Количество часов на год: 170 часов
Всего в неделю: 5 часов
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в рамках организации обучения в 1-4 классах.
- Примерная программа по русскому языку В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной. «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2015 г.)
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение «Русского языка» отводится 5 ч в неделю (34 учебные недели), всего - 170 ч.
В рамках предмета «Русский язык» во 2 классе выделено 20% на изучение внутрипредметного модуля «Проектная деятельность» - на основе учебника В.П. Канакиной «Русский язык». На модуль отводится - 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала учащимися по разделам программы. Обычным шрифтом передано содержание материала, определенное ФГОС НОО и подлежащее освоению каждым учеником. Курсивом передано содержание материала, который осваивается учащимися в меру имеющихся способностей, образовательных потребностей.
Планируемые результаты
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. |
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3.Использование знаково-символических средств представления информации. 4.Активное использование речевых средств и средст для решения коммуникативных и познавательных задач. 5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Кол-во час |
1 |
Наша речь (3 ч) |
3ч |
2 |
Текст (5 ч) |
5ч |
3 |
Предложение |
8ч |
4 |
Слова, слова, слова |
21ч |
5 |
Звуки и буквы |
63ч |
6 |
Части речиа |
62ч |
7 |
Повторение |
8ч |
Из них: контрольная работа (диктант, тест) |
8 |
|
контрольный словарный диктант |
4 |
|
Контрольное списывание |
4 |
|
итоговая контрольная работа |
4 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
|
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||
1 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. |
1 |
|
2 3 4 5 |
УЧЕБНИКИ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. |
26 26 1 1 |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Русский язык»
2 класс 170 часов (5 часов в неделю)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Наша речь (3 часа) |
|||
1 |
Язык и речь |
1 |
01.09 |
2 |
Виды речевой деятельности человека |
1 |
02.09 |
3 |
Диалог и монолог |
1 |
05.09 |
Текст ( 5 часов) |
|||
4 |
Признаки текста |
1 |
06.09 |
5 |
Тема и главная мысль текста. |
1 |
07.09 |
6. М.№1 |
Проектная деятельность: Происхождение слов «диалог», «монолог». |
1 |
08.09 |
7 |
Построение текста |
1 |
09.09 |
8 |
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Словарный диктант №1 |
1 |
12.09 |
Предложение (8 часов) |
|||
9 |
Входная административная контрольная работа № 1 |
1 |
13.09 |
10. |
Анализ работ. Работа над ошибками. Предложение как единица речи. |
14.09 |
|
11 М.№2 |
Предложения по цели высказывания. Проектная деятельность: Происхождение слова «лопух», «лопата». |
1 |
15.09 |
12 |
Члены предложения. Главные члены предложения (основа). |
1 |
16.09 |
13 |
Контрольное списывание №1 Второстепенные члены предложения. |
1 |
19.09 |
14 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. |
1 |
20.09 |
15 |
Распространённые и нераспространённые предложения. |
1 |
21.09 |
16 |
Контрольная работа № 2 по теме «Предложение». |
1 |
22.09 |
Слова, слова, слова….( 21 час) |
|||
17 М. №3 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Проектная деятельность: О происхождении слов «Синонимы», и « антонимы». |
1 |
23.09 |
18. |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». |
1 |
26.09 |
19. |
Слово и его значение. Лексическое значение слова. |
1 |
27.09 |
20. М.№4 |
Проектная деятельность: О знаке переноса. |
1 |
28.09 |
21 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
29.09 |
22 |
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. |
1 |
30.09 |
23 |
Синонимы и антонимы. |
1 |
03.10 |
24 |
Работа со словарями синонимов и антонимов |
1 |
04.10 |
25. М. № 5 |
Проектная деятельность: Буква Ё. |
05.10 |
|
26-27 |
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам |
2 |
06.10 07.10 |
28 |
Однокоренные слова |
1 |
10.10 |
29 |
Корень слова |
1 |
11.10 |
30 |
Корень слова. |
1 |
12.10 |
31 М. №6 |
Проектная деятельность: Буквы большие и маленькие, строчные и заглавные. |
1 |
13.10 |
32-33 |
Единообразное написание корня в однокоренных словах. Словарный диктант №2 |
2 |
14.10 17.10 |
34-35 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица. |
2 |
18.10 19.10 |
36 М.№7 |
Словесное и логическое ударение. Перенос слов по слогам Проектная деятельность: Буква Э. |
1 |
20.10 |
37 |
Контрольная работа № 3. Тема: «Слог. Ударение. Перенос слова. |
1 |
21.10 |
Звуки и буквы ( 30 часов) |
|||
38 |
Анализ работы. Работа над ошибками. Различие звуков и букв. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. |
1 |
24.10 |
39 |
Итоговая контрольная работа № 1 |
1 |
25.10 |
40 М.№8 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проверяемые и проверочные слова. |
1 |
26.10 |
41 |
Гласные звуки. |
1 |
27.10 |
42 |
Правописание слов с безударным гласным звуком. |
1 |
28.10 |
43 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. |
1 |
07.11 |
44 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
1 |
08.11 |
45 М. №9 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Проектная деятельность: О происхождении слова «малина». |
1 |
09.11 |
46 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне . |
1 |
10.11 |
47 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
1 |
11.11 |
48 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
1 |
14.11 |
49 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
1 |
15.11 |
50 М. №10 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Проектная деятельность: О происхождении слова «орфограмма». |
1 |
16.11 |
51 |
Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
1 |
17.11 |
52 |
Слова с непроверяемыми орфограммами. |
1 |
18.11 |
53 |
Слова с непроверяемыми орфограммами |
1 |
21.11 |
54 |
Контрольная работа № 4 Тема: «Гласные звуки и буквы». |
1 |
22.11 |
55 М. №11 |
Анализ работы. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проект «И в шутку и в серьез». |
1 |
23.11 |
56 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. |
1 |
24.11 |
57 |
Согласные звуки. |
1 |
25.11 |
58 |
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку. |
1 |
28.11 |
59 М. №12 |
Контрольное списывание № 2 Проектная деятельность: Звук – невидимка «Й» |
1 |
29.11 |
60 |
Слова с удвоенными согласными . |
1 |
30.11 |
61 |
Слова с удвоенными согласными . |
1 |
01.12 |
62 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. |
1 |
02.12 |
63 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
1 |
05.12 |
64 М.№13 |
Проектная деятельность: Проект «Письма деду Морозу» |
1 |
05.12 |
65 |
Мягкий знак (ь) |
1 |
07.12 |
66 |
Контрольная работа № 5 Тема: Согласные звуки. |
1 |
08.12 |
67 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо» |
1 |
09.12 |
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (33 часа) |
|||
68-69 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания -чк, -чн, -чт,-щн, -нч |
2 |
12.12 13.12 |
70 М. №14 |
Развитие речи. Работа с текстом. Проектная деятельность: Проект «Рифма». |
1 |
14.12 |
71-72 |
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. |
2 |
15.12 16.12 |
73 М.№15 |
Проектная деятельность: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1 |
19.12 |
74 |
Звонкие и глухие согласные звуки |
1 |
20.12 |
75 М.№ 16 |
Проектная деятельность: «Парные самые опасные». |
1 |
21.12 |
76 |
Итоговая контрольная работа № 2 |
1 |
22.12 |
77 |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1 |
23.12 |
78-79 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. |
2 |
26.12 27.12 |
80-81 |
Правописание слов с парным согласными. |
2 |
28.12 |
82 М.№17 |
Проектная деятельность: Значение имен существительных. |
1 |
|
82 |
Правописание слов с парным согласными. |
1 |
|
83 |
Правописание слов с парным согласными. |
1 |
|
84 |
Правописание слов с парным согласными. |
1 |
|
85 |
Правописание слов с парным согласными. |
1 |
|
86 |
Правописание слов с парным согласными. |
1 |
|
87 М. № 18 |
