Занятие на тему «Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

2
2
Материал опубликован 19 February в группе

Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники -силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью), выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Аппликация (от лат. прикладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов.

Простейшую технику аппликации осваивают уже самые маленькие дети, когда делают поделки (например, открытки) из цветной бумаги. Те же приемы переносятся затем на работу с несыпучими тканями, и, наконец, на работу с тканями самых разных видов и фактур.

Аппликация из ткани - это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием.

Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры -гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр. Фоном для аппликации могут быть шелк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить.

Создавать аппликации из ткани своими руками вместе с детьми очень весело! Это хороший способ занять ребенка, прививая ему любовь к рукоделию и развивая его творческие способности. С помощью аппликации вы можете вместе с ребенком создать картину из ткани на любую тематику, вы можете помочь ребенку вырезать из ткани цветы или животных по трафарету, который сделаете для него из бумаги.

Кроме того, работая с тканью и нитками, ребенок осваивает колористику, учится сочетать цвета и фактуры. Сначала копируя различные узоры, а затем создавая свои уникальные работы, он открывает в себе творца, утверждается как художник, человек способный создавать мир своими руками.

Работа с тканью один из интереснейших приемов для развития мелкой моторики рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Это один из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.


 

Декоративная аппликация из ткани «Рукавичка»

Задачи:

1. Учить самостоятельно создавать поделку из ткани, украшать ее.

2. Формировать точные графические умения: аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги; вырезать точно по нарисованному контуру.

3. Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру.

4. Совершенствовать навыки работы по ткани с ножницами.

5. Вызвать интерес к изображению и оформлению рукавички по своей руке.

6. Воспитывать аккуратность в работе.

7. Развивать воображение, творческие способности, интерес к аппликации из ткани.

Оборудование и материалы: обрезки тканей различных фактур, клей ПВА, кисти для клея, ножницы, карандаши, образец - поделка рукавичка, белый мелок, пуговицы, трафареты для вырезания украшений.

Методические приемы:

-Беседа.

-Показ.

-Пояснение.

-Игровая мотивация.

Предварительная работа:

Рассматривание коллекции ниток и тканей, отгадывание загадок, выполнение аппликаций из тканей и других материалов, подготовка трафаретов, повторение правил работы с ножницами, бумагой и клеем:

Если человек берет ножницы в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить перед глазами, возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом.

Белый клей ПВА очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости исчезают.

Бумага может помяться, порваться, испачкаться. А еще - ее всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.


 

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе зимой? А как мы одеваемся зимой? (Обязательно назвать варежки и рукавицы).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать необычную аппликацию. А что именно, вы узнаете, отгадав загадку:

Едва повеяло зимой -

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их ... (рукавички).

Воспитатель показывает рукавичку - образец. (Рассматривание и анализ образца готовой поделки).

Воспитатель: Дети, посмотрите и расскажите, из чего сделана моя рукавичка, обратить внимание, как она украшена. (После рассматривания образец нужно убрать).

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте вначале вспомним правила работы с ножницами, клеем, бумагой, тканью.

-Кто напомнит, как нужно обращаться с ножницами?

-А как надо пользоваться клеем?

-Как надо обращаться с бумагой?

-А кто скажет, как нужно обращаться с тканью?

 

Воспитатель: Для того, чтобы вырезать рукавичку из ткани, мы сначала сделаем трафарет из обычной бумаги, а трафаретом для этого послужит ваша ладошка. Возьмите лист бумаги и обведите кисть своей руки. Следите за тем, чтобы карандаш точно обвел вашу ручку, не отрываясь от бумаги. Теперь нужно аккуратно вырезать силуэт рукавички по нарисованному контуру. Это наш рабочий трафарет. Затем приложите трафарет рукавички к ткани с изнаночной стороны, обведите его аккуратно мелом. Во время работы воспитатель проверяет правильность выполнения и дает необходимые пояснения.

Воспитатель: Следующий шаг нашей работы вырезание силуэта рукавички из ткани. Воспитатель проверяет правильность выполнения и при необходимости помогает детям.

Воспитатель: Чего не хватает нашей рукавичке? Да, ее нужно украсить. От того, как мы украсим рукавичку, будет зависеть ее предназначение. Рукавичка простая – для работы, рукавичка получше – для ежедневной носки, а самая красивая рукавичка, нарядная, праздничная! Воспитатель предлагает украсить рукавичку: вырезать из кусочков ткани по предложенным шаблонам различные украшения, используя красивые пуговички.

Самостоятельная работа детей. Необходимые пояснения в ходе работы.

Анализ детских работ.

Рассмотреть готовые поделки. Полюбоваться рукавичками, выбрать самые красивые. Объяснить, почему они получились такие красивые. Обратить внимание на аккуратность наклеивания деталей поделки и на прочность их крепления. Отметить те поделки, которые дети выполнили самостоятельно.

Воспитатель: А как вы думаете, где мы можем использовать ваши рукавички? Варианты ответов детей.

Воспитатель рассказывает детям, что в Новый год на елку можно повесить рукавички для подарков, предлагает украсить рукавичками елку и полюбоваться ею.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Было бы очень хорошо, если бы и мы увидели образец-рукавичку.

20 February

Наши работы выглядели так

20 February

Похожие публикации