Предварительный просмотр презентации
Аутизм - «экстремальное одиночество» (Синдром аутистического спектра) Особенности: 1) Трудности установления контакта (визуальный, тактильный, вербальный)
Особенности: 2) «особые» отношения с сенсорной средой (гиперсензитивность – особая чувствительность к окружающей среде, например, реакция на свет, на звук) 3) Стереотипность (стремление к сохранению постоянства; стереотипность к определенным интересам; к одним и тем же действиям)
Особенности: Особенности речи (гуление, лепет, эхолалии, мутизм) Рано выделяют цвет, форму, величину. Картина мира фрагментарна (как мозаика) РДА ставят в 2, 5 года
Классификация аутизма 1.Синдром Аспергера (особенности общения, поведения) 2. Синдром Каннера (интеллект, снижен!!!), сочетание с умственной отсталостью.
Заключение психиатра (невролога) Искаженное развитие (неправильное развитие) Аутистический спектр (РАС)
Зарубежный подход (во Франции)
Центр по аутизму
Работа с родителями
«особый ребенок»
Директор
Наглядное расписание в работе с детьми с особыми потребностями Наглядное расписание или «визуальное расписание» помогает ребенку планировать свою деятельность, контролировать себя, предсказывать события.
Карточки для коммуникации
фотографии
Работа в классе
Карточки для работы в классе
Материалы для каждого ребенка
расписание
Комната для отдыха (побыть одному)
Холдинг- терапия Удержание на руках родителями ребенка с РДА (удержание и физически, и эмоционально) Этапы: Посмотри на мой ротик, Посмотри на мой носик, Посмотри на мои глазки. Мы тебя очень любим.
Игровая терапия Продвижение ребенка к своему развитию через игру Виды игр для ребенка с РДА: Сенсорные игры (с красками, с водой, игры с сыпучим материалом, игры с ритмом, совместное рисование. Книга: Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком» ) Игры с сюжетом (последовательность, связь)
Игры с сюжетом Аутостимуляции (присоединяемся к ребенку) Эпизоды сюжета Игровой стереотип Детализация сюжета (наполнение деталями) Благополучное завершение
Отличие холдинг- терапии от игровой терапии 1) холдинг- терапия: быстрый путь к формированию контакта (отношений с родителями), формирование произвольного внимания (смотри на меня), быстрое понимание, что делать с ребенком. В холдинге мы не идем от ребенка. 2) игровая терапия: идем от ребенка, ребенок быстро осваивает пространство, визуализация сюжета.
Виды терапии АВА (поведенческий анализ) Цель: научить ребенка с РДА на доступном уровне выражать свои нужды, самостоятельность. (дробление навыков: чистить зубы: 1) щетка;; 2) вода; 3) полотенце). Подкрепление (еда, похвала, любимый предмет)
Альтернативная коммуникация Система PECS (карточки) Обучение с использованием компьютера (облегченная коммуникация)
ТECCH Визуальный подход. Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре. Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что необходимость понимание речи в них минимальна. Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.
Имитация Содержание I уровень 1-1-1-1 Подражание ритмическому постукиванию ложкой 1-1-1-2 Подражание ряду односложных звуков 1-1-1-3 Целенаправленное повторение звуков во время подвижной игры 1-1-1-4 Подражание движениям, с помощью которых вызываются звуки 1-1-1-5 Подражая, касаться частей тела 1-1-1-6 Подражая, хлопать в ладоши
Обучение в школе Формирование учебного поведения До школы индивидуальная подготовка (письмо, чтение- заранее надо обучить!!!) Любое занятие сопровождается ЗРИТЕЛЬНОЙ поддержкой!!! (у ребенка с РДА большой объем памяти)
Отечественный подход 1 – этап формирование поведения Стол, стул На столе интересная игрушка привлечь внимание, чтобы сел за стол. (подкрепление)
2 этап Чтение и письмо (идти от глобального чтения: карточки со словами). ПИРАМИДКА
В отечественном подходе Эмоционально – уровневая терапия (зрительный контакт+ речь; игровая терапия, модифицированная холдинг- терапия)
Создание личного альбома Фото (ребенка+ семья) -составление рассказа по цепочке+ картинка или рисунок (Рос фруктовый сад. – картинка. В саду семья - картинка. Семья собирала фрукты – картинка. Из фруктов сделали варенье – картинка)
Работа над семантикой (смыслом) Работа над семантикой (смыслом) Социализация постепенная. Работа с кроссвордами (ребусами, соединение слова с картинкой) План урока (или занятия).
Интеграция (инклюзия) в массовое учреждение РАСПИСАНИЕ в саду. 1. свободная игра (цель: наблюдение за детьми) 2. Круг – знакомство 3.структурировання деятельность: музыка, гимнастика, просмотр сказки. 4.ручная деятельность 5.прогулка