12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терехова Марина Николаевна173
Россия, Саратовская обл., Питерский район, с.Запрудное
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Конспект урока по предмету «Литературное чтение» на тему «А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (обобщение)»



Предмет: «Литературное чтение»

Авторы учебника: Р.Н.Бунев, Е.В.Бунеева

Класс: 4

УМК «Школа 2100»

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (обобщение)

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Средства обучения: учебник «В океане света», 4 класс, часть II, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Данный урок разработан для обучающихся 4 класса с целью изучения повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». В начале урока с целью повторения пройденного материала обучающиеся работают в парах отгадывают кроссворд, ключевое слово которого тимуровцы, знакомятся с главами повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», с историей тимуровского движения в стране. Совместное открытие знаний сопровождается показом презентаций.

 

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы ( обобщение).

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Мотивация учебной деятельности

(1 минута)

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим своё путешествие в мир детской литературы. Но сначала давайте друг другу улыбнёмся и за работу дружно возьмёмся.

Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IΙ. Актуализация знаний.

(3 минуты)

Работа с текстом до чтения.

Как бы вы озаглавили прочитанную дома часть текста?

Над чем посмеялись от души?

С кем пришлось сражаться Симе Симакову?

Сейчас вам предстоит поработать в парах и отгадать ключевое слово урока.

Дети, работая в парах отгадывают кроссворд, ключевое слово которого - тимуровцы. Приложение №1.

Какой вопрос возник у вас в ходе выполнения задания.

Кто такие тимуровцы?

Кто – нибудь из вас может ответить на этот вопрос?

Составляется план.

План (примерный)

1.Чтение текста в учебнике.

2.Тимуровцы.

3. Книги Аркадия Гайдара.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

III. Развитие умений.

(36 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом.

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение 5-й части.

Где впервые в этой части появляется улыбка автора? (Описание братишки Нюрки.)

Какую задачу выполнял Сима? Чем он рисковал?

Прочитайте выразительно сцену «Поединок Симы и бабки». Кто вышел победителем?

Как Гайдар рисует победу бабки над Симой? (Какими словами? Всерьёз или с улыбкой?)

Как повлияла на малыша работа четвёрки?

О чём могли рассказать друг другу две старухи?

Почему Нюрка говорит о козе уныло? А зачем отодвигается от бабки?

Прочитайте по ролям разговор бабки с Нюркой, покажите чтением, какой у бабки характер.

Как ребята заступились за Нюрку?

Только ли от бабки достаётся Нюрке?

Легко ли, по-вашему, было ребятам справиться с козой?

Как в последнем предложении автор выражает своё отношение к ним и их делам?

Физминутка:

Давайте представим себя на месте героя повести Симы Симакова.

Поглядим в щёлку забора…

Постучим по доскам забора…

Поднимем палку и пошевелим ветки яблони…

Подпрыгнем…подтянемся… помашем обожженными крапивой руками…

А теперь тихо за работу сядем

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Вопросы 1–4 учебника (с. 149).

В какое необыкновенное время жили Гайдар, Тимур и другие ребята?

Нуждается ли наше время в Тимурах? Реально ли это? Поразмышляйте.

Кем для вас стали герои Гайдара: настоящими живыми друзьями? Чудаками из прошлого? Несбыточной мечтой? Кем ещё?

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» положила начало тимуровскому движению в Советском Союзе в начале 40-х годов. Тимуровцы в годы ВОВ внесли большой вклад в дело Победы над фашистской Германией. (Рассказ учитель сопровождает показом презентации приложение №2)

Тимуровское движение - это массовое патриотическое движение пионеров и школьников, возникшее в СССР в начале 40-х годов под влиянием повести Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма, которые ответили на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезными Родине не после окончания школы, а теперь и немедленно.

Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, патриотизм.

Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г.

5 августа 1941 года Аркадий Гайдар побывал в гостях у тимуровцев Киева.

9 августа 1941 года целая полоса газеты "Советская Украина" была посвящена славным делам молодых патриотов.

На этой полосе напечатано обращение Аркадия Гайдара, озаглавленное: "Ребята!" Т.А.Гайдар

Ребята! Прошло меньше года с тех пор, как мною была написана повесть "Тимур и его команда".

Злобный враг напал на нашу страну. На тысячеверстном фронте героически сражается горячо любимая Красная Армия. Новые трудные задачи встали перед нашей страной, перед нашим народом. Все усилия народа направлены для помощи Красной Армии, для достижения основной задачи - разгрома врага.

