Статья «Ассоциативные приёмы запоминания словарных слов»
«Ассоциативные приёмы запоминания словарных слов»
Автор: Танаева Елена Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Первомайская СОШ»,
с.Первомайский, Завьяловский район, Удмуртская республика
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Каждому ребёнку в начальной школе приходилось сталкиваться с трудностью при изучении словарных слов. Правил для их написания не существует. Проверить их родственными словами не получается.
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты. Приём ассоциативного запоминания помогает активной работе эмоционально-образной памяти ребёнка.
Суть приёма в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную ниточку, мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в котором "упрямая" буква слышится ясно и чётко.
Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.
Приёмы ассоциативного запоминания:
1.Приём графических ассоциаций.
2.Приём фонетических ассоциаций.
Приём графических ассоциаций помогает детям запомнить словарное слово, выполняя рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нём запоминаемую букву.
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, заЯц-белЯк. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком.
Таким образом, приёмы ассоциаций позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Предлагаемый мною материал (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) предназначен для словарной работы в 1 классе УМК «Школа России». Для фронтальной работы можно использовать слайды презентации, а для индивидуальной – распечатать материал, каждый лист разрезать по середине и собрать гармошкой, получится небольшая книжечка- раскладушка.
Надеюсь, что моя разработка поможет вам в работе. Сделайте уроки русского языка интересными, получайте радость открытия!