Конспект урока русского языка «Неологизмы» (6 класс)
Дата проведения: 09.11.2022
Класс: 6
Тема урока: Неологизмы.
Цель: Создание условий для развития исследовательских умений учащихся.
Задачи:
• формирование практических знаний об устаревших словах и неологизмах, и их значении.
• развитие словарного запаса учащихся, умение формулировать определения понятий;
• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
• развитие умения рационально организовывать работу, действовать в команде, работать с источниками, отбирать
материал;
• воспитание интереса и уважения к родному языку и слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать о причинах появления неологизмов в активном употреблении. Уметь находить неологизмы и правильно использовать их в речи. Уметь пользоваться словарем.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: доска, раздаточный материал, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010, рабочие тетради.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Упражнение «Частичка тепла»
- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний. Фронтальная работа.
Ребята, давайте вспомним из предыдущих уроков:
- Что называется лексикой?
- Что изучается в лексикологии?
- Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека.
Молодцы!
Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С. Пушкин использовал 21000 слов?
3. Постановка целей и задач.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.
Давайте посмотрим на слова, которые написаны на листочках: кафтан, око, имидж, веретено, черевички, вирус, ветрило, чело, флешка.
По какому принципу можно разделить эти слова? Подумайте. (исконно-русские и новые)
- Посмотрите на листочки (исконно-русские), какие это слова? А давайте вспомним, что такое исконно-русские слова?
А теперь давайте посмотрим на молодое дерево. На него мы прикрепили листочки, на которых написаны такие слова, как: имидж, флешка, вирус, хакер.
Давайте поработаем с лексическим значением этих слов и выполним словарную работу. Запишите слово и поставьте ударение. Что обозначает каждое слово?
Имидж- целенаправленно формируемый образ политического деятеля, телевизионного ведущего, актёра и т. п. в целях их широкой популяризации и рекламирования.
Флешка- от (от англ. flash) разговорный термин, миниатюрное запоминающее устройство
Вирус- мельчайшая частица, возбудитель инфекционного заболевания.
Хакер - это специалист в области информационных технологий, который использует свои технические знания для достижения цели или преодоления препятствий в компьютеризированной системе нестандартными средствами.
Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи?
Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами.
«Нео» — новый, «логос»- слово ( греч.).
Тема нашего урока сегодня — НЕОЛОГИЗМЫ
Н.В. Гоголь говорил: «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». И это так.
Поставьте, пожалуйста, цели сегодняшнего урока. Цели сегодняшнего урока таковы:
1) знать…
2) уметь…
3) научиться…
Цели сегодняшнего урока таковы:
1) Знать особенности образования неологизмов;
2) Уметь находить эти слова в тексте;
3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы.
Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа и тему урока.
4. Изучение нового материала.
Задание 1. Работа с учебником.
Ребята, откройте учебник на странице 72 и зачитайте правило, что же такое «Неологизмы» (новые слова, возникающие в языке).
- Кто запомнил, что такое неологизмы и готов повторить?
Запишите в тетради «Упражнение 129». Прочитаем задание и выполним упражнение.
Ребята, в тексте речь пойдет о космосе. А знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин). Когда он совершил свой полет? (12 апреля 1961).
(Неологизмы: космос, спутник, космонавт, космический корабль, планетоход, луноход, Роскосмос, НАСА, орбитальная станция, шаттл, МКС.
Прочно вошли в речь: космос, спутник, космонавт).
Задание 2. Давайте поупражняемся в образовании новых слов.
Текст называется «Вокруг света на корабле «Бигль».
Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова и запишите только их.
1 ученик – у доски.
Вокруг света на корабле «Бигль»
Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны.
За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.
Проверь себя:
Кругосветное, путешествие, десятипушечный, землетрясения, мореплаватели, рудокопов, рабовладелец, пятилетнее.
Задание 3. Работа с учебником.
- Ребята вернемся к учебнику и выполним упражнение 131.
Спонсор – лицо, организация, финансирующие какое-либо мероприятие, учреждение, сооружение объекта и тд.
Имидж – образ какого-либо лица, предмета, явления, создаваемый умышленно с целью психологического воздействия.
Тинэйджер – подросток (юноша или девушка) в переходном возрасте.
Брифинг – встреча официальных лиц с представителями СМИ для изложения краткой информации по определенному вопросу.
Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу.
Физминутка. Метод «Путешествие в детство»
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вздохов. Все мы уже не дети, а так хочется побыть детьми. Так давайте на несколько мгновений вернемся в детство.
Итак, представьте, что вам 5 лет.
1) Почувствуйте себя ребенком, который очень гордится, что построил крепость из песка.
2) Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузырей!
3) Почувствуйте себя ребенком, которому на День рождения подарили очень много подарков!
Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что, когда вам захочется, вы всегда сможете вновь стать ребенком.
А теперь потянитесь, руки вверх поднимите, потрясите и сделайте глубокий вдох. Возвращайтесь к занятиям вдохновенными и бодрыми.
Учитель: Хочу отметить, что создатель новых слов — народ. Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое. Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.
Достоевский придумал слово «стушеваться».
Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».
Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «первоклассный», «человечный».
Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.
Задание № 3. Послушайте стихотворение Николая Егорова, найдите новое авторское слово:
От села
До переката
Где идёт озимый сев,
Пляшут бойкие дождята,
На минуту не присев.