Ребята, пионеры, славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием и заботой семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно, безотказно и точно, поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей и хулиганов, которые в этот час остались в стороне, болтаются без работы и мешают нашему общему священному делу. Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов - диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Если кому случится столкнуться с врагом - молчите или обманывайте его, показывайте ему не те, что надо, дороги. Следите за вражескими проходящими частями, смотрите: куда они пошли? какое у них оружие?

Родина о вас позаботилась, она вас учила, воспитывала, ласкала и часто даже баловала. Пришел час доказать и вам, как вы ее бережете и любите. Не верьте шептунам, трусам и паникерам. Что бы то ни было - нет и не может быть такой силы, которая сломала бы мощь нашего великого, свободного народа. Победа обязательно будет за нами.

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час, после радостной мирной работы вы будете с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом.

Арк. Гайдар

"Советская Украина", 1941, 9 августа

В тяжёлые годы войны, благодаря повести Аркадия Гайдара, работа тимуровцев стала той искрой, которая зажгла всё пионерское движение.

В «Комсомольской правде» за 25 июня 1941 года напечатано обращение колхозных ребят Егорьевского района Московской области ко всем школьникам и подросткам: «Ребята! Началась война. Кровавый бандит Гитлер задумал завоевать нашу великую Родину... Сегодня многие наши братья, отцы уходят на фронт защищать любимую Родину. Мы, колхозные ребята Егорьевского района, решили все до единого с 10 до 16 лет выйти на поля, в бригады, на фермы и работать наравне с взрослыми».

В обязанности тимуровцев входило помогать в домашней работе семьям фронтовиков, опекать малышей, писать письма бойцам, охранять сады, огороды и помогать в сборе урожая. Повсеместно в школах начали организовываться тимуровские команды. Их работа была разнообразной. Особое внимание было уделено семьям солдат, ушедших на войну.

Подростки 11-13 лет трудились на полях колхозов, учились жать рожь, собирали оставшиеся колоски, вязали снопы, ставили их в «бабки».

Наступал сенокос, они отправлялись на луга, косили, сушили сено. Убирали урожай картофеля, свеклы, турнепса».

Тимуровцы собирали металлолом, колоски на колхозных полях, заготавливали лекарственные травы и были частыми гостями раненых в госпиталях города. Ходили по семьям фронтовиков, топили русскую печь, пилили и кололи дрова, стирали, писали письма под диктовку на фронт, навещали раненых в госпитале, собирали металлолом.

Из металлолома, собранного пионерами города Егорьевска был построен и отправлен на фронт танк «Таня», названный так в честь подвига отважной девушки 3ои Космодемьянской.

Школьники Егорьевска, как и другие пионеры Подмосковья, в свободное время зарабатывали деньги на строительство танковой колонны «Московский пионер».

В музее хранятся уникальные записи тимуровцев начальной средней школы № 17. Это отчет работы отряда тимуровцев:

Тимуровцами обслужено пилкой и колкой дров 19 семей фронтовиков, 14 учащихся привлечено в школу на учебу. По школе было всего сшито 350 кисетов, 203 носовых платка, связано - 11 шарфов.

С 1 сентября 1941 по декабрь 1942 года учащиеся напилили дров для школьных печей - 28 кубов.

Сбор средств на подарки и теплые вещи для бойцов Красной Армии.

1)на подарки бойцам -3442 рубля

2)на теплые вещи - 753 рубля

3) на танковую колонну - 671 + 296 = 1049 рублей

4) на танк «Тимуровец» - 556 рубля

5) на авиасоединение – 346 рублей 50 копеек

Всего собрано: 6146 рублей 50 копеек

В годы войны предприятия Егорьевска выпускали: лыжи, ящики для мин, тормозные колодки для танков, саперные лопатки, ложки, солдатские котелки, противопехотные мины, корпуса для авиационных бомб, стволы для минометов, маскировочные сети, ткани для плащ палаток, марлю. За всем этим стоит труд детей и подростков, которые заменили у станков ушедших на фронт мужчин.

Одной из форм забот тимуровцев о воинах являлась отправка на фронт посылок. В них были кисеты, носовые платки, воротнички, рукавицы, конфеты, патефонные пластинки, книги и другие бытовые вещи. Обычно посылали их к праздникам. Подарки были как коллективные, так и индивидуальные и шли от всего сердца.

Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы, устраивали концерты для раненых.

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки.

Тимуровские команды вели свою работу до начала 90-х годов.

Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

В 1990-е годы многие дети перестали читать старые детские книги. Забыли и о повести «Тимур и его команда». Защищать слабых и помогать им вдруг стало стыдно. Исчезли и тимуровские отряды. Даже город Клин, с которого началось тимуровское движение, на многие годы забыл о нем.

