Артикуляционный кубик
Необходимым условием для формирования правильного звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Важно уделить особое внимание подготовки артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, помогающих улучшить подвижность органов, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз – артикуляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Время, отведенное на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.
В процессе ежедневных повторений одних и тех же упражнений важно разнообразить способы подачи одних и тех же заданий.
Это могут быть настольные игры или элементы игр, как например мой артикуляционный кубик.
Работу с кубиком начинаем со знакомства:
Рассматриваем кубик, называем картинки, бросаем кубик, знакомимся с артикуляционными упражнениями.
На кубики 5 сторон, на каждой из которых по 2 изображения заняты картинками, иллюстрирующие соответствующие артикуляционные упражнения, 6-я сторона пустая, обозначает отдых язычка – упражнение «Лопатка» (всего 11 упражнений).
«Чашечка на окошке» включает в себя упражнения «Чашечка» и «Окошко»
«Слоник за забором» включает в себя упражнения «Слоник» и «Заборчик»
«Индюк на качелях» включает в себя упражнения «Индюк» и «Качели»
«Мышка на пароходе» включает в себя упражнения «Поймай мышку» и «Пароход гудит»
«Котик под грибом» включает в себя упражнения «Киска сердиться» и «Грибок»
Простой вариант игры с кубиком:
Ребенок бросает кубик, выбирает понравившееся одно изображение, выполняет соответствующее упражнение.
Игра усложняется, когда ребенку необходимо выполнить оба упражнения, изображенных на стороне кубика, причем одно упражнение должно плавно переходить в другое.
«Чашечка на окошке»
Ребенок широко открывает рот, плотно закрывает рот 8 раз. На девятый раз окошко не закрывается. Из него выглядывает язычок, ложится на нижнюю губку, кончик и боковые края его поднимаются к верхней губе, но не касаются ее.
«Слоник за забором»
Ребенок смыкает губы и зубы, с напряжением вытягивает губы вперед, удерживает их в таком положении до 5-ти, после улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы (про себя произносить «И»). Удерживать до 5-ти, затем снова повторить упражнение «Слоник»
«Индюк на качелях»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп упражнения постепенно убыстряется, спустя некоторое количество повторов, звучит команда: «На качели» - язык прячется за верхние зубы, затем опускается за нижние, повторяем упражнение 8-10 раз.
«Мышка на пароходе»
Губы в улыбке. Ребенок широко открывает рот, длительно произносит а-а-а, затем прикусывает широкий кончик языка - поймали мышку за хвостик, теперь отправим ее на пароходе кататься. Кончик языка между зубами, произносим длительно ы-ы-ы. Упражнение повторяется 8-10 раз.
«Котик под грибом»
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык всей плоскостью к небу и открыть рот. Удерживаем до 5-ти, затем щелкаем языком, кончик языка упираем в нижние зубы, спинку выгибаем и продвигаем вперед. Повторить 8-10 раз.