12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Амирханов И.И.20
                           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Отдел образования администрации муниципального района

Аургазинский район

МБОУ Толбазинская башкирская гимназия им. Р. Назарова














Авторская программа кружка «Обучение плетению из ивового прута».







                                                                                                                Разработал

учитель технологии

                                                                                                           Амирханов И.И









                                                            с. Толбазы 2023 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е



1.Пояснительная записка.

2.Актуальность программы.

3. Цели задачи программы.

4. Тематическое планирование.

5. История плетения ивового прута.

6. Материал для плетения.

7. Техника плетения.

8. Инструмент для работы.

9. Техника безопасности.

10. Технология изготовления кашпо.

11. Технология плетения корзины.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


. Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остаётся фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторичную в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха.

Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении личности учащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия, добросовестности в работе ныне добавляются развитие технологической культуры, предпринимательской инициативы, конкурентоспособности и расчёта на собственные силы.

Программа рассчитана на 12 часов обучения и представляет собой два блока по 6 часов. Первый блок 6 часов мы изучаем в шестом классе, второй блок 6 часов в седьмом классе. В шестом классе после изучения истории плетения, техники плетения, выполняется практическая работа «Изготовление кашпо». В седьмом классе учащиеся выполняют практическую работу «Плетение корзины из ивового прута».

В процессе обучения происходит формирование эстетических потребностей учащихся, получение соответствующих знаний, умений, навыков, раскрытие и развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование личностных качеств.





2. Актуальность программы.


При составлении программы я ставил своей целью задачу научить детей за достаточно короткое время плести своими руками несложные корзинки для домашнего использования. Преимуществом в данном случае является доступность сырья для плетения, так как кусты ивы в большом количестве произрастают по берегам рек и озёр.

В 70- е годы, когда впервые заговорили о реальной угрозе экологической катастрофы, возник «экологический подход» в производстве товаров потребления. Как следствие этого, в конце десятилетия появился «экологический стиль» в моде, акцентирующий внимание на натуральных материалах и естественных цветах. Истоки этого явления – в экологическом кризисе, неумеренном потреблении «цивилизованного» человека. «Вещизм» изменил традиционное отношение к вещам - основными требованиями к ним вместо качества и долговечности становятся удобство в употреблении и модность. При проектировании той или иной вещи часто специально предусматривается её быстрое физическое и моральное устаревание (концепция «планируемого устаревания»). Потребителя заставляют тратить деньги на приобретение всё новых и новых «более совершенных товаров». Однако бесконечное увеличение потребления представляется невозможным, поскольку существуют «пределы роста». Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному сосуществованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ. Отсюда вытекает важнейшее направление экологизации современного общества – экологизация потребления, означающая разумное его сокращение, возврат к «качественным» вещам длительного пользования и ориентация на использование экологически безопасных продуктов.




3.Цели и задачи программы.


Главной целью данной программы является ознакомление школьников с древнейшим народным промыслом «Плетением ивового прута», традициями, условиями труда, инструментами, технологией изготовления корзин.


Задачи нашей программы состоят в следующем:


Образовательные: способствовать формированию представления об историческом опыте человечества в обработке материалов.


Развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков плетения ивового прута, способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).


Воспитательные: способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических и экономических качеств личности.














4. Тематическое планирование.



п/п


Название темы.



Количество часов.


1 год обучения ( 6-й класс).

6

1.

История плетения ивового прута. Инструктаж по технике безопасности.

1

2.

Основные породы ивы. Экскурсия. Заготовка веток.

1

3.

Основные виды плетения.

1

4.

Практическая работа «Изготовление кашпо».

3



2 год обучения (7-й класс).

6

1.

Плетение донышка корзины.

2

2.

Плетение стенок корзины.

2

3.

Плетение кромки корзины.

1

4.

Изготовление ручки. Лакирование.

1










5.История плетения корзины.

«Уважение к минувшему, - читаем мы у А.С. Пушкина, - вот черта, отличающая образованность от дикости». Поэтому в первую очередь обратимся к истории! Истории плетения корзины.


Плетение ивового прута - одно из самых древних занятий человека. Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека в близи рек и озер, и служило для нужд рыболовства. Рыбаки изготавливали всевозможные «верши», «морды» и другие орудия лова. Известно также, что плетение из лозы человек освоил раньше, чем, например, гончарное дело – первые сосуды делались без круга, просто плетение обматывалась изнутри глиной, а потом все обжигалось на огне. Первая керамика поневоле получилась «тисненной» снаружи.

