Урок МХК в 10 классе «Архитектура Московского княжества»
Тема: «Архитектура Московского княжества».
Цель урока:
- познакомиться с объектами архитектуры, расположенными на территории Московского княжества, которые являются ценнейшими памятниками истории и архитектуры мирового значения;
Задачи урока:
- познакомить с особенностями архитектуры Московского княжества;
- рассмотреть памятники архитектуры и познакомиться с их историей создания;
- обучать умению выражать словами свои чувства;
- обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало;
- воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие, стихов, объектов архитектуры.
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, тетради, учебник «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» 10 кл. Г.И.Данилова - Москва «Дрофа» 2011год.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа на уроке.
1) Повторение пройденного материала.
2) Введение в тему урока. Эпиграф.
Россия! В злые дни Батыя, Кто, кто монгольскому потопу Возвел плотину, как не ты? Чья в напряженной воле выя, За плату рабств, спасла Европу От Чингисхановой пяты? В.Я. Брюсов |
Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А.С. Пушкин |
Архитектурный облик Древней Руси.
Действительно, сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI веку в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство. Широкое распространение в это время на Руси получил крестово-купольный тип храма. А также параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб-срубов, но и шатровых и Ярусных храмов. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.
3) Шедевры архитектуры Московского княжества
В 15 веке русские княжества начинают объединяться вокруг Москвы (из-за географического положения). Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства.
Духовной опорой в деле созидания Московской Руси была подвижническая работа русских святых — митрополита Алексия, святителя Пермской земли Стефана и основателя Троице - Сергиевого монастыря Сергия Радонежского.
В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327 г.) и Архангельского (1333 г.) соборов в Кремле.
Успенский собор.
На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в 1326-1327 году был построен собор Успения богородицы. Нынешний Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах. В качестве образца, которому должен был следовать иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первенствующим на Руси.
Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси, а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан. Расписывал иконостас один из великих мастеров древнерусского искусства - Дионисий вместе с художниками Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15 века, а также фрески, относящиеся к 17 веку.
И всё-таки он не копировал владимирский собор, в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего, он поражает геометрической чёткостью членения кирпичных стен, цельностью объёма.
Архангельский собор в Кремле в старину назывался «церковью св. Михаила». Здание построено из белого камня. В 16 веке собор был расписан. Росписи неоднократно реставрировались.
В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I.
С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.
В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит на Соборной площади Архангельский собор (1505-1508) Первый каменный собор на месте прежней деревянной церкви архистратига Михаила был заложен при Великом московском князе Иване Даниловиче Калите, позднее, через 170 лет выстроен новый каменный храм. В Архангельском соборе проступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения. Проектировал его итальянский архитектор Алевиз Новый. Вот почему в облике собора чувствуется влияние венецианской архитектуры. Но строили собор русские мастера, и они привнесли свое понимание красоты, воспитанное на старорусских традициях зодчества. Белокаменный северный портал, резные Царские врата, роспись храма (икона "Архангел Михаил" начала 15 века) - многое в этом храме вызывает восхищение. С постройкой Архангельского собора на века определились контуры Соборной площади Московского Кремля.
Московский Кремль
Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества. Москва становиться столицей единого централизованного государства.
К концу 15 века Кремль, обнесённый мощной высокой кирпичной стеной, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низким деревянным шатром.Стены Кремля выдерживали не мало татарских набегов. Кремль в наше время стал символом Российской государственности.
Первоначально башни Кремля имели военное значение, а позднее башни были украшены декоративными шатрами.
Нам очень мало известно о древнейших зданиях в Московском Кремле, так как их первоначальный облик сильно изменился.
Башни Московского Кремля
Постройка стен и башен Московского Кремля из красного кирпича была начата при Иване III. По его указу разрушали деревянные постройки и возводили каменные. Каждая Кремлевская башня имеет свое название и историю, их 20, только у 2 нет названия, они так и называются – 1 и 2 Безымянные башни.
БОРОВИЦКИЕ ворота и башня находятся на самом высоком холме, откуда и пошла вся Москва. Слово "боровица", давшее название башне, означает сосновый бор.
ОРУЖЕЙНАЯ башня, стоявшая когда-то на берегу речки Неглинной, теперь заключенной в подземную трубу, получила название по находящейся рядом Оружейной палате.
КОМЕНДАНТСКАЯ башня получила свое название в XIX веке, поскольку в здании рядом располагался комендант Москвы.
ТРОИЦКАЯ башня называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля.
КУТАФЬЯ башня (связана мостом с Троицкой). Ее название связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно одетую, неповоротливую женщину. Действительно, Кутафья башня - невысокая, как остальные, а приземистая, широкая.
СРЕДНЯЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня возвышается со стороны Александровского сада и называется так, поскольку прямо за ней находился склад оружия.
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля.
НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь Николы Старого, а над воротами башни помещалась икона Николая Чудотворца.
СЕНАТСКАЯ башня возвышается позади Мавзолея В.И.Ленина и названа по названию Сената, чей зеленый купол поднимается над крепостной стеной.
СПАССКАЯ башня. Это название идет с XVII века, когда над воротами этой башни повесили икону Спаса.
ЦАРСКАЯ башня. По преданию, царь Иван Грозный любил наблюдать снее за событиями, происходившими на Красной площади.
НАБАТНАЯ башня получила свое имя по большому колоколу - набату, висевшему над ней.
КОНСТАНТИНОВО-ЕЛЕНИНСКАЯ башня своим названием обязана стоявшей здесь в древности церкви Константина и Елены.
БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ башня получила имя боярина Беклемишева, чей двор находился в Кремле в XV веке.
УГРЕШСКАЯ башня - по названию монастыря на территории Кремля.
1-ая и 2-ая БЕЗЫМЯННЫЕ башня.
ТАЙНИЦКАЯ башня названа так потому, что в древности в башне был устроен потайной выход из крепости на случай вражеской осады, а также находился тайник-колодец.
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ башня получила свое название по находившейся в ней иконе.
ВОДОВОЗНАЯ. В этой башне находилась водоподъемная машина для подачи воды в кремлевские дворцы и сады.
В 1555-1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведён Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530 - 1584) поручил его строительство мастерам Барме и Постнику (согласно одной из гипотез это мог быть один человек). Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединила восемь пределов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью.
От чего происходит его название? На Красной площади, бывшей в те времена центром общественной и торговой жизни, москвичи привыкли видеть в любое время дня в шумной толпе Василия Блаженного, в рубище, всегда босого. Он в юные годы ушёл из родительского дома, скитался по Москве, и шла за ним слава исцелителя и ясновидца. Знали его в Москве все – от торговца до Ивана Грозного, который не только принимал блаженного в своём дворце, прислушиваясь к рассказам, его видениям и советам, но и навещал его у смертного одра. Когда скончался, был погребён у Троицкой стены. А когда через несколько лет храм Покрова достроили, могила оказалась у самой его стены. С той поры храм имеет другое название.
Один из патриархов так описывал этот храм:
Существует легенда, что после возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного.
Первоначально собор выглядел иначе. Позднее стены собора покрыли орнаметном, купола приобрели более сложный рисунок.
В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с 8-мигранным остроконечным завершением.
Церковь Вознесения в селе Коломенском, самое знаменитое зданием подобного типа. Величественная, стройная башня – храм и сегодня возвышается на берегу Москвы – реки, откуда открывается красивейшая панорама города.
Главной особенностью храма был постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. По замыслу зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти.
Закрепление. Задание:
Почему «Москва не сразу строилась»? Вспомните многовековую историю строительства нашей столицы. Расскажите о храмах Кремля. Какие русские и итальянские традиции здесь воплотились?
Охарактеризуйте художественную культуру Владимиро-Суздальского княжества.
Составьте рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского в соответствии с его «Житием», написанным Епифанием Премудрым. Какое влияние оказал Сергий Радонежский на развитие представлений о Святой Троице? Можно ли считать Андрея Рублева его учеником?
IV. Подведение итога урока.
Итак, в течение XV и XVI вв. художественная культура Московского царства обрела черты зрелой самобытности, развиваясь в русле единого стиля. В ней было много нового, однако незыблемыми остались и традиционные устои «мистического реализма», храмовый канон с его строгими предписаниями. Искусство этих столетий стало заключительным этапом в сооружении мощного средневекового здания древнерусской культуры, что созидалась многими поколениями зодчих, распевщиков, иконописцев, писателей. Впереди уже брезжил XVII в.
Домашнее задание. Презентация об одном из соборов, храмов.