Урок литературы в 4 классе «Астред Линдгрен «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица»»
Тема: Астред Линдгрен «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица» (глава из повести «Пеппи Длинныйчулок)
Цель: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного произведения.
Задачи:
- отрабатывать умение составлять характеристику героя;
- развивать творческое мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся;
- воспитывать чувства доброжелательности, доверия, способствовать укреплению дружеского отношения в коллективе.
Оборудование: предметы героини повести, листы бумаги, изображение лестницы, наглядности Пеппи.
Ход урока
1.Организационный момент
Вы услышали звонок?
Он позвал нас на урок!
Станьте прямо, соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
Приготовьте все, что нужно на урок.
Приготовили? Молчок!
Начинаем наш урок.
2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка
1)Дыхательная разминка
Упражнение «Лилия»
Учитель: Представьте, что в руках у вас лилия, обладающая редким запахом. Сделайте вдох и медленно выдыхайте.
2)Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Улыбка»
Учитель: Представьте, что вас собираются фотографировать. Растяните губы в улыбку, затем верните их в исходное положение. Повторите 3-4 раза.
3)Речевая разминка
Учитель: Прочитайте стихотворение «Жучка» так, как того требует запись на доске.
Вот собачка Жучка Медленно.
Хвостик закорючкой, Шёпотом.
Зубы острые, С ударением на каждое слово.
Шёрстка пёстрая. Громко.
- Гав! Гав! Радостно.
(С.Федоренко)
3. Проверка домашнего задания
1) Индивидуальный опрос. Ролевая игра «Диктор»
Учитель: Уважаемые радиослушатели, сейчас вы услышите отрывок из главы повести А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» в исполнении… (имя ученика)
2)Самооценка. Взаимооценка.
- Кто же из «дикторов» справился со своей задачей лучше? Оцените чтение учащихся.
4. Введение в тему
Учитель: Посмотрите внимательно на предметы, которые лежат у меня на столе (чулки, лошадь – игрушка). Можете ли вы по этим предметам предположить тему нашего урока?
5. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Конечно же, вы правы. Мы снова встречаемся с героями повети и продолжим работу над следующей главой из произведения А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (открывается доска, на ней – тема урока). Какую цель поставим перед собой? (Учитель дополняет, корректирует ответы учащихся.)
6. Работа с текстом второй части главы из повести А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
1) Чтение текста учителем (вторая часть главы). Постановка вопроса перед прочтением: Какое впечатление произвела Пеппи на детей?
2)Анализ второй части главы
- Кого встретили утром у калитки Томми и Анники?
- Какое впечатление произвела Пеппи на детей?
- Как выглядела Пеппи? О чём говорит её внешний вид? Порассуждайте.
Физкультминута
а) Чтение по ролям.
б) Фронтальный опрос.
- Понравились вам фантазии Пеппи о её родителях?
- Что больше всего удивило?
- Что происходило дальше?
- Можно ли Пеппи назвать фантазёркой? Почему?
- Почему писательница наделяет свою героиню огромной силой?
- Интересно ли было ребятам с Пеппи? Почему?
в) Работа в группах
1 группа: составить синквейн о Пеппи
2 группа: составить синквейн о Томми
3 группа: составить синквейн об Аннике
7. Итог урока
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжали знакомиться с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня – Пеппи и многие, многие другие герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.
8. Рефлексия
Учитель: На доску вывешена лестница с тремя ступеньками. Сейчас каждый из вас подойдёт, возьмёт главную героиню повести - нарисованную Пеппи и разместит её на ступеньке.
Если на уроке вам было всё понятно, всё понравилось, то ваша верхняя ступенька.
Если вы испытывали затруднения на каком-то этапе урока, у вас что-то не получалось, то разместите на второй ступеньке.
Если вы испытывали трудности на протяжении всего урока, ничего не поняли по теме данного урока, то разместите на первой ступеньке.
9. Домашнее задание
Перечитать первую и вторую часть повести и научиться кратко их пересказывать.