Урок по литературе в 4 классе «В. Гюго "Козетта"»
Организационная информация |
||
Предмет |
Литературное чтение |
|
Класс/группа, количество человек |
4 «А» класс, 21 человек |
|
Тема |
В. Гюго «Козетта» |
|
Авторы урока |
Макарова Елена Николаевна |
|
Должность |
учитель начальных классов |
|
Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 |
|
Республика/край |
РСо-Алания |
|
Город/поселение |
г. Ардон |
|
Описание урока/мероприятия/занятия |
||
Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока) |
||
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Урок критического мышления |
|
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
40 минут |
|
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Образовательные: - формирование навыков первоначального анализа текста; - развитие умений осознавать идею произведения. - вырабатывать у детей навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения; -отрабатывать приёмы информационных умений. Развивающие: - развитие связной речи (точность и выразительность устной и письменной речи) - развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение чувства сострадания и милосердия, сопереживания. Воспитательные: -воспитание у детей нравственных принципов. - воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям. |
|
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Предметные: Знать: - содержание прочитанного, имя, отчество, фамилию писателя. Уметь: - читать осознанно; - ставить вопросы к тексту, выполнять задания по тексту и отвечать на вопросы к тексту. - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению |
|
УУД которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия |
Личностные УУД: – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметныме результаты Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Познавательные УУД: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения |
|
Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС? |
||
1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока. |
||
Данный урок направлен на достижение сотрудничества обучающихся всего класса, предложенные задания направлены на взаимодействие, взаимовыручку, дополнение способностей друг друга для успешного выполнения совместной работы. Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс начинается с начала образовательного мероприятия, используется метод «Критического мышления». Для эффективного усвоения большого объема учебной информации использован деятельностный метод. При развитии сотрудничества в группе, обучающиеся самообучаются на основе поискового метода. Трудно переоценить значение групповой работы для формирования жизненно важных качеств и универсальных навыков, для социализации обучающихся. Задания, которые выполняют обучающиеся, направлены на полноценное восприятие произведения в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального настроя. Формирование информационной компетентности обучающихся, в технологии АМО, происходит посредством поиска и представления информации в новой форме, ее восприятия, осмысления, обсуждения и анализа. Это позволяет в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Через весь урок проходит единая тема сострадания, милосердия, отзывчивости, сочувствия и доброты. На всех этапах задействована технология активных методов обучения. На этапе завершения образовательного мероприятия используется метод «Мудрый совет», который поможет осознать каждому ученику, что он сделал на уроке и к чему нужно ещё стремиться, раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося. |
||
Аналитическая информация. Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия. |
||
1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока |
||
Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока? |
При использовании технологии АМО повышается активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Практическая направленность, игровое действие, творческий характер обучения, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма при самостоятельной работе над новым материалом, вовлечение в процесс всех органов чувств, движение и рефлексия позволят эффективно решить поставленные задачи и достичь цели урока и вовлечь в учебную деятельность каждого ребёнка. |
|
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь или были достигнуты за счет использования технологии АМО? |
Обучающиеся научатся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Планируется получить эмоциональную отзывчивость детей через сопереживание главной героине произведения; проявление чуткости к чужой беде; неравнодушия к окружающим, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
