12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воловик Ольга Владимировна117
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.


 

Тема: Благородство и честь в повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

Цель : на примере литературных образов сформировать у учащихся понятие о благородстве, чести, бескорыстной помощи, пробудить потребность оказывать помощь нуждающимся и творить добро.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: групповая работа.

Элементы технологии: « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Приёмы: моё личное место, синквейн, кластер, элементы исследовательской работы.

Планируемые метопредметные результаты

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из текста.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции .

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

 

Ход урока

Орг. момент.

Все расселись по местам , никому не тесно, по секрету вам скажу:

« Будет интересно!»

Сегодня урок буду вести у вас я и учитель русского языка и литературы.

Беседа ( погружение - вызов)

Звучит песня « Тимуровцы» ( выходят старшеклассники )

Инсценирование отрывка из книги « Тимур и его команда»

-Ребята, давайте к делу( расселись)

-В саду дома №34 по кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, они сломали 2 ветки и помяли клумбу.

-Чей дом?

-Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас тут бывший специалист по чужим садам и яблоням?

-Я .

- Кто это мог сделать ?

Это работал Мишка Квакин его помощник под названием

« Фигура».Яблоня –мичуринка, сорт «золотой налив,и, конечно,взята на выбор.

-Опять Квакин? У тебя с ним был разговор?

-Был?

-Ну и что же?

-Дал ему по шее два раза.

-А он?

Ну и он сунул мне раза два тоже.

- Ладно, с Квакиным мы разберёмся.

-В доме №54 по пушкарёвой коза пропала. Я иду, вижу-старуха девчонку колотит .Я кричу « Тётенька, бить не по закону .

Она говорит : «Коза пропала»

- Погоди! Чей дом?

-Дом красноармейца Павла Гурьева.

-Козу разыскать!

-В доме номер 22 девчонка плачет.

- Что же она плачет?

-Спрашивал- не говорит.

-Постой. Чей это дом?

Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

-Ладно…Это я сам . Вы к этому делу не касайтесь.

4.Беседа с классом(погружение в тему урока)

Ребята, каких героев вы увидели ?

-Кто они? ( Тимура и его друзей)

-Как они себя называют( команда)

-Почему их можно назвать командой? Какие дела они совершают?

( добрые, благородные, честные, бескорыстные)

-Так о чём мы сегодня будем с вами говорить? О каких поступках? Попробуйте сформулировать тему урока.

Благородство и честь в произведении А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара « Тимур и его команда».

Попробуем ответить на вопрос. Какую мысль хотел донести до нас автор?

На доске портрет Гайдара

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар.

В шинель походную одетый.

Биография Гайдара действительно необыкновенна. Жаль только, прожил он мало. В 16 лет стал командиром полка, первым октябрьским утром 1941 года принял на себя огонь фашистов, спасая своих товарищей-разведчиков партизанского отряда. Герои его произведений тоже стараются быть первыми во всем и везде. Они, как первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.

Мы сегодня будем работать в группах. Дух соперничества поможет в этом. Самая дружная самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большое количество красных звёздочек. Работать будем по маршрутным листам .

Мы узнаем, какой путь (маршрут) совершили герои повести, почему эту книгу до сих пор читает уже наше поколение.

1.Библиографы

2.Наблюдатели

3.Собиратели

4Цитата

5Синквейн

6 Гомеостат


 

-Почему именно звёздочки?(отвыты детей)

Горожане знали, что если в левом углу дома горит пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.

-Ребята, все ли герои произведения вели себя также благородно как тимуровцы?

Инсценирование отрывка « Тимур и его команда»

 Здорово, комиссар! – склонив голову набок, негромко сказал он. – Куда так торопишься?

– Здорово, атаман! – в тон ему ответил Тимур. – К тебе навстречу.

– Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? – Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.

– Ворованные? – спросил Тимур, надкусывая яблоко.

– Они самые, – объяснил Квакин. – Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.

– Кислятина! – бросая яблоко, сказал Тимур. – Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? – И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.

– Ну, видел, – насторожился Квакин. – Я, брат, и днем и ночью все вижу.

– Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.

– Ой, комиссар! Какой ты горячий! – растягивая слова, сказал Квакин. – Хватит, поговорили!

– Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур. – А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.


 

-Ребята, какие герои предстали перед нами? ( Тимур, Мишка Квакин)

-Если у этих героев что-то общее? Чем они различаются?

