12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Янакова Ольга Александровна8161
Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)
Россия, Челябинская обл., Сатка
Материал размещён в группе «Я Воспитатель»
 

Аутизм

(Информация для родителей)

 

 

 

     Как бы это ни было бы печально, но детей с диагнозом «аутизм» или «расстройство аутистического спектра» с каждым годом становится все больше. 
     По современным данным детский аутизм и сходные с ним сложности психического и социального развития проявляются примерно у 20 из 10 000 детей. Несмотря на это, причина аутизма до сих пор не найдена: дети живут в очень разных семьях, география проживания различна, часто в одной семье есть здоровые и особенные дети. То есть, до конца нельзя утверждать, что причиной заболевания является наследственность, место проживания, образ жизни родителей, наличие или отсутствие прививок, система питания. 
     А вот судьба такого ребенка очень часто зависит от человеческих качеств окружающих его людей, от доброжелательности, готовности взять на себя лишнюю заботу и, конечно же, от уровня их знаний по данной проблеме.

     Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам.

Признаки аутизма

     Признаков аутизма очень много, нет четких критериев, дети все разные и проявляются аутизм у всех по-своему. Но следующие особенности поведения и развития должны насторожить родителей: 

·        Был регресс в развитии, ребенок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке) и т.д.; распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания;

·        Ребенка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
- ребёнок не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;

·        Речь развивается с выраженной задержкой или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных – эскалатор, трактор и т.д.

·        У ребёнка частые, сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
- ребенок не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;

·        Не понимает обращенную речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;

·        Нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый, или, наоборот, хриплый, глухой;

·        Не обращается за помощью, добивается всего плачем или действует рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет, например, забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;

·        Не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;

·        Есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;

·        Ребенок редко смотрит в глаза или смотрит, но на лицо в целом, вскользь, его трудно дозваться или сфотографировать, не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно «смотрит, но не видит», взгляд «зеркальный»;

·        Ребенок редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывают другим предметы, которые ему нравятся)

·        Ребенок не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;

·        Уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает «удобную позу»: отстраняется, растекается или наоборот напрягается, сам не инициирует контакт;

·        К трём годам нет интереса к сверстникам, нет попыток взаимодействия и общих игр. Не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным другим способом;

·        Тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;

·        У ребёнка появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов – верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;

·        Может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса у машин и т.д.);

·        У ребенка регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, машет головой или бьется, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;

·        Выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание в нос, попытку надеть на него варежки, шапки, носки и т.д.;

·        У ребёнка необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;

·        У ребёнка нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна. Это не проходит к 3 годам, когда в норме у ребёнка должно появиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;

·        Возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, - ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;

·        Мелкая и крупная моторика отстает от возрастного уровня, либо развита неравномерно: ребенок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места. 

Методы коррекции

     В отчете Национального центра профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США (2014 г.) упоминается 27 методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью. Большинство из них – методы поведенческой терапии.

Поведенческая терапия.

Оперантное обусловливание при котором создаются вешние условия, в которых дети должны проявлять контакт, либо уменьшать специфическое поведение (неадекватный смех, плач). Позитивные модели закрепляются, деструктивные – убираются.

Моделирование (видеомоделирование) – демонстрация желаемого поведения – приводит к имитации этого поведения учеником и его закреплению.

Холдинг-терапия (от англ. hold – удерживать, владеть). Концепция Марты Вельч рассматривает аутизм как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. Холдинг-терапия имеет характер принудительного контакта ребенка с матерью (дети отвергают физическое и эмоциональное взаимодействие с матерью).

Сенсорная интеграция. У 95% аутистов нарушена обработка сенсорной информации (не слышит, не понимают речь; боятся музыкальных игрушек, переворотов, быть вниз головой, не чувствуют боли). В ходе сенсорной интеграции снижается (стимулируется) чувствительность ребенка, его учат правильной обработке информации.

Дельфинотерапия (и другая анималотерапия). Общение с дельфинами (плаванье, игры) оказывает мощное положительное действие. Эхолокации дельфинов стимулирует ЦНС (клетки головного мозга) ребенка. Эффективность метода – 75%; ипотерапии – 70%; канистерапии – 30%. Побочных эффектов нет.

Арт-терапия, песочная арт-терапия (лечение с помощью изобразительного искусства и творчества). Эффективность метода – 25%. Нет ограничений по интеллекту и уровню развития речи. Снижает напряжение, проявления агрессии, улучшает развитие речи. Активизирует мелкую моторику, память и внимание.

Сказкотерапия оказывает эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, стимулирует к речевому контакту, развивает произвольное внимание.

Театрализованные игры совершенствуют моторику руки, координацию движений, внимание, навыки общения. Управляя куклой, ребенок проявляет через нее эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни не может проявить.

