Урок МХК в 10 классе по теме «Иконопись. Лики Богородицы»
Коржова Н.А. Урок МХК в 10 классе «Иконопись. Лики Богородицы»
Урок МХК в 10 классе по теме: «Иконопись. Лики Богородицы»
Цель: знакомство обучающихся с основными понятиями, произведениями древнерусской иконописи. Выявление особенностей русской иконографии.
Задачи:
Повторить основные каноны иконописи и проследить их отражение при анализе произведений искусства.
Освоение знаний об иконографии Богородицы.
Воздействовать на духовный мир детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнить знания о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.
Форма урока: комбинированный урок, урок – диалог.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point (Приложение 1), тексты для работы с таблицей (Приложение 2), конверты с репродукциями икон Богородицы.
Предварительная подготовка: обучающиеся разделены на группы «Историки» и «Искусствоведы». Каждая группа готовит сообщения по теме урока.
Ход урока.
Организационный момент (Экспозиция 3 мин). Слайд 4.
«Земля, в конце концов, выветривается, и пыль улетает с ветром, все ее люди умирают, исчезают бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно». Хемингуэй Э.
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор об основных сюжетах и образах древнерусской иконописи.
Слайд 5 (Видеоролик. Обучающийся читает стихотворение).
Иконы – это небольшие двери,
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.
Иконы – это светлые оконца,
И в каждой Боголепный мир сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.
Пройти сквозь позолоту к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи,
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.
Но чудо происходит и от взгляда
На эти духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко, и легко молиться.
Александр Андриянов
Актуализация знаний учащихся (7 мин)
Учитель: Что же такое икона? Почему одним она улыбается, другим хмурится, одним помогает войти в мир запредельный, других не пускает?
Обучающиеся (Слайд 6): Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ».
Икона – не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Икона – это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир.
(Слайд 6. Щелчок) «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все. Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней» (отец Александр Киселев)
Учитель: Иконы писались по строгим канонам. Нарушить их художники не имели права, но, в то же время, искусство творческой свободы присутствовало. Иконы не сохранили имён своих создателей. Почему?
Выступление группы «Историки»
Художник считал, что пишет не он, а рукой его движет Бог. Процесс подготовки к написанию икон был длительный. Художники-иконописцы были монахами. Прежде чем писать икону, они готовились внутренне: постились, молились и просили у Бога озарения. Готовились духовно. Например, А. Рублёв дал обет молчания при написании одного своего шедевра.
Учитель: XV столетие называют золотым веком русской иконописи. Оно начинается Андреем Рублёвым, и Дионисий его завершает. В иконах и фресках мастера ощущается большая степень свободы, при этом иконописный канон он не разрушает, но углубляет его и как бы расширяет его диапазон.
Слайд 7. Обратимся к иконе Дионисия «Богоматерь Одигитрия» 1482 г. из Вознесенского монастыря, усыпальницы московских княгинь. Что вы о ней узнали?
Выступление группы «Историки»
Крупные размеры, торжественность образа выдаёт икону более раннего времени, причём византийского происхождения. Икона эта горела, и Дионисию было поручено её восстановить. Обычно потемневшую или попорченную икону поновляли, то есть писали поверх старой живописи новый образ, который только повторял прежний сюжет. Но Дионисий подошёл к заказу иначе – он постарался сохранить первоначальный образ и даже восстановил греческую надпись «Одигитрия».
Учитель: «Иконопись — искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все — лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл» (0.В. Дивненко)
Какой смысл несёт в себе цвет в этой иконе?
Выступление группы «Искусствоведы»
Одеяния Марии пурпурного цвета контрастируют с сияющим золотом хитоном Младенца. Оба цвета символизируют царственность – перед нами Христос Вседержитель и Царица Небесная. На отвороте мафория Богоматери видна бирюзовая подкладка. Зелёный или бирюзовый цвет - символ женщины-матери, защитницы ребёнка.
Учитель: В иконах не лицо, а лик, око, а не глаза. Какое значение они несут в иконе?
Выступление группы «Историки»
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест, благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога.
Какие лики у этой иконы?
Выступление группы «Искусствоведы». Слайд 7. Щелчок (по щелчку репродукция картины увеличится)
На иконе Дионисия детский лик Христа серьёзен и даже строг, но в нем есть и обаяние детства. Художник явно любуется тонкими чертами лика Богоматери и изящным жестом поднятой вверх руки с тонкими пальцами. Обычно жест Одигитрии указывает на Младенца, здесь же жест Богоматери напоминает благословение, хотя по канонам благословляет Христос.
Изучение нового материала (Завязка 10 мин). Слайд 7 (по щелчку появляется тема урока).
Учитель: Тема нашего урока «Иконопись. Лики Богородицы».
Слайд 8. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери. Щелчок. Как ориентироваться в таком большом разнообразии икон Богородицы? На этот вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.
Слайд 9.
Задание 1.
Рассмотрите репродукции икон и распределите их в группы по общим признакам. ( В конверте репродукции икон Смоленской и Казанской Богоматери, Владимирской Богоматери) Какие общие черты помогли вам распределить иконы по группам? Слайд 10 (проверка ответа).
Разработка темы.
