Авторская образовательная программа по учебному предмету «Русский родной язык» (2 класс)
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
2 класс
Автор- составитель:
Журавлева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5», п.Айхал,
Республика Саха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Цели, задачи реализации программы
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературного чтения на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.
Программа начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» направлена на формирование у обучающегося общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Цель реализации программы – обеспечение выполнений требований ФГОС НОО обучающегося посредством создания условий для максимального удовлетворения образовательных потребностей, обучающегося, обеспечивающих усвоение личностных, предметных и метапредметные результатов в рамках НОО обучающегося.
Основные задачи:
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
Воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
Воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося;
Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
Совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
2.2 Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в классе в объеме 34/33 часа.
С 02.09.20120по 29.12.2010г – 8 часов (по 0,5 часа в неделю).
С 11.01.2021 г по 31.05.2021 г. – 18 часов (1 час в неделю), за год – 26 часов.
2.3 Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающегося с ОВЗ в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права обучающегося, который изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
2.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» при получении начального общего образования у учащегося с ОВЗ будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные умения
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед 6 аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей»
речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения
2.5 Содержание учебного предмета
Первый год обучения (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (17 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (12 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (10 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Четвёртый год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащегося в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающегося культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного материала во 2 классе
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
17 |
2 |
Язык в действии |
12 |
3 |
Секреты речи и текста |
5 |
|
|
34 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и учебников:
Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Школа России»
Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной, издательство Планета, 2013г.
Учебник по русскому родному языку/Авт.-сост. О. М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.
Календарно – тематическое планирование 2 класс |
||||||||
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Вид деятельности |
Планируемые результаты |
|||
|
|
|||||||
По плану |
По факту |
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||||
Русский язык: прошлое и настоящее (17 ч) |
||||||||
1 |
01-04.09 |
|
Введение в предмет. Знакомство с учебником. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; |
Научиться делать выводы о значении речи в жизни человека, определять тему и главную мысль текста, соотносить тексты и заголовки, составлять текст в соответствии с заданием
|
Коммуникативные: выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы |
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления |
2 |
07-11.09 |
|
По одёжке встречают… |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться распознавать омонимы в речи, объяснять их лексическое значение, выявлять слова, значение которых требует уточнения. Наблюдать за использованием омонимов в речи |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы |
Формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, развитие широких познавательных интересов, творчества |
3 |
14-18.09 |
|
По одёжке встречают… |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой |
Научиться различать слово и словосочетание как сложное название предмета, устанавливать связь между словами в словосочетании (при помощи смысловых вопросов) |
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач |
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры |
4 |
21-25.09 |
|
Ржаной хлебушко калачу дедушка. |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам; |
Научиться находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение, работать со словарем фразеологизмов. Иметь представление о переносном значении словосочетаний |
Коммуникативные: вступать в диалог, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска |
Формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
5 |
28.09-02.10 |
|
Ржаной хлебушко калачу дедушка. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. |
Научиться определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным, соотносить его произношение и написание, использовать алгоритм проверки при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне |
Коммуникативные: планировать общие способы работы, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: структурировать знания, работать по алгоритму |
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с художественной культурой |
6 |
05-09.10 |
|
Если хороши щи, так другой пищи не ищи. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий |
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: развивать способность к мобилизации сил и энергии, оценивать достигнутый результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи |
Формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
7 |
12-16.10 |
|
Если хороши щи, так другой пищи не ищи. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; |
Научиться объяснять существенные признаки согласных звуков, различать в словах шипящие согласные звуки, правильно обозначать на письме буквосочетания с этими звуками. Наблюдать за произношением слов. Проводить звуковой анализ слов |
Коммуникативные: вступать в диалог, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, выполнять знаково-символические действия, включая моделирование |
Формирование широких познавательных интересов, творческой инициативы |
8 |
19-23.10 |
|
Каша- кормилица наша. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику |
Научиться применять правило единообразного написания корней родственных слов, пользоваться этим правилом для написания слов |
Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, выдвигать гипотезы |
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком |
9 |
26-30.10 |
|
Каша- кормилица наша. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Осваивать базовое предметное понятие «окончание». Наблюдать над изменением окончания в слове. Научиться выделять окончание, объяснять роль окончания в словах |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления; выполнять знаково-символические действия, включая моделирование |
Формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
10 |
09-13.11 |
|
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; |
Осваивать базовое предметное понятие «приставка». Наблюдать над словообразованием с помощью приставки. Научиться выделять приставку, объяснять ее роль в словах, применять правила правописания приставок |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выдвигать гипотезы и обосновывать их; выполнять знаково-символические действия, включая моделирование |
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
11 |
16-20.11 |
|
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам; |
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, различать тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок; составлять сочинение по картине под руководством учителя |
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Познавательные: составлять текст- описание, соблюдая нормы построения текста |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование знаний истории, языка, культуры своего народа |
12 |
23-28.11 |
|
Делу время, потехе час. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; |
Осваивать базовое предметное понятие «основа слова». Наблюдать над словообразованием. Научиться определять основу слова, разбирать слово по составу, использовать в работе памятку «Как разобрать слово по составу» |
Коммуникативные: объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (контроль, оценка). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: применять методы информационного поиска, работать с разными источниками информации |
Формирование широких познавательных интересов, творческой инициативы |
13 |
30.11-04.12 |
|
Делу время, потехе час. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах |
Научиться разбирать слово по составу, использовать в работе памятку «Как разобрать слово по составу», объяснять словообразующую роль суффикса и приставки в слове. Наблюдать над неизменяемыми словами. Научиться устанавливать связь между именем существительным и именем прилагательным |
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, обобщать, делать выводы |
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком |
14 |
07-11.12
|
|
В решете воду не удержишь. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов;
|
Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий |
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: развивать способность к мобилизации сил и энергии, оценивать достигнутый результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи |
Развитие эстетического сознания в процессе освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
15 |
14.12-18.12 |
|
В решете воду не удержишь. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой проектирование |
Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоении теоретического материала, оценивать свои достижения при выполнении заданий раздела «Проверь себя» |
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные: обобщать, устанавливать аналогии |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам сверстников |
16 |
21.12-25.12 |
|
Самовар кипит, уходить не велит. |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка |
Научиться соотносить написание и произношение слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными в разных частях слова, устанавливать в словах наличие изученных орфограмм |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавателъные: структурировать знания, выполнять знаково-символические действия, включая моделирование |
Осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, языку, культуре своего народа |
17 |
11.01-15.01 |
|
Сочинение на тему «Из истории русского самовара.» |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; |
Иметь представление о единообразном написании корня в однокоренных словах. Научиться формулировать правило проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова; использовать алгоритм проверки при написании слов с безударным гласным в корне |
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: выбирать основания и критерии для классификации объектов, наиболее эффективных способов решения задачи |
Формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
|
«Язык в действии» (12часов) |
|
||||||
18 |
18.01-22.01 |
|
Помогает ли ударение различать слова? |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться различать проверяемые и непроверяемые орфограммы, работать с орфографическим словарем учебника, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю |
Коммуникативные: объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки в предметно-практической деятельности. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: выбирать основания и критерии для классификации объектов, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с художественными произведениями |
19 |
25.01-29.01 |
|
Мудрость в пословицах. |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам;
|
Иметь представление о словах в русском языке, в которых есть варианты написания (злато - золото). Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Научиться использовать алгоритм проверки при написании слов с безударным гласным в корне |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование положительной мотивации к изучению нового материала |
20 |
01.02-05.02
|
|
Для чего нужны синонимы? |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; |
Научиться распознавать звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные), соотносить их произношение и написание, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов |
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
21 |
08.02-12.02 |
|
Для чего нужны синонимы? |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; проектирование |
Научиться различать и применять способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного), объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания |
Коммуникативные: объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки в предметно-практической деятельности. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
22 |
15.02-20.02 |
|
Для чего нужны антонимы? |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам; |
Осваивать базовые предметные понятия: проверяемое, проверочное слова. Научиться различать проверочное и проверяемое слова, находить в словах букву парного согласного звука и безударного гласного звука, написание которой надо проверять |
Коммуникативные: объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки в предметно-практической деятельности. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с произведениями искусства |
23 |
22.02-26.02 |
|
Для чего нужны антонимы? |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться отличать при написании приставки от предлогов. Наблюдать, с какими частями речи употребляется предлог. Научиться устанавливать в словах наличие изученных орфограмм, применять правила правописания |
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавате.1Ьные: наблюдать и анализировать языковые явления, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию |
24 |
01.03-05.03 |
|
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам; |
Научиться отличать при написании приставки от предлогов. Наблюдать, с какими частями речи употребляется предлог. Научиться устанавливать в словах наличие изученных орфограмм, применять правила правописания, восстанавливать деформированный текст |
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Познавательные: структурировать знания; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов |
Формирование мотивации к аналитической деятельности |
25 |
08.03-12.03 |
|
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: самостоятельная и групповая работа по дидактическим материалам; коллективная работа по учебнику — выявление места орфограммы в частях слова; |
Научиться моделировать в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил, обосновывать написание слов с разделительным твердым знаком, применять правило правописания слов с разделительным твердым знаком |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, наблюдать и анализировать языковые явления |
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее результатом — продуктом учения |
26 |
15.03-19.03 |
|
Как можно объяснить значение слова? |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; |
Научиться соотносить написание и произношение слов с разделительными ь и 5 знаками, использовать алгоритм применения орфографического правила, устанавливать в словах наличие изученных орфограмм |
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря) |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
27 |
29.03-02.04 |
|
Проект «Значение старинных слов.» |
Урок «открытия» нового знания
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов;
|
Научиться формулировать правило переноса слов с разделительным твердым знаком, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, переносить слова с разделительным мягким знаком |
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, обобщать полученные данные |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
28 |
05.04-09.04 |
|
Встречаются ли в сказках и стихах необычное ударение? |
Урок общеметодологической направленности
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, оценивать свои достижения при выполнении заданий |
Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату деятельности. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи |
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе |
|
||||||||
29 |
12.04-16.04 |
|
Встречаются ли в сказках и стихах необычное ударение? |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа по учебнику — диагностика ранее изученного; работа в парах — составление алгоритма определения текста по его признакам; самостоятельная работа — отработка знаний, проектирование |
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, различать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту; излагать текст письменно, используя памятку «Как подготовиться к изложению» |
Коммуникативные: выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Познавате11ьные: учиться основам смыслового восприятия текстов, устанавливать причинно-следственные связи, строить сообщения в устной и письменной форме |
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
Секреты речи и текста(5часов) |
||||||||
30 |
19.04-30.04 |
|
Учимся вести диалог. |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: |
Научиться писать собственные имена с заглавной буквы, отличать имена собственные и нарицательные в тексте, относить имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия художественных произведений к собственным именам существительным |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста |
Формирование мотивации к аналитической деятельности |
31 |
03.05-07.05 |
|
Составляем развернутое толкование значения слова. |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Научиться изменять имена существительные по числам; определять имена существительные, не изменяющиеся по числам; работать с орфоэпическим словарем |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов |
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
32 |
10.05-14.05 |
|
Устанавливаем связь предложений в тексте. |
Урок общеметодологической направленности |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: фронтальная работа
|
Научиться определять имена существительные, не изменяющиеся по числам; правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа, работать с орфоэпическим словарем, применять правила правописания, писать текст по памяти |
Коммуникативные: объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, строить логическую цепь рассуждений, доказательство |
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
33 |
17.05-21.05 |
|
Создаём тексты-инструкции и тексты –повествования. |
Урок рефлексии
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог |
Осваивать базовое предметное понятие «род имени существительного». Научиться определять род имени существительного. Наблюдать над родовыми окончаниями имен существительных. Научиться классифицировать имена существительные по родам |
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов |
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления |
34 |
24.05-31.05 |
|
Обобщение знаний по курсу русского родного языка за 2 класс |
Урок рефлексии
|
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа — классификация слов; |
Осваивать базовые предметные понятия «род имени существительного», «начальная форма имени существительного». Научиться определять род имени существительного, классифицировать имена существительные по родам |
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов |
Формирование потребности в приобретении знаний, мотивации к образовательному процессу |