-Ребята, вы заметили, что в сценке двух героев нам встретились слова

( комиссар, атаман) Чем различаются эти слова?

Конкурс «Библиографы»

(Работа со словарями)

Учитель раздаёт конверты командам

1конверт( шайка, атаман)

2конверт( комиссар, команда)

Определите значение слов по словарю.

-К каким же героям можно отнести слова (шайка, атаман)?

-А слова комиссар и команда? (к тимуровцам)

-Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

Конкурс «Наблюдатели»

«Узнай героя по поступкам»

Работа с учебником.

- Какие же дела совершала команда Тимура? Какие дела совершала шайка Квакина?

(ребята находят в тексте, пишут и приклеивают (1 команда приклеивает на мешок с яблоками , 2 команда приклеивает на штурвальное колесо)

t1578577452aa.jpgt1578577452ab.jpg


 

 

 

 

«Шайка атамана Квакина»

«Команда комиссара Тимура»

Курят

Выламывают доски из нового забора

Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело»

Обтрясают яблони

Играют в карты «на тычка,», «на щелчка», и на «оживи покойника»

Позволяют себе «гнусные ругательства»

Берут послов Тимура в заложники, угрожая расправой

 

Помогают найти козу

Таскают воду старухе-молочнице

Складывают дрова в поленницу

Заступаются за Нюрку

Составляют ультиматум Квакину

Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец

Ловят банду Квакина

 

-Ребята можно ли по поступкам героев составить их портрет?

Конкурс «Собиратели»

Составление кластера, проекта ( собираем портрет героя)

Благородный, решительный, смелый, отзывчивый,

хулиган, трусливый, грубый, безответственный -Что же у вас получилось? - защита проекта- портрета

-Ребята, пыталась ли команда Тимура бороться с шайкой Квакина?

-Какое условие они им поставили?

Просмотр отрывка фильма « Тимур и его команда»


 

Это снаружи у стены стояли посланцы от команды Тимура. Штаб-трубач Коля Колокольчиков сжимал в руке медный блестящий горн, а босоногий суровый Гейка держал склеенный из оберточной бумаги пакет.

-- Это что же тут за цирк или комедия? -- перегибаясь через ограду, спросил паренек, которого звали Фигурой. -- Мишка! Брось карты, тут к тебе какая-то церемония пришла!

-- Я тут, -- отозвался Квакин. -- Эге, Гейка, здорово! А это еще что с тобой за хлюпик?

-- Возьми пакет, -- протягивая ультиматум, сказал Гейка. -- Сроку на размышление вам двадцать четыре часа дадено. За ответом приду завтра в такое же время.

Обиженный тем, что его назвали хлюпиком, штаб-трубач Коля Колокольчиков вскинул горн и, раздувая щеки, яростно протрубил отбой. И, не сказав больше ни слова, под любопытными взглядами рассыпавшихся по ограде мальчишек оба парламентера с достоинством удалились.

-- Это что же такое? -- переворачивая пакет и оглядывая разинувших рты

ребят, спросил Квакин. -- Жили-жили, ни о чем не тужили... Вдруг... труба, гроза! Я, братцы, право, ничего не понимаю!..

Он разорвал пакет, и, не слезая с ограды, стал читать:

-- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину..." Это мне,

С полным титулом, по всей форме, "...и его, гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой..." Это тебе, -- с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. -- Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, -насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

-- Это такое международное слово. Бить будут, - объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.

-- А, так бы и писали! -- сказал Квакин. -- Читаю дальше. Пункт первый: "Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак - красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем..."

-- Ты посмотри, как, собаки, ругаются! -- мутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. -- "приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий".

-- То есть в каком смысле свободу? -- опять переспросил Квакин. – Мы их, кажется, пока никуда не запирали.

-- Это такое международное слово. Бить будут, -- опять объяснил бритоголовый Алешка.

-- А, тогда так бы и говорили! -- с досадой сказал Квакин. -- Жаль, что ушел Гейка; видно, он давно не плакал.

-- Он не заплачет, -- сказал бритоголовый, -- у него брат - матрос.

-- Ну?

-- У него и отец был матросом. Он не заплачет.

-- А тебе-то что?

-- А то, что у меня дядя матрос тоже.

-- Вот дурак - заладил! -рассердился Квакин. - То отец, то брат, то дядя. А что к чему - неизвестно. Отрасти, Алеша, волосы, а то тебе солнце напекло затылок. А ты что там мычишь, Фигура?

