-Ладно…Это я сам . Вы к этому делу не касайтесь.
4.Беседа с классом(погружение в тему урока)
Ребята, каких героев вы увидели ?
-Кто они? ( Тимура и его друзей)
-Как они себя называют( команда)
-Почему их можно назвать командой? Какие дела они совершают?
( добрые, благородные, честные, бескорыстные)
-Так о чём мы сегодня будем с вами говорить? О каких поступках? Попробуйте сформулировать тему урока.
Благородство и честь в произведении А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара « Тимур и его команда».
Попробуем ответить на вопрос. Какую мысль хотел донести до нас автор?
На доске портрет Гайдара
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар.
В шинель походную одетый.
Биография Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало. В 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.
Мы сегодня будем работать в группах. Дух соперничества поможет в этом. Самая дружная самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большое количество красных звёздочек. Работать будем по маршрутным листам .
Мы узнаем, какой путь (маршрут) совершили герои повести, почему эту книгу до сих пор читает уже наше поколение.
1.Библиографы
2.Наблюдатели
3.Собиратели
4Цитата
5Синквейн
6 Гомеостат
-Почему именно звёздочки?(отвыты детей)
Горожане знали, что если в левом углу дома горит пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.
-Ребята, все ли герои произведения вели себя также благородно как тимуровцы?
Инсценирование отрывка « Тимур и его команда»
Здорово, комиссар! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?
– Здорово, атаман! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.
– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.
– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.
– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.
– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.
– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днем и ночью все вижу.
– Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.
– Ой, комиссар! Какой ты горячий! – растягивая слова, сказал Квакин. – Хватит, поговорили!
– Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур. – А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.
-Ребята, какие герои предстали перед нами? ( Тимур, Мишка Квакин)
-Если у этих героев что-то общее? Чем они различаются?
-Ребята, вы заметили, что в сценке двух героев нам встретились слова
( комиссар, атаман) Чем различаются эти слова?
Конкурс «Библиографы»
(Работа со словарями)
Учитель раздаёт конверты командам
1конверт( шайка, атаман)
2конверт( комиссар, команда)
Определите значение слов по словарю.
-К каким же героям можно отнести слова (шайка, атаман)?
-А слова комиссар и команда? (к тимуровцам)
-Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?
Конкурс «Наблюдатели»
«Узнай героя по поступкам»
Работа с учебником.
- Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?
(ребята находят в тексте, пишут и приклеивают (1 команда приклеивает на мешок с яблоками , 2 команда приклеивает на штурвальное колесо)
|
|
«Шайка атамана Квакина» |
«Команда комиссара Тимура» |
Курят Выламывают доски из нового забора Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело» Обтрясают яблони Играют в карты «на тычка,», «на щелчка», и на «оживи покойника» Позволяют себе «гнусные ругательства» Берут послов Тимура в заложники, угрожая расправой
|
Помогают найти козу Таскают воду старухе-молочнице Складывают дрова в поленницу Заступаются за Нюрку Составляют ультиматум Квакину Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец Ловят банду Квакина |
-Ребята можно ли по поступкам героев составить их портрет?
Конкурс «Собиратели»
Составление кластера, проекта ( собираем портрет героя)
Благородный, решительный, смелый, отзывчивый,
хулиган, трусливый, грубый, безответственный -Что же у вас получилось? - защита проекта- портрета
-Ребята, пыталась ли команда Тимура бороться с шайкой Квакина?
-Какое условие они им поставили?
Просмотр отрывка фильма « Тимур и его команда»
Это снаружи у стены стояли посланцы от команды Тимура. Штаб-трубач Коля Колокольчиков сжимал в руке медный блестящий горн, а босоногий суровый Гейка держал склеенный из оберточной бумаги пакет.
-- Это что же тут за цирк или комедия? -- перегибаясь через ограду, спросил паренек, которого звали Фигурой. -- Мишка! Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла!
-- Я тут, -- отозвался Квакин. -- Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик?
-- Возьми пакет, -- протягивая ультиматум, сказал Гейка. -- Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.
Обиженный тем, что его назвали хлюпиком, штаб-трубач Коля Колокольчиков вскинул горн и, раздувая щеки, яростно протрубил отбой. И, не сказав больше ни слова, под любопытными взглядами рассыпавшихся по ограде мальчишек оба парламентера с достоинством удалились.
-- Это что же такое? -- переворачивая пакет и оглядывая разинувших рты
ребят, спросил Квакин. -- Жили-жили, ни о чем не тужили... Вдруг... труба, гроза! Я, братцы, право, ничего не понимаю!..
Он разорвал пакет, и, не слезая с ограды, стал читать:
-- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину..." Это мне,
С полным титулом, по всей форме, "...и его, гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой..." Это тебе, -- с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. -- Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, -насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
-- Это такое международное слово. Бить будут, - объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.
-- А, так бы и писали! -- сказал Квакин. -- Читаю дальше. Пункт первый: "Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак - красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем..."
-- Ты посмотри, как, собаки, ругаются! -- мутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. -- "приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий".
-- То есть в каком смысле свободу? -- опять переспросил Квакин. – Мы их, кажется, пока никуда не запирали.
-- Это такое международное слово. Бить будут, -- опять объяснил бритоголовый Алешка.
-- А, тогда так бы и говорили! -- с досадой сказал Квакин. -- Жаль, что ушел Гейка; видно, он давно не плакал.
-- Он не заплачет, -- сказал бритоголовый, -- у него брат - матрос.
-- Ну?
-- У него и отец был матросом. Он не заплачет.
-- А тебе-то что?
-- А то, что у меня дядя матрос тоже.
-- Вот дурак - заладил! -рассердился Квакин. - То отец, то брат, то дядя. А что к чему - неизвестно. Отрасти, Алеша, волосы, а то тебе солнце напекло затылок. А ты что там мычишь, Фигура?
-- Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его компанию излупить, --коротко и угрюмо предложил обиженный ультиматумом Фигура.
На том и порешали.
Беседа с классом
-Ребята, что такое ультиматум? ( работа со словарями)
Как поняли значение этого слова шайка Квакина и команда Тимура?
(каждой команде выдаётся по цитате)
Работа с цитатой ( цитаты в конверте)
1. "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, --насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
- Это такое международное слово. Бить будут, -- объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.
2. Работы на сегодня было еще немало, но, главное, сейчас надо было составить и отослать Мишке Квакину ультиматум.
Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди.
Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но
в конце для вежливости полагается приписать: "Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении".
-Ребята, зачем же был нужен ультиматум ? Чего хотели добиться тимуровцы?
( ответы ребят)
-Как проявили себя тимуровцы и шайка Квакина
Составление синквейна
Ребята, составьте синквейн о Тимуре и Мишке?
Слушаем синквейны групп.
-Ребята, как вы думаете, почему именно Тимуровское движение , а не «Квакинское» существовало?
(Ответы детей).
Приём « Моё личное место»
Займите место рядом с героем
Тимур Мишка
- Ребята, почему вы заняли именно это место?(ответы детей)
На экране демонстрируются слайды с хрониками военных лет.
История тимуровского движения: В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух миллионов человек. Звание «Тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят, побуждало их к благородным патриотическим поступкам. Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.
-Ребята, только ли во время войны люди нуждаются в помощи?
- Когда нужна помощь людям ? ( в трудную минуту)
-В наше время вы участвуйте в какой- то помощи?
(акция «Помоги собраться в школу», помощь инвалидам, ветеранам…)
-Дети, а как называется это движение сейчас? Тимуровское? (волонтёрское)
Волонтёрское движение - это прямое продолжение всех тимуровских дел, которым дал начало А.П. Гайдар
Исследовательская работа
-Ребята, давайте вернёмся в середину 20г. Прошлого столетия.
Я хочу, чтобы встретилось то поколение ( поколение пионеров) и ребята из нашего современного 21 века.
Ученики побеседовали с мамами, бабушками, прабабушками, кому довелось побывать пионером.
Узнали, что они раньше читали, какую помощь оказывали.
(выступление детей 4, 10 классов)
- Мы - дети 40 годов по нескольку раз перечитывали книги( Катаев «Сын полка», Гайдар « Военная тайна», «Тимур и его команда»
Нам задали вопрос. Читали ли мы книгу «Тимур и его команда», подражали ли мы Тимуру. Была ли эта книга любимой?
-Дорогие наши тимуровцы, ваше детство совпало с тяжёлым периодом в истории нашей Родины.
Война - самое страшное зло на земле. Нам, девчонкам и мальчишкам 21 века, выпало великое счастье - жить в мирное время. Но мы не забываем, какие страхи и испытания пришлось преодолеть нашему народу. Мы благодарны вам за помощь в трудное военное время. Вы достойный пример для подражания
- Да, мы читали книгу «Тимур и его команда»,она была любимой. Она учила добру и любви к Родине. Мы тоже оказывали помощь людям.
Мы, ваши ровесники, стараемся быть похожими на вас.
Ваша тимуровская работа нашла своё отражение в волонтёрском движении в нашей школе. Волонтёры навещают ветеранов ВОВ, оказывают помощь……..
-Мы верим, что книга «Тимур и его команда» не потеряет актуальность среди детей. Мы обещаем вам, что продолжим ваше дело. Будем вместе трудиться на благо Родины. И как сказа А.П. Гайдар: « Жить ясно и честно, достойным своей страны»
Упражнение « Гомеостат»
Возвращение к ключевому вопросу
-Какую же мысль хотел донести до нас автор? (ответы учащихся)
Подведение итогов
Выставление оценок
Дом.зад.
1.На выбор темы для сочинения:
Если бы я был тимуровцем…
Как я помогал людям.
2. Выучите наизусть тот отрывок из текста, который вам бы хотелось помнить всегда.
Объяснить свой выбор.