12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург


«Архаизмы. Историзмы. Неологизмы»

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», «архаизмы», историзмы», «неологизмы».

Задачи: предметные: определить причины устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами;

метапредметные: формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); развитие речевых умений учащихся;

личностные: воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

Приветствие обучающихся.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, все в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

-Откройте тетради, запишем число, классная работа

Приветствие учителя

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания


Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.

Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.

Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание.

Презентация составленных дома словариков заимствованных слов.

Мотивационно-целевой этап

Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Определите цель и задачи урока?




















Устаревшие слова и неологизмы.


Цель: познакомится с понятием «устаревшие слова», «неологизмы»

Задачи: определить причины устаревания слов; определить, как в русском языке появляются новые слова.

Работа по теме урока

Посмотрите на картинки. Знакомы ли вам эти слова, пользуетесь ли вы данными предметами? Страница 74 учебника.

t1676889113aa.gif                              t1676889113ab.gif

Устаревшие слова                    Архаизмы Историзмы

t1676889113ac.jpgt1676889113ad.jpg

1) Названия старых мер

длины, веса: аршин, вершок, сажень.

2) Старинной одежды и обуви: 

армяк, кафтан, камзол.

3) Названия учреждений и должностных лиц:

 вече, управа, воевода, исправник.

4) Лиц по профессии, занятию: стрелец,

стражник, ратник, приказчик.

5) Старых учебных заведений и учащихся: 

бурса, институтка, курсистка.

6) Бытовые понятия: корчма, лабаз,

алтын, целковый.

Задание № 1: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8) лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16) тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета.

Слова для справок: слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Физ. минутка.

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

Откройте учебник на странице 72 («нео» — новый,«логос» — слово (греч.)) и прочтите определение в рамочке. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского учёного м. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертёж, рудник и др. Слово детектив, например, ввёл писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту, слово хлыщ употреблено впервые русским писателем И. И. Панаевым. Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Послушайте стихотворение Н. Егорова с новым авторским словом:

От села

До переката

Где идёт озимый сев,

Пляшут бойкие дождята,

На минуту не присев.

Назовите новое слово из стихотворения. На кого похожи бойкие, шаловливые дождята?

Творец языка — народ, он создаёт новые слова разными путями:

А) новые слова образуются от старых корней путём присоединения суффиксов и приставок, только суффиксов, путём сложения и т. д.: Луна → при-лун-ени-е, лун-н-ик, планетоход, субботник;

Б) новые слова заимствуются готовыми из других языков: метрополитен;

В) для новых слов используются старые слова в новом значении: протокол, салют.

Прослушайте предложения, найдите в них неологизмы и выпишите их. Попробуйте объяснить лексическое значение этих неологизмов.

1) Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения.

2) Вчера услышал по радио словосочетание «креативный директор»; что оно означает, я так и не понял.

3) Ещё недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны.

4) Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры.


























(1) Внимать – слушать, (2) глагол – слово, (3) глас – голос, (4) грядущее, (5) десница – правая рука, (6) днесь – сегодня, (7) изречь – сказать, (8) лик – лицо, (9) око – глаз, (10) перст – палец, (11) рок – судьба, (12) сей – этот, (13) стезя – путь, (14) трапеза – обед, (15) токмо – только, (16) тщетно – напрасно, (17) уповать – надеяться, (18) уста – губы, (19) чадо – ребенок, (20) чета – пара.

Рефлексия

знаю

Новая информация

Информация, противоречащая моим прежним знаниям

Осталось непонятным, есть вопросы







Домашнее задание

§27; Выписать из толкового словаря значение слов аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок. §26 (учить правило); упражнение № 132 (для всех); Придумайте рекламу с использованием неологизмов на тему «Читатель XXI в.»




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.