Статья на тему «Ребенок-аутист»
Ребенок – аутист
Памятка для педагогов и родителей
Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Симптомы и характеристика ребенка с аутизмом
- ребенок внимательно смотрит в глаза или вообще избегает зрительного контакта;
- ребенок подходит к человеку слишком близко или старается отдалиться от него на очень определенное расстояние;
- ребенок говорит очень громко или наоборот еле слышно, на понятном только ему диалекте;
- ребенок не понимает чувств, переживаний, эмоций окружающих его людей, собеседника ассоциирует как неодушевленный предмет;
- ребенок не осознают свои поступки, не понимает, что своим поведением может кого-то обидеть;
- ребенок практически не способен к дружеским отношениям через дефицит общественных знаний. Он видит и слышит о любви к нему, но ему трудно ощутить и понять это, так как у многих детей с аутизмом наблюдается слабая привязанность к родным, а тем более к чужому человеку;
- объятия ребенок может воспринять как непонятная чья-то попытка ограничить его движения;
- ребенок в обыденных однотипных ситуациях чувствует и ведёт себя спокойно;
- ребенок реагирует на любую перемену в жизни и очень переживает, если что-то изменилось в его распорядке дня;
Подсказки:
Как известно, ребенок - аутист любит концентрировать внимание на одном объекте, как например, машинка или какая - либо игрушка. Задача педагога и родителя направить его на школьные знания используя умение концентрироваться.
Ребенок любит машинки, значит используем их, чтобы обучить его чтению и счету. Придумываем математические задачки с автомобилями, читаем книги о машинах.
Соблюдение режима дня очень важно для такого ребенка, дети нуждаются в строгом расписании и распорядке дня, им нужен тьютор, педагог, который знает, как быть строгим и мягким одновременно.
Ребенку нужен четкий распорядок дня, подробный план организации его жизни. Таким образом, он осознает порядок происходящего и использует сложившиеся ритуалы в своем поведении.
Внезапное нарушение распорядка некомфортно для ребенка. Нужно всегда это предусматривать и готовить его к изменениям предварительно.
Литература:
1. Гилберт К., Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К.Гилберт, Т. Питерс. - Москва.: Владос, 2002.
2. Родяшин Е.В., Организация жизни аутичного ребенка: методические рекомендации / Е.Родяшин, Т.Раева, М. Фомушкина. -Тюмень, 2012.
3. Степанова О.В., Солнечный мальчик – книга для родителей, воспитывающих особых детей / О.Степанова.- СПб.: Речь, 2014.
4. Лютова Е.К., Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.Лютова, Г.Монина.- Москва.: Генезис, 2000 11. Зверева Н.В., Клиническая психология детей и подростков / Н.Зверева, Т.Горячева. – Москва.: Изд-во «Академия», 2013.
5. Колесникова Г.И., Справочник детского психолога / Г. Клесникова – Ростов – на – Дону.: «Феникс», 2010.