Карточки для артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики

3
2
Материал опубликован 1 March 2019 в группе

Карточки для артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики 23 штуки к проекту В.Н.  Хабашовой «Путешествие в Страну «ГоСлоМузТИ» - 2019 год.

Пояснительная записка

   Карточки (23 штуки) составлены по книге Р. Г. Бушлаковой и применяются как одна из составляющей части комплексного занятия разработанного к проекту  «Путешествие в Страну «ГоСлоМузТИ» с применением биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике у дошкольников и учащихся начальной классов.

Цельвоспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляционных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

   Карточки нужно распечатать на плотной бумаге и разрезать на 23 части. На каждом новом занятии вводится последующая карточка с показанным упражнением. Для дошкольников дан рисунок, при помощи которого ребёнок угадывает название упражнения. Школьники могут прочитать название и соответствующее упражнению стихотворение.  Если в группе только дошкольники, то стихотворение читает и помогает запомнить педагог.

Дети работают с карточками по биоэнергопластике в сочетании с артикуляционной гимнастикой сначала  только на индивидуальных логопедических занятиях по постановке звукопроизношения, развитию и коррекции фонематического слуха, так как требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

Биоэнергопластика в сочетании с артикуляциоными упражнениями позволяет значительно быстрее сформировать у ребенка кинестетические ощущения положения органов артикуляции и убрать зрительную опору (зеркало). Воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики является эффективным методом исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы, щёки.

  Когда упражнения разучены, то возможна работа малыми группами 2-3 человека. Если дети уже научились говорить правильно все звуки, и повторяются уже знакомые упражнения, то можно работать с группой даже до 12-15 человек ( на усмотрение педагога).

   Время работы на каждом занятии постепенно увеличивается от 3 до 10 минут. Зависит от возможности и желания детей. Карточки должны даваться новые и закрепляться уже изученные.

    Работа проводится сидя за столом или просто на стульях. Для более подвижных детей, возможны, занятия, стоя и с перемещением про залу. Главное сохранить интерес и желание ребёнка выполнить упражнение. Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка на логопедических занятиях, существенно экономит время индивидуального логопедического занятия, повышая при этом его эффективность.

На каждом занятии работа делится на несколько этапов и на каждом этапе используются всевозможные задания по карточке. Они идут от простых к самым сложным. Скорость выполнения постепенно нарастает в зависимости от приобретённых умений.

- отгадай или прочитай название, объясни, что это и где оно бывает;

- прочитай и разучи стихотворение (по желанию);

- покажи сначала губами и языком. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук (подробное описание каждого артикуляционного упражнения дано на карточке); Артикуляционная гимнастика является основным этапом работы над формированием правильного произношения у детей и  выполняется  перед зеркалом сначала педагогом, а потом уже ребёнком подражая педагогу.

- покажи потом руками (подробное описание каждого  упражнения дано на карточке); Упражнение выполняют перед зеркалом, а педагог также на первых порах  сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

- объединяем одновременное действие артикуляционного аппарата и кисти руки и сопоставляя с картинкой выполняем упражнение  по биоэнергопластике. ( Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: человек как биологический объект (Био, сила, необходимая для выполнения определенных действий (энерго, и пластичные движения (пластика). Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и четкости.

 

- повторяем стихотворение соответствующее названию упражнения и и выполняем упражнение  по биоэнергопластике. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, активизируя интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. .

-  И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Успехов в работе с карточками! 

 

 

 

Комментарии

Удалось загрузить только 1 лист, осталтные смотреть дальше в коментариях.

1 March 2019

Извините, но смогла загрузить свою работу на конкурс только таким образом! По другому у меня не получилось!

1 March 2019