Урок по литературе в 4 классе «В. Гюго "Козетта"»

10
2
Материал опубликован 24 June 2017 в группе

Организационная информация

Предмет

Литературное чтение

Класс/группа, количество человек

4 «А» класс, 21 человек

Тема

В. Гюго «Козетта»

Авторы урока

Макарова Елена Николаевна

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1

Республика/край

РСо-Алания

Город/поселение

г. Ардон

Описание урока/мероприятия/занятия

Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок критического мышления

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

- формирование навыков первоначального анализа текста;

- развитие умений осознавать идею произведения.

- вырабатывать у детей навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения;

-отрабатывать приёмы информационных умений.

Развивающие:

- развитие связной речи (точность и выразительность устной и письменной речи)

- развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства сострадания и милосердия, сопереживания.

Воспитательные:

-воспитание у детей нравственных принципов.

- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

Знать:

- содержание прочитанного, имя, отчество, фамилию писателя.

Уметь:

- читать осознанно;

- ставить вопросы к тексту, выполнять задания по тексту и отвечать на вопросы к тексту.

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

УУД

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

Личностные УУД:

– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Метапредметныме результаты

 Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других.

 Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Познавательные УУД:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения

Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС?

1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока.

Данный урок направлен на достижение сотрудничества обучающихся всего класса, предложенные задания направлены на взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс начинается с начала образовательного мероприятия, используется метод «Критического мышления». Для эффективного усвоения большого объема учебной информации использован деятельностный метод. При развитии сотрудничества в группе, обучающиеся самообучаются на основе поискового метода. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. Задания, которые выполняют обучающиеся, направлены на полноценное восприятие произведения в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального настроя. Формирование информационной компетентности обучающихся, в технологии АМО, происходит посредством поиска и представления информации в новой форме, ее восприятия, осмысления, обсуждения и анализа. Это позволяет в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Через весь урок проходит единая тема сострадания, милосердия, отзывчивости, сочувствия и доброты.

На всех этапах задействована технология активных методов обучения. На этапе завершения образовательного мероприятия используется метод «Мудрый совет», который поможет осознать каждому ученику, что он сделал на уроке и к чему нужно ещё стремиться, раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Аналитическая информация.

Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия.

1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

При использовании технологии АМО повышается активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Практическая направленность, игровое действие, творческий характер обучения, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма при самостоятельной работе над новым материалом, вовлечение в процесс всех органов чувств, движение и рефлексия позволят эффективно решить поставленные задачи и достичь цели урока и вовлечь в учебную деятельность каждого ребёнка.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь или были достигнуты за счет использования технологии АМО?

Обучающиеся научатся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Планируется получить эмоциональную отзывчивость детей через сопереживание главной героине произведения; проявление чуткости к чужой беде; неравнодушия к окружающим, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

На уроке присутствовали обучающиеся 4 «А» класса, обучение ведется по УМК «Начальная школа 21 века». В классе 21 обучающийся. В классном коллективе много учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Память учащихся достаточно развита, учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала практически нет. Много сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В связи с этим обучающимся предложен более глубокий анализ литературного произведения, который вынесен на групповую самостоятельную работу. Дети с удовольствием работают в парах и группах, проявляют взаимную требовательность. Урок направлен на формирование нравственных ценностей, которые очень актуальны для учеников, готовящих перейти в среднее звено: чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение, проявление доброты и милосердия к окружающим.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Презентация к уроку, фрагмент видеозаписи «Козетта», мультимедийный проектор, рабочие листы, запись на доске, планшеты с выходом в интернет.

Список учебной и дополнительной литературы

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 132с. – (Начальная школа 21 века)

2. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина,М.И. Оморокова]. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2014,192 стр.

3. Рабочие тетради «Литературное чтение» 4 класс; ч.1.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Для каждой группы готовится задание по анализу рассказа и используется при реализации поискового метода; карточки для работы; листы для индивидуальной работы.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Международный Институт Развития «ЭкоПро»

Образовательный портал Мой университет

http://www.moi-universitet.ru/ Копилочка «Активные методы образования»

Дополнительная необходимая информация

Ссылка на видеоматериал урока https://youtu.be/bZ_YMwgtWZA

Ролик к фильму «Козетта»

Фото Козетты https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Ffiles.offi.fr%2Fevenement%2F45023%2Fimages%2F600%2F819b7b8f65a496af87da4fcd20a551c2.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=4&lr=33&rpt=simage

Обложка книги https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.zmoniuknygos.lt%2Fprekes_uploads%2Fo%2F3857593e27c6d3b19cba9e8c459f09f1.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=15&lr=33&rpt=simage

Портрет В.Гюго https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B3%D1%8E%D0%B3%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fwww.cultandart.ru%2Fuploads%2Fposts_meta%2Fcontent_pics%2Fpost-6gezqftnddt9ag3a6ggh.jpg&pos=1&rpt=simage&_=1452435687175

Песня «Дети Земли»

Подробный конспект урока

Фаза урока

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Описание этапа

Инструкции учителя обучающимся в ходе проведения

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

- формирование ожиданий обучающихся

4 мин

4 мин

Дорогие мои ребята! Сегодня мы посетим с вами таверну в одном из уголков Франции.

Этап урока: приветствие

Время проведения: 3 мин.

Название метода: «Путешествие»

Происхождения метода: www.moi-universitet.ru Копилочка активных методов обучения.

Цель: вспомнить и назвать столицу Франции. Найти в интернете значение слова «Харчевня».

Необходимые материалы: планшеты, телефоны с выходом в Интернет.