 

 

Рекомендации родителям

- Морально подготовьтесь к длительной работе;

- Как можно раньше организуйте помощь ребенку;

- Общайтесь со специалистами, врачами и другими родителями;

- Всегда обращайтесь к ребенку по имени;

- Не кричите и не повышайте голос на ребёнка;

- Структурируйте среду обитания ребенка, это улучшит его бытовую и социальную адаптацию;

- Не меняйте окружающую обстановку;

- Установите как можно более постоянный распорядок дел и занятий;

- Если ребенок ходит в садик, школу, придерживайтесь дома режима ОУ;

- Поддерживайте стереотипы воспитания ребенка, выработанные специалистами;

- Используйте маркировку, инструкции, пооперационные карты (карточки PECS);

- Используйте дома игры детей группы, класса, книги, которые им читают;

- Используйте мотивирующие поощрения успехов (игрушка, «вкусняшка»);

- Демонстрируйте любовь и заботу ребенку всеми доступными способами.

Библиотека родителей аутиста:

Делани Тара. «Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми».

 

Керре Наталья. «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии». 


Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок. Пути помощи».

 

Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей: методические разработки».


Ньюмен Сара. «Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей».

 

Уильямс Донна. «Никто нигде. Удивительная история аутичной девочки».

 

Ширли Коэн. «Жизнь с аутизмом».

 

Роджерс Салли Дж., Доусон Джеральдин. «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом».

 

Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия».

 

Кинозал

«АНТОН ТУТ РЯДОМ» (2012), Режиссёр Любовь Аркус

«В АУТЕ» (2012), Режиссёр Ольга Арлаускас, Никиты Тихонов-Рау

«ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО» (2011), Режиссёр Стивен Долдри

«ТЭМПЛ ГРАНДИН» (2010), Режиссёр Мик Джексон

«РАЙ ОКЕАНА»  (2010), Режиссёр: Сюэ Сяолу

«МЕНЯ ЗОВУТ КХАН» (2010), Режиссёр Каран Джохар

«АДАМ» (2009), Режиссёр Макс Майер

«БЕЗ УМА ОТ ЛЮБВИ» (2005), Режиссёр Петтер Несс

«ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ» (1988), Режиссёр Барри Левинсон
 

Дополнительная информация:

https://materinstvo.ru/

http://stopautism.ru/

https://autizmy-net.ru/

 

Надеемся, что эта информация поможет вам и вашим близким!

 

Источник информации (текст, картинки):

https://materinstvo.ru/

https://www.doktorz.org/what-is-autism/

http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/kak-zametit-autisticheskie-cherty-u-rebyonka/

https://profiles.ru/articles/art-terapiia-detei-3028/

https://alev.biz/news/science-news/uchenye-nashli-sposob-prognozirovat-autizm/

https://www.sassymamadubai.com/kids-reading-habit/

https://www.afisha.ru/movie/204093/

 
Консультация документ
DOCX / 1008.55 Кб

 
Опубликовано в группе «Я Воспитатель»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Артеменко Елена Николаевна, 02.12.18 в 19:12 5 Ответить Пожаловаться
Ольга Александровна, спасибо за интересный и очень нужный материал! Сейчас деток очень много с таким диагнозом, в нашей школе открыли класс для аутистов.
Янакова Ольга Александровна, 02.12.18 в 19:19 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна!! Да, к сожалению, количество таких деток сейчас растёт, все они очень разные, родители разные и разное принятие этого. Но будем работать и в этом направлении.
Артеменко Елена Николаевна, 02.12.18 в 20:29 4 Ответить Пожаловаться
Дети ОЧЕНЬ "тяжелые" с трудом идут на контакт. Класс особый ребенок открыли в том году, изучаем документы, ездием на курсы и семинары, подбираем к каждому ребенку подход. Сами учимся и родителей учим.
Янакова Ольга Александровна, 02.12.18 в 20:38 5 Ответить Пожаловаться
В ответ Артеменко Елена Николаевна
Это правда, Елена Николаевна, нужно очень много учиться, чтобы при огромном желании помочь ПРАВИЛЬНО. У нас в группе два аутиста, но они абсолютно разные и методы разные, хотя, казалось "аутизм".
Артеменко Елена Николаевна, 02.12.18 в 20:47 5 Ответить Пожаловаться
В ответ Янакова Ольга Александровна
У нас 4 ребенка с таким диагнозом и все разные, один другого сложнее. Будем учиться и помогать деткам и их родителям.
Ватолина Светлана Анатольевна, 02.12.18 в 19:18 6 Ответить Пожаловаться
Отличная консультация! Описаны действенные и интересные методы коррекции, спасибо Ольга Александровна.
Янакова Ольга Александровна, 02.12.18 в 19:19 6 Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, Светлана Анатольевна!
Перминова Елена Федоровна, 02.12.18 в 19:20 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, нужный и необходимый материал в работе.
Янакова Ольга Александровна, 02.12.18 в 19:25 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Федоровна. Готовлю еще буклет)
Бакулина Майя Владимировна, 02.12.18 в 19:45 5 Ответить Пожаловаться
Молодцы! Ольга Александровна.Отличная консультация! В жизни и в работе пригодится.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.