Урок литературы в 8 классе «Житие как жанр древнерусской литературы»
презентация "жанр жития в древнерусской литературе"
PPTX / 3.87 Мб
Жанр жития в древнерусской литературе
(Урок литературы в 8 классе с использованием технологии продуктивного чтения)
Класс: 8б
Учитель: Кромм Светлана Валерьевна
Тема: Жанр жития в древнерусской литературе
Ход урока
Оргмомент
Предтекстовый этап урока (пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом)
Слайд 1:( звучит колокольный звон.)
Учитель
- С чем у вас ассоциируется перезвон колоколов?
- Предположите в связи с этим, о чём пойдёт речь на уроке?
- А какие ассоциации возникают у вас при просмотре репродукции картины художника Бубнова? (смотри учебник, с. 11)
- К какому столетию отсылает нас эта картина?
Слайд 2: 8 сентября 1380 год
Учитель:
- Что это за дата в истории нашей страны?
- Кто повёл русские войска на битву с Золотой Ордой?
- Отгадайте загадку: о ком пойдёт речь в данном стихотворном отрывке?
На подвиг князя провожая,
Он, волю Неба выражая,
Монахов дал ему с собой
На зримый и незримый бой.
Своей молитвой многомощной
Молился Сергий денно- нощно
За наших предков…(игумен Виссариаон, Остапенко)
Учитель: Да, действительно, на ратный подвиг наших предков благословил Сергий Радонежский.
Слайд 3: Сергий Радонежский
Учитель:
- Что вы знаете о Сергии Радонежском?
- Начиная с сегодняшнего урока, мы поведём разговор об образе Сергия Радонежского, запечатлённом в древнерусской литературе. Произведение о святом чудотворце называется…? (см. с. 12)
3. Целеполагание:
Учитель:
- Задание: отметьте ключевые слова в названии произведения (и темы нашего урока) и предположите , чем нам предстоит заниматься на ближайших уроках по древнерусской литературе.
- Сформулируем цели (Слайд 4)
1) поговорим о жанре жития
2) закрепим понятия «святой», «преподобный», «подвижник» и др.
3) познакомимся с известным агиографом Епифанием Премудрым, автором «Жития … Сергия Радонежского»
4) познакомимся с жизнеописанием Сергия Радонежского, его ролью в истории государства российского
Учитель: Я надеюсь, что знакомство с подвижнической жизнью Сергия Радонежского заставит вас задуматься о том, что такое патриотизм, заставит с уважением относиться к истории своей страны и лучшим её представителям. Этому вам поспособствует работа с текстом, вдумчивое его прочтение.
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Очень бы хотелось понять ваше понимание слова ПАТРИОТИЗМ: что оно значит? Отличается ли его лексическая наполняемость от смысла понятия далёких времён?
Слайд 4: Житие преподобного Сергия Радонежского
Учитель:
- Мы уже обращали своё внимание на литературу Древней Руси. С какими жанрами мы знакомы?
(летопись «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о призвании варяжских князей», о князе Олеге и княгине Ольге)
- Литературное произведение о Сергии Радонежском по своему жанру - житие, поэтому на первом уроке целесообразно поговорить о жанре и его канонах, а также об авторе, а на последующих- познакомиться с жизнеописанием Сергия Радонежского. Вот в таком режиме и будем работать.
4. Текстовый этап ( чтение отдельных частей текста)
Учитель: - Предлагаю нашу работу начать с ответа на вопрос: почему в 14 веке жития стали ведущим жанром в древнерусской литературе? Найти ответ поможет статья в учебнике. (см. с. 11-12)
1) Беседа по прочитанному
- 14 век стал трудным периодом в становлении Российского государства. Почему?
(набеги со стороны Золотой Орды ослабляли государство, требовалось единение российских сил, народа в единое государство)
- В это время была важна роль русского человека, который должен был наделён… качествами?
(патриотизм, преданность земле и народу, воспитан в православии)
- Это был идеал русского человека. Он отразился в литературе. В каком жанре?
(Житийная литература)
- В центре жития как литературного произведения было…?
(жизнеописание исключительной личности)
- Какими качествами должен был обладать герой житийной литературы?
(Несокрушимая вера, высокие моральные качества, героизм в подвижнической жизни)
- Что стало источником для создания жития?
