Артикуляционная гимнастика на группы звуков с позами биоэнергопластики
Кондратенко Ольга Михайловна, учитель-логопед первой категории,
МАОУ СОШ №14 г.о.Балашиха.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков [C] [З] [Ц] Каждое упражнение выполнять по 3-5 повторов | |
Бегемотик Бегемотик рот открыл Подержал. Потом закрыл. Подразним бегемота – Подшутить над ним охота. | |
Улыбка Тянет губы до ушей, Хоть завязочки пришей, У нее смешнючий вид, Всех лягушка веселит | |
Заборчик Улыбается щенок Зубки на показ Я бы точно так не смог Вот, смотри сейчас |
Месим тесто Месим тесто, мнем, мнем, Пирожки теперь печем. Месим тесто мы опять, Не забудем пожевать. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу (рис. 19, а). На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями (рис. 19, б). Затем вернуть ладони в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. |
Блинчик С медом блинчики люблю, Их сметанкою залью. Положу себе их в ротик, Будет счастлив мой животик. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 6, а). На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз (рис. 6, б) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. |
Киска Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. |
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков [Ш] [Ж] [Щ] [Ч] и соноров [Р] [Р`] [Л] [Л`] Каждое упражнение выполнять по 3-5 повторов | |
Бегемотик /Окошечко Бегемотик рот открыл Подержал. Потом закрыл. Подразним бегемота – Подшутить над ним охота. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз (рис. 1, а). На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх (рис. 1, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.
|
Блинчик С медом блинчики люблю, Их сметанкою залью. Положу себе их в ротик, Будет счастлив мой животик. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 6, а). На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз (рис. 6, б) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. |
Вкусное варенье Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты (рис. 24, а). На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью (рис. 24, б). На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. |
Чашечка Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах (рис. 8, а). На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх (рис. 8, б), удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
|
Парус Пруд – Индийский океан, Пес - отличный капитан. Ветер парус надувает и кораблик отплывает. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 7, а). На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть (рис. 7, б), удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
|
Лошадка Звонко цокают копытца, Конь идет к реке напиться. Хвост пушистый у коня, как косичка у меня. | О писание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем (рис. 22). Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз. |
Грибок
На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз (рис. 11, а). На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг (рис. 11, б) и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
|
Гармошка Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, нам не трудно повторять. | Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз (рис. 21, а). Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт (рис. 21,6) артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз. |
Литература:
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: конспекты индивидуальных занятий по коррекции произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение/ под общ.ред Л.С. Вакуленко. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2011.-240с.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2015.-35с.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «издательство Мир книги», 2008. – 248с.