Проектная деятельность: Происхождение русских фамилий. |
1 |
|
88 |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1 |
|
89 |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1 |
|
90 |
Контрольное списывание №3 |
1 |
|
91 М. №19 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: частичка НЕ (правописание частицы НЕ с глаголом). |
1 |
|
92 |
Развитие речи. Составление поздравительной открытки |
1 |
|
93 |
Разделительный мягкий знак. |
1 |
|
94-95 |
Разделительный мягкий знак |
2 |
|
96-97 М. №20 |
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков Проектная деятельность: Значение имен прилагательных. |
2 |
|
98 |
Контрольная работа № 6 Тема: Мягкий знак. |
1 |
|
99 |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1 |
|
Части речи ( 62 часа) |
|||
100-101 |
Части речи |
2 |
|
102-104 |
Имя существительное как часть речи |
3 |
|
105 М. №21 |
Проектная деятельность: Текст-рассуждение. |
1 |
|
106-108 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные . |
3 |
|
109 М.№22 |
Проектная деятельность: Предлоги. Словарный диктант № 3 |
1 |
|
110-113 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. |
4 |
|
144 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины |
1 |
|
115 М.№23 |
Проектная деятельность: В словари – за частями речи! |
1 |
|
116-117 |
Число имён существительных. |
2 |
|
118 |
Обобщение знаний об имени существительном. |
1 |
|
119 |
Контрольная работа №7 Тема: «Имя существительное». |
1 |
|
120 |
Анализ работ. Работа над ошибками. |
1 |
|
121 |
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. |
1 |
|
122 М.№24 |
Проектная деятельность: Толковый словарь. |
1 |
|
123-124 |
Глагол как часть речи |
2 |
|
125 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. |
1 |
|
126 М. №25 |
Проектная деятельность: Толковый словарь |
1 |
|
127-128 |
Число глагола. |
2 |
|
129 |
Итоговая контрольная работа № 3 |
1 |
|
130 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголом. |
1 |
|
131 М.№26 |
Обобщение знаний о глаголе Проектная деятельность: Толковый словарь |
1 |
|
132 |
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений |
1 |
|
133 |
Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования. |
1 |
|
134 |
Контрольное списывание №4 |
1 |
|
135- 140 М. №27 |
Анализ работ. Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. Проектная деятельность: Орфографический словарь. |
6 |
|
141-142 |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
2 |
|
143 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. |
1 |
|
144 |
Контрольная работа №8 Тема: «Имя прилагательное». |
1 |
|
145 М.№28 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Проектная деятельность: Словарь синонимов. |
1 |
|
146 |
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). |
1 |
|
147 |
Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
1 |
|
148-149 |
Местоимение (личное) как часть речи. |
2 |
|
150 М. №29 |
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Проектная деятельность: Словарь синонимов. |
1 |
|
151 |
Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. |
1 |
|
152 |
Развитие речи. Работа с текстом. |
1 |
|
153 |
Развитие речи. Работа с текстом. |
1 |
|
154-157 |
Предлоги. Роль предлогов в речи. |
4 |
|
158 М.№30 |
Проектная деятельность: Словарь антонимов. |
1 |
|
159-160 |
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста |
2 |
|
161 |
Итоговая контрольная работа № 4 . |
1 |
|
162 М.№ 31 |
Анализ работ. Работа над ошибками. Проектная деятельность: Проект «В словари — за частями речи!». Орфоэпический словарь. |
1 |
|
Повторение ( 8 часов) |
|||
163 |
Повторение по теме «Текст» Словарный диктант №4 |
1 |
|
164 М.№ 32 |
Анализ работ. Повторение по теме «Предложение» Проектная деятельность: Орфоэпический словарь. |
1 |
|
165 М. №33 |
Повторение по теме «Слово и его значение». Проектная деятельность: Словарь однокоренных слов. |
1 |
|
166 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
1 |
|
167-169 |
Повторение по теме « Части речи» |
3 |
|
170 М.№34 |
Обобщающий урок. «Путешествие по словарям» |
1 |