(жизнь православного святого- подвижника)
- Чему способствовал житийный жанр литературы?(т. е. какова его роль?)
(способствовал распространению Христианства и формированию у народа идеала святости, гражданского чувства)
- В какой степени в данных литературных произведениях описывалась историческая обстановка?
(с большой точностью)
-Откуда пришёл этот жанр в древнерусскую литературу?
(из Византии)
- Кто стал героем жития?
(князья, отцы церкви, настоятели монастырей, монахи, воины, подвижники из простого народа)
-Как вы понимаете выражение «канон древнерусской житийной литературы»?
(свод правил)
- Как по- другому называется житийная литература?
(Агиография)
- А её автор?
(агиограф)
- Назовите имена известных агиографов.
(Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет)
Учитель: А теперь предстоит нам решить первую задачу, которую мы определили для себя в начале урока: что нам известно об авторе жития про Сергия Радонежского, про Епифания Премудрого? (слайд 5)
(читать с. 12-13)
2) Беседа по прочитанному:
- Назовите значительные произведения Епифания Премудрого.
(«Житие Стефана Пермского» и «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца»)
- Почему Епифаний решился на создание этих произведений?
(был лично с ними знаком)
- После прочтения жития складывается стойкое убеждение, что автору можно верить, его повествование правдиво. Почему?
(он был современником, свидетелем, очевидцем их праведной жизни и служения Богу)
- Как работал Епифаний при создании жития про Сергия Радонежского?
(начал труд спустя 2 года после его кончины (1392г.), а потом в течение 20лет, собирал факты, расспрашивал очевидцев)
- Чем ценно для нас это произведение?
(мы познакомились с реальными, подлинными событиями, которые обладают для нас непреходящей исторической и духовной ценностью)
- Был ещё один автор, который создал 2-ю редакция жития про Сергия Радонежского. Назовите его имя.
(Пахомий Логофет)
3) Лексическая работа (слайд 6 , «Словоупотребление» )
Учитель: В ходе нашего разговора мы не единожды упомянули слово «Святой». С какими существительными сочетается это слово?(т. е. что может быть святым?)
А) любовь к Родине- проникнутый высокими чувствами, возвышенный
Б) долг, дело, обязанность- исключительный по важности
В) вода, источник- обладающий божественной благодатью (религ.)
Г) человек- образец христианской жизни и носитель чудодейственной силы
Слайд 7: Святые храмы
Храм Василия Блаженного
Учитель:
В Москве, на Красной площади, стоит всемирно известный храм. Все его знают как храм Василия Блаженного. На самом деле это Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Этот храм был построен в память о победоносном походе русского войска и присоединении Казани к Московскому государству. Он был заложен в 1555г., а окончание строительства датируется 1561годом. Покровский собор вырос на месте деревянных церквей, которые ставились на Красной площади в ознаменование важных этапов третьего Казанского похода Ивана Грозного, завершившегося покорением Казани.
Это всё – про собор Василия Блаженного. Такая «подмена» названия произошла благодаря тому, что в одном из его приделов упокоились мощи почитаемого московского юродивого- Василия, летом и зимой ходившего обнажённым, т. к. ещё в ранней юности взял на себя подвиг юродства. Он без всякого страха говорил царям неудобную правду. Кроме того. Он был наделён удивительным пророческим даром.
Слайд 8: Серафим Саровский
Учитель: Недавно, 1 августа, исполнилось 115 лет со дня канонизации Серафима Саровского, которого недаром называют «камертоном истины». Его имя в миру- Прохор Исидорович Мошнин (19.07.1754- 2.01.1833г.г.). Он родился в г. Курске, а умер ,молясь перед образом Богородицы. 47 лет прожил Серафим Саровский в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора.
Задание:- А теперь вы, уважаемые ученики, проявите свою эрудицию и скажите, какие имена русских святых вам известны.
Учитель:
- А как вы считаете. В современном мире происходит процесс канонизации? (признания святости)
Учитель:
- Благодаря чему человека признают святым?
