Материал к уроку русского языка «Архаизмы, историзмы, неологизмы» (5 класс)
«Архаизмы. Историзмы. Неологизмы»
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», «архаизмы», историзмы», «неологизмы».
Задачи: предметные: определить причины устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами;
метапредметные: формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); развитие речевых умений учащихся;
личностные: воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||
Организационный | Приветствие обучающихся. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадка? - Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания. -Откройте тетради, запишем число, классная работа | Приветствие учителя | ||||||||
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы. Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция. Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание. | Презентация составленных дома словариков заимствованных слов. | ||||||||
Мотивационно-целевой этап | Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые. Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони. – Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его! – Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем. Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Определите цель и задачи урока? | Устаревшие слова и неологизмы. Цель: познакомится с понятием «устаревшие слова», «неологизмы» Задачи: определить причины устаревания слов; определить, как в русском языке появляются новые слова. | ||||||||
Работа по теме урока | Посмотрите на картинки. Знакомы ли вам эти слова, пользуетесь ли вы данными предметами? Страница 74 учебника. Устаревшие слова Архаизмы Историзмы 1) Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень. 2) Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол. 3) Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник. 4) Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик. 5) Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка. 6) Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый. Задание № 1: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары: (1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8) лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16) тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета. Слова для справок: слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок. Физ. минутка. Четвёртое лишнее: 1. бумага 2. халат 3. лошадь 4. интернет - Какое слово выбрали? Почему? - Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. - Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ. - Запишите тему урока в свои тетради. Откройте учебник на странице 72 («нео» — новый,«логос» — слово (греч.)) и прочтите определение в рамочке. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав. Создатель новых слов — народ, поэтому его и назвал В. В. Маяковский «народ-языкотворец». Конечно, кто-то скажет или напишет слово первым, затем, если оно точно отражает сущность явления или понятия, новое слово подхватывают другие, и вот оно уже известно многим. лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые. много слов, обозначающих различные научные понятия, идут от великого русского учёного м. В. Ломоносова; это кислород, водород, маятник, чертёж, рудник и др. Слово детектив, например, ввёл писатель Жюль Верн, слово лилипут обязано своим появлением Джонатану Свифту, слово хлыщ употреблено впервые русским писателем И. И. Панаевым. Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое. Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения. • Послушайте стихотворение Н. Егорова с новым авторским словом: От села До переката Где идёт озимый сев, Пляшут бойкие дождята, На минуту не присев. • Назовите новое слово из стихотворения. На кого похожи бойкие, шаловливые дождята? Творец языка — народ, он создаёт новые слова разными путями: А) новые слова образуются от старых корней путём присоединения суффиксов и приставок, только суффиксов, путём сложения и т. д.: Луна → при-лун-ени-е, лун-н-ик, планетоход, субботник; Б) новые слова заимствуются готовыми из других языков: метрополитен; В) для новых слов используются старые слова в новом значении: протокол, салют. Прослушайте предложения, найдите в них неологизмы и выпишите их. Попробуйте объяснить лексическое значение этих неологизмов. 1) Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения. 2) Вчера услышал по радио словосочетание «креативный директор»; что оно означает, я так и не понял. 3) Ещё недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны. 4) Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры. | (1) Внимать – слушать, (2) глагол – слово, (3) глас – голос, (4) грядущее, (5) десница – правая рука, (6) днесь – сегодня, (7) изречь – сказать, (8) лик – лицо, (9) око – глаз, (10) перст – палец, (11) рок – судьба, (12) сей – этот, (13) стезя – путь, (14) трапеза – обед, (15) токмо – только, (16) тщетно – напрасно, (17) уповать – надеяться, (18) уста – губы, (19) чадо – ребенок, (20) чета – пара. | ||||||||
Рефлексия |
| | ||||||||
Домашнее задание | §27; Выписать из толкового словаря значение слов аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок. §26 (учить правило); упражнение № 132 (для всех); Придумайте рекламу с использованием неологизмов на тему «Читатель XXI в.» | |