Со временем плетёные изделия прочно завоевали свое место в быту. Так самые разные народы пользовались плетёнными корзинами, посудой, мебелью. Изделия, выполненные из прута, находили применение не только в домашнем обиходе, принцип плетения широко использовали при строительстве плотин и запруд, стен и крыш жилища, оград и т.д.

С развитием ремесел изделия из металла, дерева и других материалов потеснили плетённые вещи, но периодически плетенка входит в моду. В такие периоды в моду входят, например мебель или детские коляски.

Исторически сложилось так, что ранее мастер передавал свой опыт нескольким ученикам, часто своим детям. Умение передавалось из поколения в поколение. По плетению ивового прута имеется очень много литературы. Но беда в том, написаны они не педагогами, а мастерами- одиночками. Научиться плести по книгам можно, но очень сложно. Необходимо обладать упорством, внимательностью, пространственным воображением. Кроме того, перед человеком взявшимся за плетение встаёт много вопросов: из чего плести, как мочить, каким способом, а их множество. Взявшись за программу, я поставил перед собой цель найти самый доступный способ обучения сплести корзинку. Принципы трудового обучения при этом остаются неизменными: это обучение от простого к сложному, посильность, наглядность. В дальнейшем вы сможете самостоятельно совершенствовать своё мастерство.

6. Материал для плетения.

Основным материалом для плетения корзин являются одно - двух летние побеги ивы. На территории России произрастают более 100 видов ив. Но не все они годятся для плетения. Как же обнаружить ту, которая плетётся? Подавляющее большинство ив – кустарники, с листьями похожими формой на листья груши. Ива которая нам нужна тоже кустарник, но листья её ланцетовидные – те самые лодочки, которые так грустно плавают осенью в водоёмах. Для плетения обычно применяют прутья в возрасте от одного до двух лет. Для корзины необходимо выбирать прутья длиной не менее 60-70 см. при диаметре у комля( в месте среза) 5-8 мм. Ивовые прутья для плетения должны быть длинными, тонкими, гибкими, вязкими.

Здесь необходимо отметить, что во всех учебных пособиях плетение ведётся очищенными ветками. На практике, даже если вы выберете подходящий тип ивы это очень сложно. Ветки очень быстро сохнут и ломаются. Всё потому, что по полной технологии ветки необходимо кипятить, после этого они легко ошкуриваются, расщепляются и хранятся, а непосредственно перед плетением опять замачиваются на пол часа. В школе нет таких условий, чтобы кипятить часами. Да и за свет платить надо. Но из всех правил есть исключения. Плести неочищенными ветками можно весь год. Конечно изделия получаются немного слабее, из- за того, что высохнув неочищенная ветка уменьшается в объёме. Но для обучения в школе это идеальный вариант. А если кто то заинтересуется плетением то после он сможет сплести и очищенную корзинку.







7.Основные виды плетения.

Существует два основных вида плетения: «прямое» и «простая веревочка в два прутика».

«Прямое» плетение один из самых распространенных видов применяется' при изготовлении стенок, донышек, крышек, практически всех изделий. Выполняют его очень быстро, известно много вариантов прямого плетения стоячков должно быть нечетное количество.

t1699768868aa.jpg

«Простая веревочка в два прутика» обычно выполняется при изготовлении оснований изделий, для закрепления стоячков, а также для отделения одного вида плетения от другого и т.д. Таким плетением выполняют целые полосы, ряды или только один ряд. Длина прутьев должна быть разной, тогда при сращивании их концы не совпадут в одном месте.

t1699768868ab.jpg

8.Инструменты и приспособления.


Набор инструментов включает в себя: секатор, ножи, плоскогубцы, шило. Для работы также могут понадобиться грузы, рулетка, шаблоны и т.д. приспособления можно назвать «щемилку», которая служит для снятия коры с прутьев. Традиционно «щемилка» изготовлялась из дуба или березы, но сейчас нетрудно найти описание самых разнообразных конструкций из металла. Наиболее простой и эффективный вариант – «щемилка» из двух вбитых в бревно гвоздей, зеркально изогнутых один относительно другого под углом 10- 15 градусов от разделяющей их вертикальной оси. В углу соединения гвозди затачиваются напильником. Протаскивая через «щемилку» прутик, прижатый сверху пальцем, вы сможете легко освободить его от зеленной коры.