Примечание: этот метод поможет детям раскрепоститься, выделить положительные черты в своём характере, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Учебное занятие имеет свои временные рамки, поэтому этот метод я разбиваю на несколько этапов (несколько уроков подряд); зная имена участников, педагог может подобрать задания, чтобы помочь ребятам с редко встречающими именами. Материалы: рабочие листы- меню Таверны.

-Сегодня двери открываются в новый раздел «Произведения зарубежных писателей». И совершим мы путешествие во Францию.

-Назовите столицу Франции.

-Мы отправляемся во французскую харчевню. Кто знает значение данного слова?

- Цитата дня:

Без книги - в мире ночь, и ум людской убог...

Без книги, как стада, бессмысленны народы.

В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы,

В ней будущность твоя и верных благ залог.

Виктор Гюго

Сообщение об авторе.

Тема урока.

Этап урока: вхождение или погружение в тему

Время проведения: 4 мин.

Название метода: «Ассоциации»

Происхождения метода: авторский

Цель: подготовка к восприятию новой темы.

Необходимые материалы: индивидуальные листы.

Примечание: этот метод поможет лучше понять и сформулировать тему урока.

- Посмотрите на портрет девочки, послушайте ее песню и запишите в свои рабочие листы ассоциации.

Чтение записей.

-Как вы думаете, как связан образ девочки с темой урока, Таверной и страной о которой мы говорили?

- Эту девочку зовут Козетта, о том, как она попала в таверну, нам сегодня расскажет автор этого произведения Виктор Гюго.

Фронтальная беседа.

Поиск в Интернет значения слова «харчевня»

Харчевня — устаревшее название закусочной, трактир «низшего разряда» – место, где можно поесть и получить ночлег

Технология проведения: учащиеся самостоятельно выписывают из предложенных слов ассоциации связанные с портретом девочки.

Автор своим произведением ещё в 19 веке хотел привлечь внимание к проблеме тяжёлой жизни детей.

- Актуальна ли эта тема сейчас?

Печальное, грустное.

Тема детских страданий. Автору тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей.

Работа над темой.

Работа индивидуальная в «Литературном меню».

2 мин

Этап урока: формирование ожиданий

Время проведения: 2 мин.

Название метода: «Ожидание»

Цель: выяснить ожидания обучающихся от урока.

-Какая цель урока, как вы предполагаете?

«Чему хочешь научиться на сегодняшнем уроке?». Выслушиваю ответы учащихся.

Фаза 2 «Работа над темой»

Этапы

- интерактивная лекция (инпут),

- проработка содержания темы

2 мин

Актуализация урока

- Из каких частей состоит прозаическое литературное произведение?

Помогите выбрать необходимые этапы.

Завязка – это начало действия.

Сюжет – событие описываемое в тексте.

Кульминация - это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания и переживания.

Развязка - заключительная часть литературного произведения.)

Прикрепляем на доске.

25 мин

Работа над текстом произведения.

Завязка.

–Найдите и зачитайте завязку рассказа.

Работа в группе.

Каждая группа выбирает цветную полоску с указанным заданием и выполняет.

Словарная работа.

Чета -____________________________________

Профиль - ________________________________

Плутовство - ______________________________

Семинария -_______________________________

Лицемерие -_______________________________

Су-______________________________________

Оборотень-_______________________________

Инстинкт -_______________________________

- О чём повествует рассказ?

4. Моделирование обложки.

Проверка по эталону.

Доказательство.


 

5. Составление макета: выборка (литературный герой, персонажи).

При ответе группы объясняется новый приём – антитеза.

Мини – вывод.

 

6. Составление плана текста.

Приведите доказательство.

Учащиеся читают и комментируют.

Проведение: Организация рабочего места групп. Удобно работать по четыре человека. Для обсуждения выбрано 5 вопросов: «Образ г-жи Тенардье», «Образ г-на Тенардье», «Образ Козетты», «Образ куклы», «Кульминация. Развязка».

В течении 7 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и зачитываются ключевые моменты.


 

Дети находят отрывок, зачитывают. Приводят доказательство.

Презентация работы группы по своему вопросу.


 


 


 

Педагог, совместно с детьми анализирует работу групп и вносит при необходимости коррекцию.


 

Предположение детей.


 

Обучающиеся анализируют текст, доказывают, выбирают, оформляют.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этапы

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

4 мин.

5мин

Время проведения: 1мин.

Название метода: «Правосудие»

Цель: осознание своей деятельности на уроке

Необходимые материалы: не требуется


 

-Какой закон в наше время защищает права ребенка?

Этап урока: анализ и оценка урока

Время проведения: 5 мин.

Название метода: «От сердца к сердцу»

Цель: осознание своей деятельности на уроке

Необходимые материалы: фигурки из бумаги, сердце из ватмана.

Примечание: этот метод поможет подвести итог своей работы на уроке и осознать идею прочитанного рассказа.

Самооценивание:

Мне было интересно

Я сделал(а) открытие

Мне хочется прочитать всю книгу

Мне было скучно

 

Технология проведения: давайте представим, что внутри вас звучит мудрый голос, который хотел бы вам помочь обогатить вашу жизнь.

Пожелания Козетте.

Желающие ребята могут озвучить послания.

Ребята записывают на выбранных фигурках пожелания и наклеивают фигурки на большое сердце.

Озвучивание.

1 мин.

Д.з. по выбору:

с. 142, задание №4

с. 142, задание №5

Тетрадь с.66, задание №3

Итог урока – песня «Дети Земли».

Отмечается д/з в дневниках.

Все встают в один большой хоровод и поют песню.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии