12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кромм Светлана Валерьевна65
Урок литературы с применением технологии продуктивного чтения (разработчик технологии Н. Н. Светловская).
презентация "жанр жития в древнерусской литературе"
PPTX / 3.87 Мб

 

Жанр жития в древнерусской литературе

(Урок литературы в 8 классе с использованием технологии продуктивного чтения)

 

Класс: 8б

Учитель: Кромм Светлана Валерьевна

Тема: Жанр жития в древнерусской литературе

Ход урока

Оргмомент

Предтекстовый этап урока (пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом)

Слайд 1:( звучит колокольный звон.)

Учитель

- С чем у вас ассоциируется перезвон колоколов?

- Предположите в связи с этим, о чём пойдёт речь на уроке?

- А какие ассоциации возникают у вас при просмотре репродукции картины художника Бубнова? (смотри учебник, с. 11)

- К какому столетию отсылает нас эта картина?

Слайд 2: 8 сентября 1380 год

Учитель:

- Что это за дата в истории нашей страны?

- Кто повёл русские войска на битву с Золотой Ордой?

- Отгадайте загадку: о ком пойдёт речь в данном стихотворном отрывке?

На подвиг князя провожая,

Он, волю Неба выражая,

Монахов дал ему с собой

На зримый и незримый бой.

Своей молитвой многомощной

Молился Сергий денно- нощно

За наших предков…(игумен Виссариаон, Остапенко)

Учитель: Да, действительно, на ратный подвиг наших предков благословил Сергий Радонежский.

Слайд 3: Сергий Радонежский

Учитель:

- Что вы знаете о Сергии Радонежском?

- Начиная с сегодняшнего урока, мы поведём разговор об образе Сергия Радонежского, запечатлённом в древнерусской литературе. Произведение о святом чудотворце называется…? (см. с. 12)


 

3. Целеполагание:

Учитель:

- Задание: отметьте ключевые слова в названии произведения (и темы нашего урока) и предположите , чем нам предстоит заниматься на ближайших уроках по древнерусской литературе.

- Сформулируем цели (Слайд 4)

1) поговорим о жанре жития

2) закрепим понятия «святой», «преподобный», «подвижник» и др.

3) познакомимся с известным агиографом Епифанием Премудрым, автором «Жития … Сергия Радонежского»

4) познакомимся с жизнеописанием Сергия Радонежского, его ролью в истории государства российского

Учитель: Я надеюсь, что знакомство с подвижнической жизнью Сергия Радонежского заставит вас задуматься о том, что такое патриотизм, заставит с уважением относиться к истории своей страны и лучшим её представителям. Этому вам поспособствует работа с текстом, вдумчивое его прочтение.

Создание проблемной ситуации:

Учитель: Очень бы хотелось понять ваше понимание слова ПАТРИОТИЗМ: что оно значит? Отличается ли его лексическая наполняемость от смысла понятия далёких времён?

Слайд 4: Житие преподобного Сергия Радонежского

Учитель:

- Мы уже обращали своё внимание на литературу Древней Руси. С какими жанрами мы знакомы?

(летопись «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о призвании варяжских князей», о князе Олеге и княгине Ольге)

- Литературное произведение о Сергии Радонежском по своему жанру - житие, поэтому на первом уроке целесообразно поговорить о жанре и его канонах, а также об авторе, а на последующих- познакомиться с жизнеописанием Сергия Радонежского. Вот в таком режиме и будем работать.

4. Текстовый этап ( чтение отдельных частей текста)

Учитель: - Предлагаю нашу работу начать с ответа на вопрос: почему в 14 веке жития стали ведущим жанром в древнерусской литературе? Найти ответ поможет статья в учебнике. (см. с. 11-12)

1) Беседа по прочитанному

- 14 век стал трудным периодом в становлении Российского государства. Почему?

(набеги со стороны Золотой Орды ослабляли государство, требовалось единение российских сил, народа в единое государство)

- В это время была важна роль русского человека, который должен был наделён… качествами?

(патриотизм, преданность земле и народу, воспитан в православии)

- Это был идеал русского человека. Он отразился в литературе. В каком жанре?

(Житийная литература)

- В центре жития как литературного произведения было…?

(жизнеописание исключительной личности)

- Какими качествами должен был обладать герой житийной литературы?

