Использование метода ассоциаций для запоминания словарных слов
«Использование метода ассоциаций для запоминания словарных слов». Бурменская Людмила Анатольевна, учитель начальных классов.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) такие связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.
Создание новых ассоциаций — большое искусство, и чем в большей степени Вы им овладеете — тем эффективнее будет ваше запоминание. А для этого приведем основные правила построения эффективных ассоциаций.
Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Психологи понимают под ассоциацией закономерную связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями. А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечет появление в сознании явления В.
«Вспомнить по ассоциации» - в мнемотехнике мы можем говорить так же, но понимать это нужно как «вспомнить ранее созданную в мозге связь». Причем связь могла быть создана естественным путем (непроизвольно) или связь могла быть создана специально, сознательно. Попробуем разобраться.
Попробуйте запомнить список из 10 нижеперечисленных слов:
спички, корова, журнал, кружка, кот, лампа, телефон, рубашка, дверь, пылесос.
Задание не очень сложное и вполне возможно справиться с ним чисто механическим запоминанием. Хотя это и не совсем продуктивный путь.
Гораздо проще сделать это с помощью метода ассоциаций. Чтобы им овладеть, необходимо научиться создавать новые ассоциации между любыми элементами — предметами, словами, цифрами, символами и т. д.
Теперь попробуйте зарисовать слова: кнопка, чемодан, скрипка, лестница, гвоздика, яблоко, Горбачев, брелок, молоток, рыба.
Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.
(Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций.)
Использование ассоциацийФундаментальное свойство психики — ассоциативность. Мозг — совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления.
Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.
Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно.
Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом.
Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций
Эмоции активизируют память.
Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации.
Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.
1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:
— цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;
— самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;
— термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».
2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.
3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.
4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.
Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов — были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы — эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.
В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные — связать их с тем, что он уже знает
Кривая забыванияВ конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.
Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается.
5 принципов эффективного запоминания
Понятность. Необходимо понимать, что любая информация легче воспринимается тогда, когда знакома и понятна нам. Если читая книгу, в тексте будут незнакомые термины, то будет лучше для начала разобрать их, а затем приступать к запоминанию.
Структура. Когда информация упорядочена. В пример можно привести книги, словари, каталоги, в которых информация разбита на определенные последовательности, категории и блоки.
Визуализация. Любая информация, которую можно представить в виде ярких визуальных образов, запоминается легче, поскольку зрительная память работает лучше, чем остальные виды памяти.
Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость. Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.
Внимание. Если на что-то не обращать внимания, то запомнить это не получится. Хороший пример тому — ваш интерес. Все, что будет с ними связано, запомнится легко. Внимание направлено на интересную тему автоматически. Где интереса нет, будет противоположный эффект.
Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.
Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.
Группа I. Общие приемы ассоциаций
Словообразовательные — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
Парадигматические — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
Синтагматический — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
Тематические — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
Цитатные — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
Грамматические — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).
Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике
Визуальные — это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
Фонетические. Этот прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
на уровне рифмы (торт, порт, сорт);
по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
Контекстные — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
Личные — это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
Символьные — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).
Правила преобразования в образы по методу ассоциаций
Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
Создавать образы:
Яркие — чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.
Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.
Как можно быстро подобрать ассоциацию к слову
На самом деле, ответ лежит на поверхности. Век высоких технологий открывает для нас большие возможности. Так, для подбора визуальных образов к словам можно использовать любую поисковую систему в интернете. Например:
Вариант 1 Заходите в поиск по картинкам, вводите нужное слово и выбираете среди появившихся картинок близкую к нему;
Вариант 2 Вбиваете в строке поиска необходимое слово, в это время Яндекс начинает поиск по созвучным словам и, тем самым, выдает подсказку разных слов похожих и созвучных;
Вариант 3 Находите любые сайты для подбора ассоциативных слов и подбираете нужное.
Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость. Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.
Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии. Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова.
Правильное написание словарных слов следует запоминать наизусть. В 4 классе в словарике и в памяти учеников должны быть слова не только за 4 класс, но и за весь курс начальной школы.
В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов в 4 классе имеются также имена прилагательные, глаголы и наречия.
Большинство словарных слов составляют слова с безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением.
Например: молоко, ветер, сорока.
Также к словарным словам относятся слова, в которых есть непроверяемая парная согласная по глухости или звонкости.
Например: вокзал, футбол.
Есть небольшое количество слов с непроверяемой непроизносимой согласной: лестница, праздник, чувство.
А также слова с удвоенной согласной буквой в корне слова: класс, аллея, масса.
В школе, на уроках русского языка, каждый год проходят изучение словарных слов. Для каждого класса есть свой перечень. В 1-2 классе дети учат самые простые словарные слова. Далее сложность и количество запоминаемых слов возрастает.
Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.
Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.
Например, можно использовать метод ассоциаций.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Использование метода ассоциаций.
Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Какой ассоциативный образ будет эффективным?
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Например, ассоциативная связь может быть по:
цвету;
месту расположения;
форме;
звучанию;
действию;
вкусу;
материалу;
назначению;
количеству и т.д.
2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.
Пример со словами-запоминалками:
лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст
Пример с рисунками:
в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.
К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.
Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.
Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь
Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву
8. Записать слово с закрытыми глазами.
После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.
Когда слово написано, его надо рассмотреть.
Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.
9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.
А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.
Например, АПЕЛЬСИН
Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины
10. Способ мнемотехнический
Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию
Что это значит?
Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.
Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН
Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)
11. Игра “Глаз-фотограф”
Слова напечатаны на полосках бумаги.
Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.
Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.(2)
Ассоциации и созвучия
Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.
Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:
Приготовим вИнЕгреТ,
Он не жарен И нЕ греТ.
Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».
Кроссворды- АССОЦИАЦИИ
Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов. Например: Директор ел икру.
Д и р е к т о р
к
р
а
Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!
Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.
Давайте вернемся к нашему эксперименту, который мы проводили в начале моего доклада Запишите слова, которые вы зарисовывали. Сделаем вывод. Подведем итог1. Основа любой системы запоминания — метод ассоциаций.
2. Ассоциации должны быть яркими и нестандартными.
3. Что-то веселое и приятное запоминается гораздо лучше.
4. Информацию при обработке и дальнейшем запоминании нужно перекодировать в наглядные образы.
5. Запоминание списков несвязанных между собой слов является прекрасной тренировкой памяти.
6.Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!
Информационные источники
https://gladtolearn.ru/blog/kak-vyuchit-slovarnye-slova-legko-i-s-udovolstviem/
http://naymenok.ru/slovarnye-slova-4-klass/
https://www.youtube.com/watch?v=DlkyUfvBLYo
https://pedsovet.su/rus/6405_kak_zapominat_slovarnye_slova
https://psy.wikireading.ru/98530
https://zapomnivse.com/memory/metod-associacij.html
*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon
Поляков Александр Васильевич