Семинар-практикум «Техника разрешения сложных ситуаций»
Сценарий семинара-практикума
«Техника разрешения сложных ситуаций»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов, проходящих практику в клубах по месту жительства.
Задачи семинара:
- дать теоретическую информацию студентам об основных аспектах конфликта в клубе;
- отработать навык по применению техники «Я-высказывание» в практической деятельности;
- дать рекомендации по улучшению взаимодействия с детьми и подростками, посещающими клубы по месту жительства.
Целевая группа: студенты-практиканты.
Ход семинара:
Организационный этап 15 мин
Приветствие
Разминка
Основной этап 45 мин
Понятие «конфликт»
Специфика конфликта в клубе по месту жительства
Техника «Я-высказывание»
Отработка навыка использования техники
Заключительный этап 10 мин
Подведение итогов
Обратная связь
Общая продолжительность: 1 ч 10 мин.
Приветствие. «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…».
Каждый поочередно говорит две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…».
Разминка «Воздушные шары».
Участники из трёх предложенных карточек выбирают одну определённого цвета, затем объединиться в тройки. Тройки равномерно распределяются по залу, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар. Теперь их задача состоит в том, чтобы удержать его в воздухе. И пройти от одной стены к другой.
Обсуждение:
Были ли трудности при выполнении задания?
Что помогало выполнять задание?
Чувствовали ли поддержку других в вашей тройке?
Основной этап
Понятие «конфликт».
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликты – наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.
Конфликт зачастую возникает не тогда, когда нужно в каком-либо споре найти истину, а тогда, когда участнику или участникам конфликта необходимо самоутверждение за счет установления именно своей точки зрения, убеждения противника в своей правоте.
Специфика конфликта в клубе по месту жительства.
В КМЖ могут возникать разного рода конфликты. Наиболее распространены и типичны для КМЖ конфликты между воспитанниками, между специалистом и воспитанником (группой воспитанников).
Конфликты между воспитанниками. Наиболее типичными в этой группе являются конфликты лидерства. Их суть сводится к противостоянию, борьбе нескольких групп за лидирующее положение. Также возникают конфликты между одним или несколькими подростками и остальной группой.
Конфликты между специалистом и воспитанником. Конфликт деятельности связан с отказом или плохим выполнением воспитанником задания. Конфликт поведения и поступков возникает тогда, когда происходит нарушение воспитанником принятых в КМЖ правил поведения.
Техника «Я – высказывание»
Психолог: Сегодня я вам предлагаю познакомиться с техникой, которая позволит вам не разжигать конфликт, даст возможность предотвратить его. Что вы обычно говорите человеку, какими словами вы его встречаете, когда недовольны его поведением или поступком?
Варианты ответов: «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации.
Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Ты-высказываниями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.
Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы другой вас услышал, поможет использование Я-высказываний. Технику Я-высказываний можно также успешно применять и в общении с детьми, и в других ситуациях.
Схема построения техники «Я – высказывание»
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
«Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывания» всегда начинаются с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
Отработка навыка использования техники
Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке навыка «Я-высказывания», для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта в клубе по месту жительства. Ваша задача, путем совместного обсуждения, переформулировать «Ты-высказывание» в «Я-высказывание».
Предложенные ситуации:
1. В клубе проходит подготовка к большому мероприятию. Большинство детей и подростков принимают в этом активное участие. Но один мальчик 13 лет отвлекает специалиста и других детей своими разговорами, т. е. позволяет себе грубые высказывания в адрес участников. На что специалист делает ему замечание: «Ты можешь закрыть рот ,в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».
«Я-высказывание»: «Когда разговаривают вовремя подготовки к мероприятию, мне трудно говорить, я устаю, и от этого мне ещё сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».
2. В клубе проходит мероприятие игра-соревнование в теннис. Кроме непосредственных участников, на мероприятии присутствуют другие подростки зрители, которые задевают игроков неуместными колкими высказываниями. Играющие чувствуют себя неловко, скованно, из-за чего у них получаются неважные результаты. Специалист, наблюдая, не выдерживает и делает зрителям замечание: «Прекратите немедленно эту болтовню, вы не понимаете, что срываете соревнование, и вообще выйдите отсюда и не мешайте нам!».
«Я – высказывание»: «Когда ребята мешают проводить соревнование, мне трудно наблюдать за игрой, вести подсчёты, я начинаю нервничать и мне обидно, и мне бы хотелось уважительного отношения к себе и участникам!».
Заключительный этап
Подведение итогов
Многие педагоги замечают, что, начав использовать «Я-высказывания» в проблемных ситуациях с детьми, им удаётся лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении с ребёнком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-высказывания», им удаётся установить контакт с ребёнком и настроиться на положительный результат общения с ним.
Обратная связь
Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенную технику общения на практике, если не будете, то почему?
Литература
- С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов». - М.: Генезис, 2004 г.
- Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой «Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008 г.