(Несокрушимая вера, высокие моральные качества, героизм в подвижнической жизни)

- Что стало источником для создания жития?

(жизнь православного святого- подвижника)

- Чему способствовал житийный жанр литературы?(т. е. какова его роль?)

(способствовал распространению Христианства и формированию у народа идеала святости, гражданского чувства)

- В какой степени в данных литературных произведениях описывалась историческая обстановка?

(с большой точностью)

-Откуда пришёл этот жанр в древнерусскую литературу?

(из Византии)

- Кто стал героем жития?

(князья, отцы церкви, настоятели монастырей, монахи, воины, подвижники из простого народа)

-Как вы понимаете выражение «канон древнерусской житийной литературы»?

(свод правил)

- Как по- другому называется житийная литература?

(Агиография)

- А её автор?

(агиограф)

- Назовите имена известных агиографов.

(Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет)

Учитель: А теперь предстоит нам решить первую задачу, которую мы определили для себя в начале урока: что нам известно об авторе жития про Сергия Радонежского, про Епифания Премудрого? (слайд 5)

(читать с. 12-13)

2) Беседа по прочитанному:

- Назовите значительные произведения Епифания Премудрого.

(«Житие Стефана Пермского» и «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца»)

- Почему Епифаний решился на создание этих произведений?

(был лично с ними знаком)

- После прочтения жития складывается стойкое убеждение, что автору можно верить, его повествование правдиво. Почему?

(он был современником, свидетелем, очевидцем их праведной жизни и служения Богу)

- Как работал Епифаний при создании жития про Сергия Радонежского?

(начал труд спустя 2 года после его кончины (1392г.), а потом в течение 20лет, собирал факты, расспрашивал очевидцев)

- Чем ценно для нас это произведение?

(мы познакомились с реальными, подлинными событиями, которые обладают для нас непреходящей исторической и духовной ценностью)

- Был ещё один автор, который создал 2-ю редакция жития про Сергия Радонежского. Назовите его имя.

(Пахомий Логофет)

3) Лексическая работа (слайд 6 , «Словоупотребление» )

Учитель: В ходе нашего разговора мы не единожды упомянули слово «Святой». С какими существительными сочетается это слово?(т. е. что может быть святым?)

А) любовь к Родине- проникнутый высокими чувствами, возвышенный

Б) долг, дело, обязанность- исключительный по важности

В) вода, источник- обладающий божественной благодатью (религ.)

Г) человек- образец христианской жизни и носитель чудодейственной силы

Слайд 7: Святые храмы

Храм Василия Блаженного


 

Учитель:

В Москве, на Красной площади, стоит всемирно известный храм. Все его знают как храм Василия Блаженного. На самом деле это Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Этот храм был построен в память о победоносном походе русского войска и присоединении Казани к Московскому государству. Он был заложен в 1555г., а окончание строительства датируется 1561годом. Покровский собор вырос на месте деревянных церквей, которые ставились на Красной площади в ознаменование важных этапов третьего Казанского похода Ивана Грозного, завершившегося покорением Казани.

Это всё – про собор Василия Блаженного. Такая «подмена» названия произошла благодаря тому, что в одном из его приделов упокоились мощи почитаемого московского юродивого- Василия, летом и зимой ходившего обнажённым, т. к. ещё в ранней юности взял на себя подвиг юродства. Он без всякого страха говорил царям неудобную правду. Кроме того. Он был наделён удивительным пророческим даром.

Слайд 8: Серафим Саровский

Учитель: Недавно, 1 августа, исполнилось 115 лет со дня канонизации Серафима Саровского, которого недаром называют «камертоном истины». Его имя в миру- Прохор Исидорович Мошнин (19.07.1754- 2.01.1833г.г.). Он родился в г. Курске, а умер ,молясь перед образом Богородицы. 47 лет прожил Серафим Саровский в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора.

Задание:- А теперь вы, уважаемые ученики, проявите свою эрудицию и скажите, какие имена русских святых вам известны.

Учитель:

- А как вы считаете. В современном мире происходит процесс канонизации? (признания святости)

Учитель:

- Благодаря чему человека признают святым?

- Вывод: Святым признают человека с несокрушимой верой в Бога, ведущего подвижнический образ жизни или это страстотерпцы, пострадавшие за веру, за родину . Так, в 1981г., Русской православной церковью за рубежом были прославлены члены царской семьи. А в 2000г. Русской православной церковью император, его супруга и дети за предсмертные страдания, веру, кротость, смирение и послушание воле Божией канонизированы как царственные страстотерпцы.

Слайд 9: Лексическая работа

Учитель: давайте познакомимся с новыми словами.

Игумен-

Подвижник-

Преподобный-

Юродивый-

Канонизация-

Житие-

Патриот -

4) Слайд 10. Каноны житийной литературы

Учитель: Итак, мы решили с вами первые две задачи: узнали, кто автор жития и познакомились с новой для вас лексикой. Теперь предстоит поработать над третьей задачей: поговорим о канонах жанра жития на примере самого произведения о преподобном Сергии Радонежском. Для этого необходимо прочитать учебник, текст на с. 14-16.

Задание: Первый фрагмент текста воспринимается нами как своеобразное вступление к повествованию о преподобном отце Сергии Радонежском. Выделим его структуру и обратим внимание, на какие смысловые части можно разделить данный фрагмент текста и как микротемы можно озаглавить.

Слайд 11,12 План

Обращение к Богу с благодарностью за Его благость.

Причина написания жития.

Цель работы

Советы старцев и Василия Великого

Уничижение

Призывает на помощь высшие силы

5. Послетекстовый этап урока (работа с текстом после чтения)

Учитель:

Задание №1:

-Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой Епифаний Премудрый, работая над житием. (слайд 13)

Задание №2:

- Теперь предстоит разобраться в том, насколько вами понят первый фрагмент текста. Предлагаю выполнить следующее задание: опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения. (слайд 14 )

1) «Ныне же должны мы благодарить Бога, который…» («такого старца святого, преподобного Сергия…»)

2) «Удивляюсь. Прошло столько лет, а житие его не написано…»(«очень сожалел я, как о таком старце, пречудном и предобром, умершем 26 лет назад, никто не решился написать…»)

3) «Но точно разузнав, услышав и увидев, что никто и нигде не говорил и не писал о старце, я, когда про это вспомню и услышу, то думаю и размышляю…» («такое тихое, дивное и добродетельное житие его остаётся не написанным так много лет, что размышляя, недоумеваю, печалюсь, не разумею и загораюсь желанием писать, и одержим этим желанием»)

4) «Но на многие труды старца и на великое его подвижничество взираю словно безгласный и бездельный, приходя в недоумение от ужаса, не находя необходимых слов, достойных деяния его(«Как могу я, бедный, в нынешнее Сергиево время по порядку написать сие житие, рассказать о многих его подвигах и неизречённых трудах»)

Задание №3: (слайд 15)

-Объясните, как вы понимаете Библейские слова, цитируемые Епифанием Премудрым: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твои ответят тебе»?


 

6. Диагностика достигнутых результатов

Учитель:

- Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (слайд 16)

1. Нравится ли тебе читать?

2. Что сейчас ты читаешь?

3. Какое чтение предпочтительнее:

А) современная русская литература

Б) современная зарубежная литература

В) отечественная классическая литература

Г) зарубежная классика

Д) читаю только журналы, газеты

Е) читаю только в Интернете

Ж) ничего не читаю

З) другой ответ:

4. Активен ли на уроках:

А) активен, мне интересен предмет

Б) иногда принимаю участие в разговоре по теме урока

В) предпочитаю просто «отсиживаться» во время урока, т. к. :

-к уроку не готов(а)

-мне не интересен предмет, тема

-не понимаю объяснения учителя

-у меня слишком большие пробелы в знаниях, поэтому не понимаю, о чём идёт речь на уроке

5. Понравился ли тебе урок по древнерусской литературе? (по шкале от 1-5)

6. Понят ли был тобою прочитанный текст? (по шкале от 1-5)

7. Как много нового ты узнал(а) на уроке? (по шкале от 1-5)

8. Что было особенно интересно?

9. Что бы ты хотел(а) дополнительно узнать по теме урока?
 

7. Домашнее задание:
 

Письменно ответить на вопрос после прочтения остальных фрагментов текста «Жития …Сергия Радонежского» (см. с. 17-29) : «Насколько, на ваш взгляд, правомочно название нашего следующего урока- «Дорогами земными в отечество небесное»?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.