- Вывод: Святым признают человека с несокрушимой верой в Бога, ведущего подвижнический образ жизни или это страстотерпцы, пострадавшие за веру, за родину . Так, в 1981г., Русской православной церковью за рубежом были прославлены члены царской семьи. А в 2000г. Русской православной церковью император, его супруга и дети за предсмертные страдания, веру, кротость, смирение и послушание воле Божией канонизированы как царственные страстотерпцы.
Слайд 9: Лексическая работа
Учитель: давайте познакомимся с новыми словами.
Игумен-
Подвижник-
Преподобный-
Юродивый-
Канонизация-
Житие-
Патриот -
4) Слайд 10. Каноны житийной литературы
Учитель: Итак, мы решили с вами первые две задачи: узнали, кто автор жития и познакомились с новой для вас лексикой. Теперь предстоит поработать над третьей задачей: поговорим о канонах жанра жития на примере самого произведения о преподобном Сергии Радонежском. Для этого необходимо прочитать учебник, текст на с. 14-16.
Задание: Первый фрагмент текста воспринимается нами как своеобразное вступление к повествованию о преподобном отце Сергии Радонежском. Выделим его структуру и обратим внимание, на какие смысловые части можно разделить данный фрагмент текста и как микротемы можно озаглавить.
Слайд 11,12 План
Обращение к Богу с благодарностью за Его благость.
Причина написания жития.
Цель работы
Советы старцев и Василия Великого
Уничижение
Призывает на помощь высшие силы
5. Послетекстовый этап урока (работа с текстом после чтения)
Учитель:
Задание №1:
-Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой Епифаний Премудрый, работая над житием. (слайд 13)
Задание №2:
- Теперь предстоит разобраться в том, насколько вами понят первый фрагмент текста. Предлагаю выполнить следующее задание: опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения. (слайд 14 )
1) «Ныне же должны мы благодарить Бога, который…» («такого старца святого, преподобного Сергия…»)
2) «Удивляюсь. Прошло столько лет, а житие его не написано…»(«очень сожалел я, как о таком старце, пречудном и предобром, умершем 26 лет назад, никто не решился написать…»)
3) «Но точно разузнав, услышав и увидев, что никто и нигде не говорил и не писал о старце, я, когда про это вспомню и услышу, то думаю и размышляю…» («такое тихое, дивное и добродетельное житие его остаётся не написанным так много лет, что размышляя, недоумеваю, печалюсь, не разумею и загораюсь желанием писать, и одержим этим желанием»)
4) «Но на многие труды старца и на великое его подвижничество взираю словно безгласный и бездельный, приходя в недоумение от ужаса, не находя необходимых слов, достойных деяния его.» («Как могу я, бедный, в нынешнее Сергиево время по порядку написать сие житие, рассказать о многих его подвигах и неизречённых трудах»)
Задание №3: (слайд 15)
-Объясните, как вы понимаете Библейские слова, цитируемые Епифанием Премудрым: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твои ответят тебе»?
6. Диагностика достигнутых результатов
Учитель:
- Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (слайд 16)
1. Нравится ли тебе читать?
2. Что сейчас ты читаешь?
3. Какое чтение предпочтительнее:
А) современная русская литература
Б) современная зарубежная литература
В) отечественная классическая литература
Г) зарубежная классика
Д) читаю только журналы, газеты
Е) читаю только в Интернете
Ж) ничего не читаю
З) другой ответ:
4. Активен ли на уроках:
А) активен, мне интересен предмет
Б) иногда принимаю участие в разговоре по теме урока
В) предпочитаю просто «отсиживаться» во время урока, т. к. :
-к уроку не готов(а)
-мне не интересен предмет, тема
-не понимаю объяснения учителя
-у меня слишком большие пробелы в знаниях, поэтому не понимаю, о чём идёт речь на уроке
5. Понравился ли тебе урок по древнерусской литературе? (по шкале от 1-5)
6. Понят ли был тобою прочитанный текст? (по шкале от 1-5)
7. Как много нового ты узнал(а) на уроке? (по шкале от 1-5)
8. Что было особенно интересно?
9. Что бы ты хотел(а) дополнительно узнать по теме урока?
7. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос после прочтения остальных фрагментов текста «Жития …Сергия Радонежского» (см. с. 17-29) : «Насколько, на ваш взгляд, правомочно название нашего следующего урока- «Дорогами земными в отечество небесное»?