Традиции тимуровского движения нашли свое продолжение в наши дни. 26 ноября 2007 года на семинаре-практикуме, который проходил в городе Липецке «Возрождение Всероссийского тимуровского движения» был дан старт движению «Тимуровцы 21 века».

Всё больше городов включается в это движение в наши дни.

- Как вы думаете, чем занимаются тимуровцы в наши дни?

-Хотели бы вы вступить в отряд тимуровцев?

Мы завершили сегодня чтение глав из повести А.Гайдара «Тимур и его команда».

Давайте проверим, какими внимательными читателями вы были.

Викторина по повести А.Гайдара «Тимур и его команда».

Вопросы викторины учитель показывает на слайдах, дети записывают только ответы и ставят на листах +- правильный ответ,- неверный. (Приложение №3)

Вопросы викторины:

По характеристике угадайте героев повести А.Гайдара.

Тимур – деловитый, говорит громко, чётко, приказывая.

Женя – присутствует и наблюдает.

Гейка – упрямый, недоверчивый, прямой, говорит не спеша, как бы нехотя.

Коля – мечтательный, эмоциональный, немного заикается, голос передаёт его состояние (взволнован, обрадован, обижен и т.д.).

Специалист по чужим садам и яблоням – сконфужен, ему неловко из-за своего прошлого; говорит нехотя, кроме «специального» вопроса о сорте яблони, здесь он оживляется.

Сима – торопливый, расторопный и сведущий (всё знает), речь торопливая, без запинки и пауз, уверенная.

Для чего команда Тимура рисовала красные звездочки на воротах домов? ( Чтобы помогать семьям красноармейцев).

«В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед ней встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди, которой была вышита красная звезда». ( Тимур).

В фамилию какого действующего лица гайдаровской повести входит звук, издаваемый земноводными животными? (Квакин)

Как называли отряд детей из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»? Тимуровцы

Кто и кому говорил: «Ты о людях всегда думал, и они тебе заплатили тем же» . Ольга говорила Тимуру

Имя девочки, которая нашла штаб тимуровцев. Женя

Что получил в конверте атаман шайки Квакин от тимуровцев? ультиматум

Назови имя девочки – хозяйки козы? Нюрка

Мальчик, который рассказал о пропавшей козе. Сима Симаков

Назови фамилию «пожилого джентельмена», доктора, который также является дедушкой Коли. Ф.Г. Колокольчиков

Кем был отец Жени? Офицером

Когда появились тимуровцы? 1940 г. А.Гайдар «Тимур и его команда»

Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Выразительно читать и пересказывать текст.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Рефлексия.

(3 минуты)

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Кто такие тимуровцы? (Пионеры добровольно помогающие людям).

- Какую работу выполняли тимуровцы в годы ВОВ? (Работают на заводах, в колхозах, собирают посылки на фронт…)

-Кому помогали они в послевоенное время? (Помощь семьям погибших воинов, ветеранам войны).

Какой вывод можно сделать?

Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности и тому, что «надо честно жить и много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную землю».

 

IV. Домашнее задание.

(2 минуты)

Прочитать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» полностью.

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

1. т

е

л

е

г

р

а

м

м

а

 

 

2. и

г

р

а

 

 

 

 

 

 

 

 

3.м

о

л

о

д

о

с

т

ь

 

 

 

4. г

о

л

у

б

а

я

 

 

 

 

 

 

 

 

5. а

к

к

о

р

д

е

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. г

о

р

я

ч

и

й

 

 

 

 

 

 

7. д

р

о

в

а

 

 

 

 

 

 

 

 

8. м

о

т

о

ц

и

к

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. м

ы

ш

и

 

 

 

 

 

 

 

 

Громко завопил оскорблённый Чук и с криком: «…!...!» - в одном пальто без калош и шапки, выскочил за дверь. Какое слово кричал Чук?

Название рассказа Бориса Емельянова про Аркадия Гайдара, который вы читали в 3 классе.

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ …..

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

Что обещал вернуть камень, который нашёл Ивашка Кудряшкин?

Какого цвета была чашка из рассказа Аркадия Гайдара?

На этом музыкальном инструменте играла сестра Жени Ольга?

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, … , и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

Каким был волшебный камень?

Что сложили ребята во дворе красноармейца Павла Гуреева?

На чём Тимур отвёз в Москву Женю, чтобы она встретилась с отцом?

И летит чашка.

А кто виноват?

Ну, никто не виноват.

Только … .

Кто же разбил чашку?

 

Источники:

Viki.rdf.ru

http://litnsk.ru/archives/3862

http://portal-kultura.ru/

http://kzbydocs.com/docs/205/index-74923-1.html

e-mail:klin.9@mail.ru

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 09.07.19 в 15:38 1Ответить Пожаловаться
Очень хорошая разработка!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.