|
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия |
На уроке присутствовали обучающиеся 4 «А» класса, обучение ведется по УМК «Начальная школа 21 века». В классе 21 обучающийся. В классном коллективе много учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Память учащихся достаточно развита, учеников с плохой памятью, не владеющих способами запоминания учебного материала практически нет. Много сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В связи с этим обучающимся предложен более глубокий анализ литературного произведения, который вынесен на групповую самостоятельную работу. Дети с удовольствием работают в парах и группах, проявляют взаимную требовательность. Урок направлен на формирование нравственных ценностей, которые очень актуальны для учеников, готовящих перейти в среднее звено: чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение, проявление доброты и милосердия к окружающим. |
|
Дополнительная информация |
||
Ресурсы, оборудование и материалы |
Презентация к уроку, фрагмент видеозаписи «Козетта», мультимедийный проектор, рабочие листы, запись на доске, планшеты с выходом в интернет. |
|
Список учебной и дополнительной литературы |
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 132с. – (Начальная школа 21 века) 2. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина,М.И. Оморокова]. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2014,192 стр. 3. Рабочие тетради «Литературное чтение» 4 класс; ч.1. |
|
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
Для каждой группы готовится задание по анализу рассказа и используется при реализации поискового метода; карточки для работы; листы для индивидуальной работы. |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/ Копилочка «Активные методы образования» |
|
Дополнительная необходимая информация |
Ссылка на видеоматериал урока https://youtu.be/bZ_YMwgtWZA Фото Козетты https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Ffiles.offi.fr%2Fevenement%2F45023%2Fimages%2F600%2F819b7b8f65a496af87da4fcd20a551c2.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=4&lr=33&rpt=simage Обложка книги https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fwww.zmoniuknygos.lt%2Fprekes_uploads%2Fo%2F3857593e27c6d3b19cba9e8c459f09f1.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0&noreask=1&pos=15&lr=33&rpt=simage Портрет В.Гюго https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B3%D1%8E%D0%B3%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fwww.cultandart.ru%2Fuploads%2Fposts_meta%2Fcontent_pics%2Fpost-6gezqftnddt9ag3a6ggh.jpg&pos=1&rpt=simage&_=1452435687175 Песня «Дети Земли» |
Подробный конспект урока |
||||||||||||
Фаза урока |
Этап урока |
Время, продолжительность этапа |
Описание этапа |
Инструкции учителя обучающимся в ходе проведения |
||||||||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
Этап/ы (в зависимости от типа урока) - инициация (приветствие, знакомство) - вхождение или погружение в тему (целеполагание), - формирование ожиданий обучающихся |
4 мин 4 мин |
Дорогие мои ребята! Сегодня мы посетим с вами таверну в одном из уголков Франции. Этап урока: приветствие Время проведения: 3 мин. Название метода: «Путешествие» Происхождения метода: www.moi-universitet.ru Копилочка активных методов обучения. Цель: вспомнить и назвать столицу Франции. Найти в интернете значение слова «Харчевня». Необходимые материалы: планшеты, телефоны с выходом в Интернет. Примечание: этот метод поможет детям раскрепоститься, выделить положительные черты в своём характере, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Учебное занятие имеет свои временные рамки, поэтому этот метод я разбиваю на несколько этапов (несколько уроков подряд); зная имена участников, педагог может подобрать задания, чтобы помочь ребятам с редко встречающими именами. Материалы: рабочие листы- меню Таверны. -Сегодня двери открываются в новый раздел «Произведения зарубежных писателей». И совершим мы путешествие во Францию. -Назовите столицу Франции. -Мы отправляемся во французскую харчевню. Кто знает значение данного слова? - Цитата дня: Без книги - в мире ночь, и ум людской убог... Без книги, как стада, бессмысленны народы. В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы, В ней будущность твоя и верных благ залог. Виктор Гюго Сообщение об авторе. Тема урока. Этап урока: вхождение или погружение в тему Время проведения: 4 мин. Название метода: «Ассоциации» Происхождения метода: авторский Цель: подготовка к восприятию новой темы. Необходимые материалы: индивидуальные листы. Примечание: этот метод поможет лучше понять и сформулировать тему урока. - Посмотрите на портрет девочки, послушайте ее песню и запишите в свои рабочие листы ассоциации. Чтение записей. -Как вы думаете, как связан образ девочки с темой урока, Таверной и страной о которой мы говорили? - Эту девочку зовут Козетта, о том, как она попала в таверну, нам сегодня расскажет автор этого произведения Виктор Гюго. |