При большом разнообразии икон Богородицы можно выделить несколько наиболее распространенных типов иконописных композиций, восходящих к византийским образцам. Чтобы ориентироваться в таком количестве изображений, существует понятие иконографического типа.
Обратимся вновь к иконе Дионисия «Богоматерь Одигитрия». Слайд 11.
Выступление группы «Историки»
Богородица Одигитрия издавна почиталась как покровительница Константинополя и императорской династии Палеологов. Дионисию этот заказ был дан не случайно: при Иване III было важно подчеркнуть связь Константинополя и Москвы, царьградская святыня должна была освящать новое Русское государство.
Выступление группы «Искусствоведы»
Икона принадлежит к типу Одигитрии – Путеводительницы. Иконографический тип «Одигитрия» - «Путеводительница» - это Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у неё на руках, как на троне. К этому типу икон так же можно отнести Смоленскую и Казанскую Богоматерь. (Щелчок по возвратной кнопке)
Учитель (Слайд 13):
Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Не смею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Слайд 14. Вот такой предстала икона Владимирской Богородицы перед взором выдающегося поэта и художника Максимилиана Волошина весной 1924 года в одном из залов исторического музея в Москве. Поэт был потрясён и приходил на свидание с иконой несколько дней подряд.
Кто же был автором древнего шедевра?
Выступление группы «Историки»
Написан был образ Пресвятой Богородицы в самом конце XI века в Византии, где называли такой тип икон «елеуса» - «милующая». А у нас, на Руси, перевели это слово как «умиление». И закрепилось за подобным типом композиции название – Богородица Умиление. Считается, что первое изображение Богоматери написал евангелист Лука. По церковному преданию это было в первом веке нашей эры. (Слайд 14, щелчок)
Выступление группы «Искусствоведы»
Иконографический тип «Умиление» изображает Марию склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к щеке. Слайд 15. Бывает, этот тип называют также «Взыграние», где запечатлён момент взаимного ласкания Матери и Младенца. Ещё одна разновидность иконографии «Умиление» - «Млекопитательница». Мария, кормящая Младенца грудью.
Учитель (Слайд 16): Следующий иконографический тип наиболее богословски насыщенный и связан он с темой Воплощения, тайной Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.
Выступление группы «Историки» Слайд 17.
«Оранта» - «Молящаяся». Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.
В 1037 году образ Богоматери Оранты занял традиционное место в алтаре только что построенного Киевского Софийского собора. В русской традиции этот образ получил наименование «Богоматерь Нерушимая стена»
Выступление группы «Искусствоведы»
В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория в диске помещён образ Младенца Иисуса Христа. Название образа «Оранты» - «Великая Панагия Всесвятая». На Руси Великую Панагию называли «Богоматерь Воплощение» и чаще изображали в поясном изводе. Поясной вариант этой иконы известен на Руси с XI века. В 12-м столетии за ним закрепляется особое название – «Знамение», что по-старославянски означает «чудо». Слайд 18.
Первичное закрепление (Кульминация 15 мин)
Каждая икона имеет также глубокое духовное содержание, которому посвящены исследования богословов. Неудивительно, что в России, где особенно чтим образ Богородицы, совершалось и совершается много чудес от Ее икон. Наиболее известные из них: Владимирская, Казанская, Донская, Смоленская, Тихвинская. Чем замечательны эти иконы?
Задание 2.
а) Заполнить таблицу. Слайд 19.Работа с текстами на столах (Приложение 2)
б) Проверка таблицы (При проверке таблицы щёлкнуть на название иконы в первом столбце таблицы. Сработает гиперссылка на другой слайд. На этом слайде путем последовательных щелчков Вы откроете правильные ответы. Возвратная кнопка вернет Вас обратно в таблицу).
Финал
Всё многообразие сюжетов Богородицы можно уложить в три основных иконографических типа. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос может быть изображён в различных одеждах и позах, но строго предписано положение его рук и ног. Всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.
Слайд 25. Четыре иконы Богородицы защищают Россию с четырех сторон света:
Север - икона Тихвинской Божией Матери.
Юг - икона Донской Божией Матери.
Запад - икона Смоленской Божией Матери.
Восток – икона Казанской Божией Матери.
Итог урока – 4 мин. (Слайд 26)
Вглядитесь в эти благородные, всегда узнаваемые черты. Под кистью мастера они обретают какую то невиданную, одухотворённую, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которой исполнен лик и которую изливает обращённый к нам взгляд.
Наш урок походит к концу. Давайте подведем итоги. Узнали ли мы, как ориентироваться в большом количестве икон Богоматери?
Что нового для себя Вы открыли на уроке?
Глянешь, смиряется духа смятение,
Дышит свободнее грудь;
И, забывая все: горе, сомнение
Можно свободно вздохнуть.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых;
Теплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.
Домашнее задание («Последействие» - 1 мин)
Я предлагаю вам ещё раз самостоятельно встретиться с произведением искусства, прочитав повесть Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» и написать отзыв к этому произведению.
Литература:
Абдуеева Н.Б., Карпушина Л.П. Музыка. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2010
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учеб. Для уч-ся 10 кл. – М., 2003.
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1, 4, 6, 7, 16, 19.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17вв. – М., 2006.