-- Гонцов надо завтра изловить, а Тимку и его компанию излупить, --коротко и угрюмо предложил обиженный ультиматумом Фигура.

На том и порешали.

Беседа с классом

-Ребята, что такое ультиматум? ( работа со словарями)

Как поняли значение этого слова шайка Квакина и команда Тимура?

(каждой команде выдаётся по цитате)


 

Работа с цитатой ( цитаты в конверте)

1. "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, --насмешливо объявил Квакин. -- Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.

- Это такое международное слово. Бить будут, -- объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.


 

2. Работы на сегодня было еще немало, но, главное, сейчас надо было составить и отослать Мишке Квакину ультиматум.

Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди.

Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но

в конце для вежливости полагается приписать: "Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении".

-Ребята, зачем же был нужен ультиматум ? Чего хотели добиться тимуровцы?

( ответы ребят)

-Как проявили себя тимуровцы и шайка Квакина

Составление синквейна

Ребята, составьте синквейн о Тимуре и Мишке?

Слушаем синквейны групп.

-Ребята, как вы думаете, почему именно Тимуровское движение , а не «Квакинское» существовало?

(Ответы детей).

 

Приём « Моё личное место»

Займите место рядом с героем

 

Тимур Мишка

- Ребята, почему вы заняли именно это место?(ответы детей)


 

На экране демонстрируются слайды с хрониками военных лет.

История тимуровского движения: В годы Великой Отечественной войны тимуровское движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух миллионов человек. Звание «Тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят, побуждало их к благородным патриотическим поступкам. Тимуровцы ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям освобожденных районов, собирали и отправляли им литературу, учебники и учебные пособия, подарки. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах, журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев шествовали над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

-Ребята, только ли во время войны люди нуждаются в помощи?

- Когда нужна помощь людям ? ( в трудную минуту)

-В наше время вы участвуйте в какой- то помощи?

(акция «Помоги собраться в школу», помощь инвалидам, ветеранам…)

-Дети, а как называется это движение сейчас? Тимуровское? (волонтёрское)

Волонтёрское движение - это прямое продолжение всех тимуровских дел, которым дал начало А.П. Гайдар

Исследовательская работа


 

-Ребята, давайте вернёмся в середину 20г. Прошлого столетия.

Я хочу, чтобы встретилось то поколение ( поколение пионеров) и ребята из нашего современного 21 века.

Ученики побеседовали с мамами, бабушками, прабабушками, кому довелось побывать пионером.

Узнали, что они раньше читали, какую помощь оказывали.

(выступление детей 4, 10 классов)

- Мы - дети 40 годов по нескольку раз перечитывали книги( Катаев «Сын полка», Гайдар « Военная тайна», «Тимур и его команда»

Нам задали вопрос. Читали ли мы книгу «Тимур и его команда», подражали ли мы Тимуру. Была ли эта книга любимой?


 

-Дорогие наши тимуровцы, ваше детство совпало с тяжёлым периодом в истории нашей Родины.

Война - самое страшное зло на земле. Нам, девчонкам и мальчишкам 21 века, выпало великое счастье - жить в мирное время. Но мы не забываем, какие страхи и испытания пришлось преодолеть нашему народу. Мы благодарны вам за помощь в трудное военное время. Вы достойный пример для подражания

- Да, мы читали книгу «Тимур и его команда»,она была любимой. Она учила добру и любви к Родине. Мы тоже оказывали помощь людям.

Мы, ваши ровесники, стараемся быть похожими на вас.

Ваша тимуровская работа нашла своё отражение в волонтёрском движении в нашей школе. Волонтёры навещают ветеранов ВОВ, оказывают помощь……..

-Мы верим, что книга «Тимур и его команда» не потеряет актуальность среди детей. Мы обещаем вам, что продолжим ваше дело. Будем вместе трудиться на благо Родины. И как сказа А.П. Гайдар: « Жить ясно и честно, достойным своей страны»

Упражнение « Гомеостат»

Возвращение к ключевому вопросу

-Какую же мысль хотел донести до нас автор? (ответы учащихся)


 

Подведение итогов

Выставление оценок

Дом.зад.

1.На выбор темы для сочинения:

Если бы я был тимуровцем…

Как я помогал людям.

2. Выучите наизусть тот отрывок из текста, который вам бы хотелось помнить всегда.

Объяснить свой выбор.
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.