Фронтальная беседа. Поиск в Интернет значения слова «харчевня» Харчевня — устаревшее название закусочной, трактир «низшего разряда» – место, где можно поесть и получить ночлег Технология проведения: учащиеся самостоятельно выписывают из предложенных слов ассоциации связанные с портретом девочки. Автор своим произведением ещё в 19 веке хотел привлечь внимание к проблеме тяжёлой жизни детей. - Актуальна ли эта тема сейчас? Печальное, грустное. Тема детских страданий. Автору тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей. Работа над темой. Работа индивидуальная в «Литературном меню». |
||||||||
2 мин |
Этап урока: формирование ожиданий Время проведения: 2 мин. Название метода: «Ожидание» Цель: выяснить ожидания обучающихся от урока. -Какая цель урока, как вы предполагаете? |
«Чему хочешь научиться на сегодняшнем уроке?». Выслушиваю ответы учащихся. |
||||||||||
Фаза 2 «Работа над темой» |
Этапы - интерактивная лекция (инпут), - проработка содержания темы |
2 мин |
Актуализация урока - Из каких частей состоит прозаическое литературное произведение? Помогите выбрать необходимые этапы. Завязка – это начало действия. Сюжет – событие описываемое в тексте. Кульминация - это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания и переживания. Развязка - заключительная часть литературного произведения.) |
Прикрепляем на доске. |
||||||||
25 мин |
Работа над текстом произведения. Завязка. –Найдите и зачитайте завязку рассказа. Работа в группе. Каждая группа выбирает цветную полоску с указанным заданием и выполняет. Словарная работа. Чета -____________________________________ Профиль - ________________________________ Плутовство - ______________________________ Семинария -_______________________________ Лицемерие -_______________________________ Су-______________________________________ Оборотень-_______________________________ Инстинкт -_______________________________ - О чём повествует рассказ? 4. Моделирование обложки. Проверка по эталону. Доказательство.
5. Составление макета: выборка (литературный герой, персонажи). При ответе группы объясняется новый приём – антитеза. Мини – вывод.
6. Составление плана текста. Приведите доказательство. |
Учащиеся читают и комментируют. Проведение: Организация рабочего места групп. Удобно работать по четыре человека. Для обсуждения выбрано 5 вопросов: «Образ г-жи Тенардье», «Образ г-на Тенардье», «Образ Козетты», «Образ куклы», «Кульминация. Развязка». В течении 7 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и зачитываются ключевые моменты.
Дети находят отрывок, зачитывают. Приводят доказательство. Презентация работы группы по своему вопросу.
Педагог, совместно с детьми анализирует работу групп и вносит при необходимости коррекцию.
Предположение детей.
Обучающиеся анализируют текст, доказывают, выбирают, оформляют. |
||||||||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Этапы - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), |
4 мин. 5мин |
Время проведения: 1мин. Название метода: «Правосудие» Цель: осознание своей деятельности на уроке Необходимые материалы: не требуется
-Какой закон в наше время защищает права ребенка? Этап урока: анализ и оценка урока Время проведения: 5 мин. Название метода: «От сердца к сердцу» Цель: осознание своей деятельности на уроке Необходимые материалы: фигурки из бумаги, сердце из ватмана. Примечание: этот метод поможет подвести итог своей работы на уроке и осознать идею прочитанного рассказа. Самооценивание:
|
Технология проведения: давайте представим, что внутри вас звучит мудрый голос, который хотел бы вам помочь обогатить вашу жизнь. Пожелания Козетте. Желающие ребята могут озвучить послания. Ребята записывают на выбранных фигурках пожелания и наклеивают фигурки на большое сердце. Озвучивание. |
||||||||
1 мин. |
Д.з. по выбору: с. 142, задание №4 с. 142, задание №5 Тетрадь с.66, задание №3 Итог урока – песня «Дети Земли». |
Отмечается д/з в дневниках. Все встают в один большой хоровод и поют песню. |
Дементьева Ирина Михайловна
Макарова Елена Николаевна