Мастер-класс на тему «Работа по топографической карте»
Мастер-класс на тему «Работа по топографической карте»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Главной целью моей работы является научить детей пользоваться знаниями, полученными на уроках в жизни.
За годы работы в школе стараюсь отыскать то главное, что сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.
Учащиеся, которые изучают географию, все они очень разные. Все, что их объединяет, - это место жительства и школа.
Как сделать так, чтобы заинтересовать их предметом география?
Как сделать так, чтобы в течение 40 минут все работали?
Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневной жизни?
Дать ответ на эти вопросы нелегко. Главную роль, конечно, играет урок.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география диапазоном межпредметных связей.
Я стараюсь — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.
Моя задача – связать предмет географии с реальной жизнью, заинтересовать предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность. Принцип моей работы - быть не над учеником, а рядом с учеником.
Пятиклассники должны понять, для чего они будут изучать географию. В средней школе ранее усвоенные знания обогащаются. Так, например, изученные представления о Земле как планете солнечной системы рассматривается в новых связях – движение Земли вокруг Солнца и своей оси, изменение освещенности по сезонам года и др. В начальной школе в курсе «Окружающий мир» ученики получают необходимый минимум работы с картой. В среднем звене они овладевают остальными картографическими знаниями постепенно, постоянно работая с картой. География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость. Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Сегодня я хотела поделиться своими наработками по географии в 5 классе на тему: «Топографическая карта».
Цель: Проверить знания и умение работать с планом местности.
Задачи: Создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный текст; содействовать развитию у детей умению общаться.
Формы работы: Индивидуальная, групповая, работа в парах
Критерии оценивание:

Зеленое яблоко – есть ошибки
Частично успешное решение
(с незначительной, не влияющей
на результат ошибкой или
с посторонней помощью в какой-то момент решения).
Желтое яблоко – молодец, есть небольшие недочеты хорошо.
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельное.
Красное яблоко – отлично
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущие уроки.
Объясните: Что общего у этих слов?
Крупный масштаб,
небольшая поверхность Земли,
измерение расстояний,
стороны горизонта, компас,
условные знаки,
абсолютная высота, горизонталь,
азимут,
Сегодня мы возвращаемся к теме: «Топографические карты». Представьте, что вы идете в поход далеко от села. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.
- Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?
Показать две карты: географическую и топографическую.
- Какую карту нужно взять в поход? (Топографическую). Почему?
Итак, мы собираемся в поход.
Как мы узнаем, что интересного находится на данной территории?
Значение условных знаков.
( Учитель стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания).
Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.
Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку. А что будет являться «азбукой» карты? – условные знаки
Молодцы, конечно, не зная условные знаки мы не сможем работать картой.
Задания по топографической карте (стр.38 рис. 24)
- Определите сколько населенных пунктов показано на карте. Запишите их названия.
- В каком населенном пункте есть церковь?
- Определите расстояние в метрах по прямой от точки А до точки Б.
- В каком направлении от деревянного моста находятся заболоченные луга?
- Где встречаются фруктовые сады?
- В каком направлении течет река Зайка?
Задание 1: Составить описание маршрута по топографической карте.

Задание 2. Определи стороны горизонта по местным признакам
Задание 3. Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: масштаб в 1 см 100 м. От исходной точки
- Направление СВ, Расстояние – 300 м
- Направление ЮВ, Расстояние – 300 м
- Направление З, Расстояние – 400 м
- Направление Ю, Расстояние – 500 м
- Направление В, Расстояние – 400 м
- Направление С, Расстояние – 500 м
Задание 4. Нарисуйте (вставьте) фрагменты плана местности в заданных квадратах
А-4 просека в еловом лесу;
Б-2 озеро, один из берегов которого заболочен, а на другом – лиственный лес;
Г-2 родник на лугу;
В-3 школа, поблизости от нее – фруктовый сад;
А-1 река, на высоком обрывистом берегу которой находится небольшой поселок;
В-1 железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника;
Г-4 река, вдоль правого берега, которой смешанный лес, а вдоль левого – луг.
1 | 2 | 3 | 4 | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г |
Ответ:
Такой подход дает возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучить условные знаки. Отметим, что работая по карточкам (заданиям такого плана) ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
Задание 5. Топографический диктант
Замените слова топографическими знаками
«От пристани на реке мы прошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец, лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути».
Ответ:
Подобные задания, учащиеся с удовольствием составляют сами, а наиболее удачные из них используются на уроках.
Полезны работы по составлению фрагментов плана местности по описанию. Они могут быть разного уровня сложности
Задание 6. Определите азимуты на объекты на местности по картинке:

дом —
колодец —
мельница —
дерево —
Задания из ОГЭ: 9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака до родника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Задания из ОГЭ: 10. Определите по карте, в каком направлении от ямы находится родник.
Задания из ОГЭ: 12. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Например: При подготовки к ОГЭ -9 по географии в задании №12 возникли трудности. В этом задании проверяются картографические умения определять географические координаты, расстояния и направления по топографическим картам.
Максимальное количество баллов за это задание 2 балла и это задание считается повышенной сложности.
В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи
Корректное чтение карт и условных обозначений приведет к наиболее полному и корректному пониманию информации, содержащейся в топографической карте.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? Выберите смайлики, с каким настроением вы уходите с урока.
Спасибо.