Статья на тему «Туризм и экскурсия»

6
1
Материал опубликован 27 January 2016
С внеклассной работой по географии неразрывно увязываются туристские походы, проводимые школами и внешкольными учреждениями. Опыт организации и проведения туристских походов изложен в ряде специальных брошюр и статей.
Хотя по своей основной цели туризм относится главным образом к спортивной работе и ставит своей первоочередной задачей улучшение физического воспитания подрастающего поколения, тем не менее он играет большую роль в развитии познавательных интересов в области географии. Поэтому в туристской работе, проводимой в школе, большое участие принимают учителя географии и учащиеся — члены географических кружков.
Для того чтобы во время туристских походов должное внимание было уделено географическим исследованиям, необходимо в программы походов включать задания по изучению его участниками рельефа, геологических обнажений, почв, растительности и животного мира, а также хозяйства тех мест, по которым пройдут туристы. Очень желательно выделять в походах время, необходимое для выполнения стационарных наблюдений. В свой дневник каждый участник похода должен заносить свои наблюдения, сделать в нем краткие географические описания посещенных мест и населенных пунктов, наблюдаемых ландшафтов и географических явлений.
Естественно, что задания, в частности задания по сбору материалов, должны быть индивидуализированы и внимательно распределены между участниками похода. Туристские походы обогащают учащихся разнообразными впечатлениями, порой очень важными для закрепления и развития их географических знаний. Исходя из этого, нужно сразу же после завершения похода, в крайнем случае в начале нового учебного года, провести работу по обобщению результатов похода, посвятив этому отдельные занятия географического кружка.
Хорошо составленный отчет о туристском походе, выступления его участников перед остальными учащимися, красочно оформленный стенд — все это способствует повышению интереса всех учащихся школы к внеклассной работе по географии.
* * *
Характеризованные выше виды и формы внеклассной работы далеко не исчерпывают многообразия ее содержания. В то же время в процессе неуклонного повышения уровня учебно-воспитательной работы в школах нашей страны и упорного труда, который прилагают наши учителя для решения большой задачи осуществления связи обучения с жизнью и подготовки учащихся к трудовой деятельности, рождаются и укрепляются новые виды внеклассной работы, отражающие требования дня.
Примечательно, что в ряде городов и областей нашей страны осуществление некоторых видов внеклассной работы приобретает коллективный характер в том отношении, что многие учителя географии объединяют свои усилия и усилия учащихся разных школ для выполнения того или иного мероприятия географического характера, составляют коллективно с помощью учащихся географические карты своих районов, планы колхозных массивов, топонимические словари и т. д.
Одыт внеклассной работы по географии, накопленный годами нашими массовыми школами, дает возможность учителю использовать и сочетать самые разнообразные методы этой работы, непрерывно ее совершенствовать, повышать ее познавательное и воспитательное значение, вовлекать в нее широкие массы учащихся.
Опыт внеклассной работы должен послужить основой при организации факультативных занятий, вводимых в школу по новому учебному плану (в VII—X классах). Факультативные занятия, так же как и внеклассная работа, призваны обеспечивать удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов учащейся молодежи.
Для школьников, проявляющих особый интерес к географии, рекомевдуются различные курсы по основам топографии и картографии, геологии, почвоведению, основам экономики важнейших отраслей народного хозяйства и пр. Каждая школа, с учетом имеющихся у нее возможностей, может избрать любые факультативные курсы из числа рекомендуемых, а также создать и свои программы с последующим их согласованием в отделах народного образования.
Факультативные занятия, также как и работа в географическом кружке, организуются на основе свободного выбора учащихся. Однако, после того как ученик выбрал один из факультативных курсов, он должен посещать систематически занятия и работать над усвоением выбранного курса. Положительная оценка по окончании факультативного курса найдет отражение в аттестате ученика. Факультативные занятия организуются для групп учащихся в количестве не менее 15 человек и вносятся в расписание. По каждому факультативному курсу планируется годичный срок его изучения.
Для поддержания стойкого интереса к факультативным занятиям методика их проведения должна во многом опираться на опыт хорошо работающих кружков. Умелое сочетание факультативных занятий и внеклассной работы массового характера — важнейшее условие повышения образовательно-воспитательного значения географии в школе. Развитие факультативных занятий, несомненно, потребует коренного усовершенствования уроков, повышения научного уровня их содержания и методического мастерства учителя. 
Теги публикации
Комментарии

Хороший материал!

7 January 2017