9.Техника безопасности


Лучше всего учащимся работать при помощи секатора, однако если секаторов нет или не хватает, то можно использовать ножи. Учащимся необходимо быть предельно внимательными, чтобы не нанести рану себе и товарищу. Малейшее неправильное движение, поспешность или легкомыслие могут привести серьезной травме.

Недостаток освещения рабочего места также не редко становиться причиной различных заболеваний глаз и несчастных случаев.







Технологическая карта изготовления кашпо.




t1699768868ac.jpg



1. Выбрать материал, разметить круг

диаметром 30 см.



t1699768868ad.jpg



2. Выпилить круг электролобзиком.





t1699768868ae.jpg




3. Разметить места для сверления отверстий через каждые 3-4 см.





t1699768868af.jpg




4. Выбрать веточки длиной 40-50 см. заострить их, обмазать клеем ПВА и вставить в отверстия.



t1699768868ag.jpg



5. Плести одной веточкой способом простое плетение. Концы веток оставлять внутри.



t1699768868ah.jpg




7. Для красоты можно чередовать очищенные ветки с неочищенными.




t1699768868ai.jpg



6. Плести 5-6 рядов нечищеными ветками.




t1699768868aj.jpg




8. Достигнув необходимой высоты отрезать стоячки на 5-6 см. выше стенки кашпо.




t1699768868ak.jpg




9. Вставьте веточку рядом со стоячком.


t1699768868al.jpg




10. Пропустите один стоячок и вставьте другой конец веточки рядом с другим стоячком.



t1699768868am.jpg




11. Проделайте то же самое по всему кругу.



Технологическая карта плетения дна корзины.


t1699768868an.jpg


1. Выберите 8 веточек по 30 см.


t1699768868ao.jpg

2. С помощью ножа или шила расчлените один прутик посередине.


t1699768868ap.jpg


3. Вставьте один тонкий прутик в один толстый прутик.


t1699768868aq.jpg

4. Вставьте четыре тонких прут в четыре толстых.


t1699768868ar.jpg



5. Возьмите две тонкие лозинки и вставьте их в щель крестовины.

t1699768868as.jpg



6. Оплетите крест на крест все четыре луча.



t1699768868at.jpg


7. Разделите луч на две части и оплетите их с перехлёстом лоз (способ плетения «верёвочка»).


t1699768868au.jpg


8. Проделайте то же самое с другими лучами.



t1699768868av.jpg


9. Ещё раз разделите лучи и оплетите каждую веточку «верёвочкой».

t1699768868aw.jpg


10. Продолжите плетение простым способом до получения ровного круга.

t1699768868ax.jpg


11. Потопчите дно ногами для выравнивания.



t1699768868ay.jpg

12. Плетение очищенными ветками придаст изделию контраст и красоту.

Технологическая карта плетения стенок корзины.


t1699768868az.jpg


1. Выберите прутья длиной 40-50 см. и вставьте их рядом с каждым лучом дна

t1699768868ba.jpg


2. Старайтесь выровнять расстояние между стоячками.

t1699768868bb.jpg


3.Сожмите стоячок в месте изгиба и согните его вверх.

t1699768868bc.jpg


4. Соберите ветки на высоте 30 см. и свяжите их.

t1699768868bd.jpg


5.Дальше плести «простым» способом чередуя очищенные ветки с не очищенными.

t1699768868be.jpg


6. Достигнув необходимой высоты стенок корзины подрезать стоячки, оставив 25-30см. для плетения кромки.

Технологическая карта плетения кромки корзины.



t1699768868bf.jpg


1. Для завершения изготовления корзины необходимо освоить плетение кромки.

t1699768868bg.jpg


2. Стоячок загибают, пропускают сзади соседнего и спереди следующего.

t1699768868bh.jpg


3. Также загибают все остальные стоячки.



t1699768868bi.jpg



4. Все концы заводят внутрь и отрезают лишнее.









Технологическая карта изготовления ручки корзины.


t1699768868bj.jpg


1. Вставить прут – основу. Следите, чтобы он делил дно точно пополам.

t1699768868bk.jpg


2. Слева от прута вставляется прутик, оплетается вокруг основы 3-4 раза и выводится с правой стороны наружу.

t1699768868bl.jpg


3. С каждой стороны вставляются 4-5 прутьев

t1699768868bm.jpg


4. Прутья заводят внутрь, охватывают ими ручку


t1699768868bn.jpg


5. Ручку затягивают узлом.


t1699768868bo.jpg


6. Концы прячут внутрь корзины. Ваша корзина готова!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.