- Назовите новое слово из стихотворения. Какой это неологизм? (авторский)
5. Закрепление полученных знаний.
Метод «Веселый мяч».
Учитель бросает мяч ребенку. Если это неологизм, то ребенок ловит мяч и дает толкование слову. Если не неологизм, то необходимо мяч отбросить.
Хакер (неологизм)-компьютерщик-любитель, проникающий в чужие базы данных.
Бурак (диалектное)
Акварель –(профессиональное)
Кастинг (неологизм)-предварительный отбор- смотр актеров, манекенщиц для конкурса.
Шпора –(жаргонизм)
Ланч (неологизм)-в англоговорящих странах - прием пищи в полдень.
скейтборд-вид спорта на специальной доске с четырьмя роликами, доска для такого катания;
стезя – дорога, путь
пирсинг-украшение различных частей тела кольцами, которые вдеваются в проколотые места
врата (ворота)
длань (ладонь)
плейер-устройство или программа для воспроизведения аудио или видеозаписей
днесь (сегодня)
ратник (воин)
Развитие речи
- Ребята, перед началом урока я каждому дала отрывок из рассказа Юлии Павловой «Путешествие в прошлое». Возьмите в руки листочки с текстом и поработаем с ним.
Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в комнате, очень похожей на бабушкину: старые фотографии на стенах, этажерка с книгами, радиоприёмник, стол, накрытый вышитой скатертью, раскрытая газета, на которой он прочел дату: 20 октября 1970 года.
Открылась дверь и вошел мальчик, очень похожий на Витиного друга Дениса, с которым они учились в одном лицее:
- Мне сказали, что здесь нужна помощь. Я Андрей. А ты и вправду странно выглядишь.
Он с удивлением оглядел Витины джинсы, кроссовки, и рюкзак:
- В школу с эти нельзя. Я принес тебе пионерскую форму и новый галстук: сегодня на торжественной линейке будем принимать первоклашек в октябрята, а после уроков вместе пойдем на совет пионерской дружины.
Витя почему-то сразу представил древнерусскую дружину и этого Андрея в княжеских доспехах, которые он увидел в учебнике истории и в фильмах, а себя – в темном костюме с синим галстуком, как у папы.
В школу они ехали на автобусе с громоздким кассовым аппаратом, куда пассажиры бросали пятачки, самостоятельно отрывая билетики. Витя никак не мог привыкнуть к тому, что в руке не было мобильника: даже время не посмотришь.
В классе, куда они пришли, стояли деревянные парты, знакомые ему по фотографиям из бабушкиного альбома. Ни интерактивной доски, ни компьютера на учительском столе, конечно, не было и в помине. Школьники писали в тонких ученических тетрадках перьевыми ручками, которые обмакивали в стоящие на партах стеклянные чернильницы – непроливайки. Витя заметил, что в тетради вложены разноцветные листики рыхлой бумаги, которые школьники время от времени зачем-то прикладывали к написанному. Это были промокашки, пользу от которых Витя оценил после размазанного по листу классного задания, когда он решил вставить пропущенную запятую в начало только что записанного предложения. Витя попросил было замазку, чтобы исправить ошибку в написанном слове, но ребята подняли его на смех, а девочка в очках строго сказала, что они на уроке, а не на стройке. Витя вздохнул: слов «фломастер, маркер, стикер, интернет, гаджет, дисплей, флешка» здесь не стоило даже произносить.
- Отдашь это машинистке, - Андрей протянул Вите список мероприятий на месяц, кивнул головой в сторону кабинета директора. Перед кабинетом сидела сухощавая женщина и быстро печатала на большой пишущей машинке в сером металлическом корпусе. Витя с любопытством наблюдал за тем, как она ловко вставила в машинку целую пачку листов, переложенных черной копировальной бумагой. «Так вот как, оказывается, можно делать копии без сканера!» - подумал он. Над машинисткой висел информационный стенд со школьной стенгазетой. В ней Витя с удивлением прочитал заметку о том, что гимназии и лицеи существовали только в дореволюционной России, а в советское время им на смену пришли другие учебные заведения, в том числе школы – семилетки и десятилетки.
Задания:
- Выпишите из текста слова и словосочетания, которые были непривычными для героя рассказа и объясните, с чем это связано.
- Выпишите слова, которые школьники не могли знать в 1970 году. Прокомментируйте значения этих слов.
- Найдите и выпишите слова, которые Витя и его новые знакомые понимали по-разному.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Подведем итог нашей работы.
- В начале урока мы ставили для себя цели…. Скажите, мы их достигли?
- Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия?
- Какое задание показалось вам трудным? Почему?
- На что нужно обратить внимание?
Метод «Всё в моих руках»
Проведение: ребята на ладонях пишут цели, которые не удалось достигнуть им в течение урока, но обязательно достигнут их на следующих уроках.
(клеят на плакат)
7. Домашнее задание. Выставление оценок.
Ребята, дома вам необходимо будет выучить правило и объединить в пары слова-синонимы: гамбургер, фитнес, бутерброд, необычный, пицца, открытый пирог, зарядка, эксклюзивный. Полученные пары записать.
Задание на дополнительную оценку: найти в газетах или журналах 5 неологизмов, выписать их и дать определение.
- Ребята, вы сегодня активно поработали, все большие молодцы! Я благодарю вас за сотрудничество!