Аппликация по замыслу на тему «На дворе стоит весна!»
Цель: создание условий для развития умения задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца.
Задачи:
обобщить знания детей об изменениях в природе в весенний период;
закрепить знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, среде обитания
;развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов о природе, загадывание загадок, подвижные игры, разучивание песни дидактические игры "Когда это бывает?", "Четвёртый лишний", "Скажи одним словом", "Закончи предложение" и другие.
Материал и оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, мяч, коллаж природы на ватмане, ножницы. клей, салфетки, кисточки. клеёнки.
Ход НОД
1. Вводная часть (организационный момент).
Дети стоят полукругом.
Воспитатель читает отрывок стихотворения:
Марту дремлется легко
(Г. Новицкая)
Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.
По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.
Воспитатель: - Дети, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Дети, вы рады весне?
- Как мы можем определить, что наступила весна?
- Правильно, по приметам.
Проводится дидактическая игра "Приметы весны" (с мячом).
Воспитатель: - Сейчас мы будем передавать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад.
-Что делает весной солнце? (греет...)
-Что делает весной трава? (зеленеет, прорастает..
-Что делают весной птицы? (прилетают, вьют гнезда, селятся в скворечниках..)
-Что делают весной животные? (просыпаются, меняют свои шубки...)
-Что делают весной почки? (набухают, из почек появляются первые листочки...)
-Что можно делать с цветами? (сажать, смотреть на них, нюхать, дарить..)
Воспитатель: -Молодцы, дети, весна у нас уже в городе наступила. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне.
Весна
(К. Кубилинскас)
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Детям раздала.
В берлогу заглянула:
— А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
На лугу
(А. Блок)
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна …
Весна пришла
(Е. Стюарт)
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!
Речедвигательная игра "На лугу по утру"
На лугу поутру (дети встают в круг, берутся за руки)
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, (делают 4 шага назад)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим, (раздвигают круг)
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять - (смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, - (тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. - (прыгают на носочках)
Воспитатель: - Дети, весна - полна волшебства, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное волшебство - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
-Скажите, дети, а какие птицы первыми прилетают с юга?
Воспитанники- Грачи.
Воспитатель: - Какие ёще птицы прилетают в марте?
Воспитанники - Скворцы, жаворонки, чижи и зяблики.
Воспитанники: - Затем прилетают журавли, трясогузки, дрозды, ласточки, стрижи, соловьи.
Воспитатель: - Дети, а когда к нам возвращаются утки и гуси?
Воспитанники: - Как только сходит лёд на реках и озёрах прилетают утки, гуси.
Воспитатель: - Как мы называем этих птиц?
Воспитанники - Водоплавающие.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
- Посмотрите, как много перелётных птиц вернулось в нашу Хакасию. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Давайте сравним. (дети рассказывают о птицах)
Воспитатель: - Правильно, они большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Воспитатель: - Что общего у всех птиц?
Воспитанники: - У всех птиц есть крылья, хвост, туловище, голова, клюв, лапы, перья.
Воспитатель: -Что происходит нового в жизни птиц весной?
Воспитанники: - Птицы заняты важным делом. они вьют гнездо.
«Гнезда птиц»
Воспитатель с воспитанниками подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением гнезд птиц. Дети берут по одной картинке и поочередно говорят, где птицы строят гнезда.
Воспитатель :Посмотрите на картинки, скажите, где птицы строят свои гнезда?
Воспитанники:: На деревьях, на земле, на столбах, в домах, на воде
Воспитатель: Молодцы дети!
-Какую пользу приносят птицы выкармливая своих птенцов?
-Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)
Воспитатель- А сейчас приступаем к работе.
Дети выбирают себе птичку, вырезают её по контуру. Наносят клёй и размещают птичку там, где она строит своё гнездо. Ребёнок может кратко рассказать, почему он именно здесь поселил птичку
Заключение.
Воспитатель: Молодцы! Все дети сегодня получают призы.
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна