Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Ручной труд»
Ручной труд
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является развитие трудовых навыков, которое происходит на занятиях по ручному труду.
Целью занятий по предмету «Ручной труд» является подготовка детей и подростков к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Программа по предмету «Ручной труд» включает разделы «Полиграфия», «Керамика», «Батик», «Ткачество», «Шитье», «Деревообработка», «Растениеводство».
Темы уроков по предмету «Ручной труд» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Изобразительная деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Работа с природным материалом. Изготовление поделок из природного материала. Работа с пластилином. |
|
3 |
Работа с бумагой «Волшебные комочки». |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя сминает бумагу в комок и раскатывает комки. Слушание потешек. Чтение сказки. Пальчиковая гимнастика. |
4 |
Пластилин. Свойства пластилина: мнется. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: пластилин, мять. Ученик исследует пальцами рук и глазами Ученик пробует с помощью учителя «разогреть» пластилин, мять его. Ученик с помощью учителя катает шарики и колбаски. Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
5 |
Работа с пластилином. Лепим баранки. |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя катает колбаску, соединяет ее концы. Работа с художественным изображением баранки. |
6 |
Работа с природным материалом «Опавшие листья». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами засушенные листья деревьев, знакомится с ними. Ученик с помощью учителя рисует ствол дерева и приклеивает внизу опавшие листья. Чтение сказки. Слушание потешек. |
7 |
Работа с природным материалом и пластилином «Ёжик». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: шишки. Работа с природным материалом и пластилином. Ученик с помощью учителя изготавливает поделку из природных материалов. Слушание потешек с выполнением действий из них. |
8 |
Резервный урок |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Работа с бумагой «Волшебные комочки». |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя сминает бумагу в комок и раскатывает комки. Слушание потешек. Чтение сказки. Пальчиковая гимнастика. |
2 |
Работа с картоном «Кормушка для птиц». |
1 |
Комбинированный |
Понятие: кормушка для птиц. Ученик рассматривает готовую кормушку. Ученик исследует пальцами рук макет кормушки для птиц. Ученик совместно с учителем изготавливает кормушку для птиц. Рассказ о назначении кормушки. Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
3 |
Работа с природным материалом «Украшаем кормушку для птиц» |
1 |
Комбинированный |
Работа с природным материалом: веточки, шишки, береста. Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал, знакомится с ним. Ученик с помощью учителя украшает кормушку для птиц. Прослушивание детских песенок. |
4 |
Работа с крупой «Пшено». |
1 |
Комбинированный |
Понятие: пшено, еда для птиц. Ученик с помощью учителя наполняет кормушку пшеном и размещает кормушку на балконе. Ученик исследует пальцами рук и глазами крупу: пшено. Чтение сказки. Прослушивание детских песенок. |
5 |
Работа с картоном «Ёлочка». |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя вырезает детали ёлочки, скрепляет их друг с другом. Ученик исследует пальцами рук игрушку – елку. Работа с художественным изображением елки. Ученик исследует пальцами рук, глазами и на запах настоящую еловую ветку. |
6 |
Работа с бумагой «Новогоднее украшение». |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя создает новогоднее украшение «Гирлянда». Чтение сказки. Слушание детских песенок. Ученик с помощью учителя размещает новогоднее украшение в своей комнате. |
7 |
Работа с картоном и акварельными красками «Коробка для подарков». |
1 |
Комбинированный |
Ученик обследует пальцами рук предметы кубической формы, коробки для подарков разного размера. Ученик с помощью учителя склеивает детали коробки для подарков. Ученик с помощью учителя раскрашивает коробку для подарков. Слушание детских песенок. |
8 |
Резервный урок |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Работа с пластилином «Снеговик». |
1 |
Комбинированный |
Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых деталей рисунка (три круга). Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок, рассматривает его. Прослушивание детских песенок. Работа с художественным изображением снеговика. |
2 |
Работа с природным материалом и пластилином «Шишки на елке». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: шишки. Работа с природным материалом и пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура (изображение елки) и прикрепляет к нему шишки. Слушание потешек с выполнением действий из них. |
3 |
Работа с ватой. Свойства ваты: мнется, отщипывается, намокает |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: вата, мять, отщипывать, намачивать. Ученик исследует пальцами рук и глазами вату. Ученик пробует с помощью учителя смять вату в комочек, отщипнуть кусочек бумаги. Ученик с помощью учителя намачивает вату и исследует пальцами рук намокшую вату. Аппликация из нащипанных кусочков ваты «Сугробы». Прослушивание детских песенок. |
4 |
Работа с ватой «Снежинка». |
1 |
Комбинированный |
Ученик с помощью учителя отщипывает кусочки ваты. Правила работы с клеем. Ученик заполняет контур изображения (снежинки) клеем и наносит на клеевую основу кусочки ваты. Работа с рельефным изображением снежинки. Чтение сказки. |
5 |
Работа с пальчиковыми красками «Цветок». |
1 |
Комбинированный |
Правила работы с пальчиковыми красками. Ученик с помощью учителя наносит краску на руку и оставляет отпечаток руки на листе бумаги. Ученик с помощью учителя дорисовывает цветок – стебель, листики. Работа с рельефным изображением цветка. Слушание детских песенок. Чтение сказки. |
6 |
Работа с крупой «Ёжик». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами крупу (греча, рис). Ученик с помощью учителя наносит клей внутри контура изображения (ежика). Ученик с помощью учителя заполняет фрагменты контура крупой. Чтение детских стихотворений. |
7 |
Работа с природным материалом «Лесовичок». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: шишки, веточки деревьев. Ученик с помощью учителя изготавливает поделку из природных материалов. Чтение сказки. |
8 |
Работа с природным материалом «Пробуждение природы» |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: почки, веточки деревьев, первые листочки. Ученик с помощью учителя изготавливает панно из природных материалов. Чтение сказки. |
9,10 |
Резервный урок |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Работа с природным материалом «Гусеница». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: жёлуди. Ученик с помощью учителя изготавливает поделку из природных материалов. Слушание детских песенок. |
2 |
Работа с крупой «Цыпленок». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами крупу (пшено, рис). Ученик с помощью учителя наносит клей внутри контура изображения (цыпленок). Ученик с помощью учителя заполняет фрагменты контура крупой. Чтение детских стихотворений. |
3 |
Работа с пальчиковыми красками «Яблоня». |
1 |
Комбинированный |
Правила работы с пальчиковыми красками. Ученик с помощью учителя наносит краску на пальцы и оставляет отпечаток пальцев на листе бумаги. Работа с рельефным изображением яблока. Слушание детских песенок. Чтение сказки. |
4 |
Работа с пластилином «Овощи». |
1 |
Комбинированный |
Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых овощей (морковь, картофель). Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок, рассматривает его. Прослушивание детских песенок. Работа с художественным изображением моркови и картофеля. |
5 |
Работа с гербарием «Бабочка». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами засушенные листья деревьев. Ученик с помощью учителя изготавливает из засушенных листьев поделку бабочка. Работа с художественным изображением бабочки. Чтение детских стихотворений. |
6 |
Работа с природным материалом «Морское дно». |
1 |
Комбинированный |
Ученик исследует пальцами рук и глазами природный материал: ракушки. Ученик с помощью учителя изготавливает панно из природных материалов. Ученик работает с художественным изображением морского дна. Слушание детских песенок. |
7,8 |
Резервный урок |
2 |