Урок МХК в 10 классе по теме «Иконопись. Лики Богородицы»

2
0
Материал опубликован 3 February 2016

Коржова Н.А. Урок МХК в 10 классе «Иконопись. Лики Богородицы»

 

Урок МХК в 10 классе по теме: «Иконопись. Лики Богородицы»

Цель: знакомство обучающихся с основными понятиями, произведениями древнерусской иконописи. Выявление особенностей русской иконографии.

Задачи:

Повторить основные каноны иконописи и проследить их отражение при анализе произведений искусства.

Освоение знаний об иконографии Богородицы.

Воздействовать на духовный мир детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнить знания о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.

Форма урока: комбинированный урок, урок – диалог.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point (Приложение 1), тексты для работы с таблицей (Приложение 2), конверты с репродукциями икон Богородицы.

Предварительная подготовка: обучающиеся разделены на группы «Историки» и «Искусствоведы». Каждая группа готовит сообщения по теме урока.

Ход урока.

Организационный момент (Экспозиция 3 мин). Слайд 4.

«Земля, в конце концов, выветривается, и пыль улетает с ветром, все ее люди умирают, исчезают бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно». Хемингуэй Э.

Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор об основных сюжетах и образах древнерусской иконописи.

Слайд 5 (Видеоролик. Обучающийся читает стихотворение).

Иконы – это небольшие двери,
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.
Иконы – это светлые оконца,
И в каждой Боголепный мир сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.
Пройти сквозь позолоту к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи,
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.
Но чудо происходит и от взгляда
На эти духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко, и легко молиться.

Александр Андриянов

Актуализация знаний учащихся (7 мин)

Учитель: Что же такое икона? Почему одним она улыбается, другим хмурится, одним помогает войти в мир запредельный, других не пускает?

Обучающиеся (Слайд 6): Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ».

Икона – не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Икона – это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир.

(Слайд 6. Щелчок) «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все. Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней» (отец Александр Киселев)

Учитель: Иконы писались по строгим канонам. Нарушить их художники не имели права, но, в то же время, искусство творческой свободы присутствовало. Иконы не сохранили имён своих создателей. Почему?

Выступление группы «Историки»

Художник считал, что пишет не он, а рукой его движет Бог. Процесс подготовки к написанию икон был длительный. Художники-иконописцы были монахами. Прежде чем писать икону, они готовились внутренне: постились, молились и просили у Бога озарения. Готовились духовно. Например, А. Рублёв дал обет молчания при написании одного своего шедевра.

Учитель: XV столетие называют золотым веком русской иконописи. Оно начинается Андреем Рублёвым, и Дионисий его завершает. В иконах и фресках мастера ощущается большая степень свободы, при этом иконописный канон он не разрушает, но углубляет его и как бы расширяет его диапазон.

Слайд 7. Обратимся к иконе Дионисия «Богоматерь Одигитрия» 1482 г. из Вознесенского монастыря, усыпальницы московских княгинь. Что вы о ней узнали?

Выступление группы «Историки»

Крупные размеры, торжественность образа выдаёт икону более раннего времени, причём византийского происхождения. Икона эта горела, и Дионисию было поручено её восстановить. Обычно потемневшую или попорченную икону поновляли, то есть писали поверх старой живописи новый образ, который только повторял прежний сюжет. Но Дионисий подошёл к заказу иначе – он постарался сохранить первоначальный образ и даже восстановил греческую надпись «Одигитрия».

Учитель: «Иконопись — искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все — лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл» (0.В. Дивненко)

Какой смысл несёт в себе цвет в этой иконе?

Выступление группы «Искусствоведы»

Одеяния Марии пурпурного цвета контрастируют с сияющим золотом хитоном Младенца. Оба цвета символизируют царственность – перед нами Христос Вседержитель и Царица Небесная. На отвороте мафория Богоматери видна бирюзовая подкладка. Зелёный или бирюзовый цвет - символ женщины-матери, защитницы ребёнка.

Учитель: В иконах не лицо, а лик, око, а не глаза. Какое значение они несут в иконе?

Выступление группы «Историки»

Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест, благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога.

Какие лики у этой иконы?

Выступление группы «Искусствоведы». Слайд 7. Щелчок (по щелчку репродукция картины увеличится)

На иконе Дионисия детский лик Христа серьёзен и даже строг, но в нем есть и обаяние детства. Художник явно любуется тонкими чертами лика Богоматери и изящным жестом поднятой вверх руки с тонкими пальцами. Обычно жест Одигитрии указывает на Младенца, здесь же жест Богоматери напоминает благословение, хотя по канонам благословляет Христос.

Изучение нового материала (Завязка 10 мин). Слайд 7 (по щелчку появляется тема урока).

Учитель: Тема нашего урока «Иконопись. Лики Богородицы».

Слайд 8. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери. Щелчок. Как ориентироваться в таком большом разнообразии икон Богородицы? На этот вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

Слайд 9.

Задание 1.

Рассмотрите репродукции икон и распределите их в группы по общим признакам. ( В конверте репродукции икон Смоленской и Казанской Богоматери, Владимирской Богоматери) Какие общие черты помогли вам распределить иконы по группам? Слайд 10 (проверка ответа).

Разработка темы.

При большом разнообразии икон Богородицы можно выделить несколько наиболее рас­пространенных типов иконописных композиций, восходящих к византийским образцам. Чтобы ориентироваться в таком количестве изображений, существует понятие иконографического типа.

Обратимся вновь к иконе Дионисия «Богоматерь Одигитрия». Слайд 11.

Выступление группы «Историки»

Богородица Одигитрия издавна почиталась как покровительница Константинополя и императорской династии Палеологов. Дионисию этот заказ был дан не случайно: при Иване III было важно подчеркнуть связь Константинополя и Москвы, царьградская святыня должна была освящать новое Русское государство.

Выступление группы «Искусствоведы»

Икона принадлежит к типу Одигитрии – Путеводительницы. Иконографический тип «Одигитрия» - «Путеводительница» - это Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у неё на руках, как на троне. К этому типу икон так же можно отнести Смоленскую и Казанскую Богоматерь. (Щелчок по возвратной кнопке)

Учитель (Слайд 13):

Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Не смею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.

Слайд 14. Вот такой предстала икона Владимирской Богородицы перед взором выдающегося поэта и художника Максимилиана Волошина весной 1924 года в одном из залов исторического музея в Москве. Поэт был потрясён и приходил на свидание с иконой несколько дней подряд.

Кто же был автором древнего шедевра?

Выступление группы «Историки»

Написан был образ Пресвятой Богородицы в самом конце XI века в Византии, где называли такой тип икон «елеуса» - «милующая». А у нас, на Руси, перевели это слово как «умиление». И закрепилось за подобным типом композиции название – Богородица Умиление. Считается, что первое изображение Богоматери написал евангелист Лука. По церковному преданию это было в первом веке нашей эры. (Слайд 14, щелчок)

Выступление группы «Искусствоведы»

Иконографический тип «Умиление» изображает Марию склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к щеке. Слайд 15. Бывает, этот тип называют также «Взыграние», где запечатлён момент взаимного ласкания Матери и Младенца. Ещё одна разновидность иконографии «Умиление» - «Млекопитательница». Мария, кормящая Младенца грудью.

Учитель (Слайд 16): Следующий иконографический тип наиболее богословски насыщенный и связан он с темой Воплощения, тайной Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Выступление группы «Историки» Слайд 17.

«Оранта» - «Молящаяся». Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.

В 1037 году образ Богоматери Оранты занял традиционное место в алтаре только что построенного Киевского Софийского собора. В русской традиции этот образ получил наименование «Богоматерь Нерушимая стена»

Выступление группы «Искусствоведы»

В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория в диске помещён образ Младенца Иисуса Христа. Название образа «Оранты» - «Великая Панагия Всесвятая». На Руси Великую Панагию называли «Богоматерь Воплощение» и чаще изображали в поясном изводе. Поясной вариант этой иконы известен на Руси с XI века. В 12-м столетии за ним закрепляется особое название – «Знамение», что по-старославянски означает «чудо». Слайд 18.

Первичное закрепление (Кульминация 15 мин)

Каждая икона имеет также глубокое духовное содержание, которому посвящены исследования богословов. Неудивительно, что в России, где особенно чтим образ Богородицы, совершалось и совершается много чудес от Ее икон. Наиболее известные из них: Владимир­ская, Казанская, Донская, Смоленская, Тихвинская. Чем замечательны эти иконы?

Задание 2.

а) Заполнить таблицу. Слайд 19.Работа с текстами на столах (Приложение 2)

б) Проверка таблицы (При проверке таблицы щёлкнуть на название иконы в первом столбце таблицы. Сработает гиперссылка на другой слайд. На этом слайде путем последовательных щелчков Вы откроете правильные ответы. Возвратная кнопка вернет Вас обратно в таблицу).

Финал

Всё многообразие сюжетов Богородицы можно уложить в три основных иконографических типа. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос может быть изображён в различных одеждах и позах, но строго предписано положение его рук и ног. Всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.

Слайд 25. Четыре иконы Богородицы защищают Россию с четырех сторон света:
Север - икона Тихвинской Божией Матери.
Юг - икона Донской Божией Матери.
Запад - икона Смоленской Божией Матери.
Восток – икона Казанской Божией Матери.

Итог урока – 4 мин. (Слайд 26)

Вглядитесь в эти благородные, всегда узнаваемые черты. Под кистью мастера они обретают какую то невиданную, одухотворённую, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которой исполнен лик и которую изливает обращённый к нам взгляд.

Наш урок походит к концу. Давайте подведем итоги. Узнали ли мы, как ориентироваться в большом количестве икон Богоматери?

Что нового для себя Вы открыли на уроке?

Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

Домашнее задание («Последействие» - 1 мин)

Я предлагаю вам ещё раз самостоятельно встретиться с произведением искусства, прочитав повесть Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» и написать отзыв к этому произведению.


 

Литература:

Абдуеева Н.Б., Карпушина Л.П. Музыка. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2010

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учеб. Для уч-ся 10 кл. – М., 2003.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1, 4, 6, 7, 16, 19.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17вв. – М., 2006.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.