12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коноплева Милия Сергеевна134

Сценарий семинара-практикума

«Техника разрешения сложных ситуаций»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов, проходящих практику в клубах по месту жительства.

Задачи семинара:

  • дать теоретическую информацию студентам об основных аспектах конфликта в клубе;
  • отработать навык по применению техники «Я-высказывание» в практической деятельности;
  • дать рекомендации по улучшению взаимодействия с детьми и подростками, посещающими клубы по месту жительства.

Целевая группа: студенты-практиканты.

Ход семинара:

Организационный этап 15 мин

Приветствие

Разминка

Основной этап 45 мин

Понятие «конфликт»

Специфика конфликта в клубе по месту жительства

Техника «Я-высказывание»

Отработка навыка использования техники

 

Заключительный этап 10 мин

Подведение итогов

Обратная связь

Общая продолжительность: 1 ч 10 мин.

 

Организационный этап

Приветствие. «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…».

Каждый поочередно говорит две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…».

Разминка «Воздушные шары».

Участники из трёх предложенных карточек выбирают одну определённого цвета, затем объединиться в тройки. Тройки равномерно распределяются по залу, и берутся за руки. Каждая команда получает воздушный шар. Теперь их задача состоит в том, чтобы удержать его в воздухе. И пройти от одной стены к другой.

Обсуждение:

Были ли трудности при выполнении задания?

Что помогало выполнять задание?

Чувствовали ли поддержку других в вашей тройке?

Основной этап

Понятие «конфликт».

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты – наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.

Конфликт зачастую возникает не тогда, когда нужно в каком-либо споре найти истину, а тогда, когда участнику или участникам конфликта необходимо самоутверждение за счет установления именно своей точки зрения, убеждения противника в своей правоте.

Специфика конфликта в клубе по месту жительства.

В КМЖ могут возникать разного рода конфликты. Наиболее распространены и типичны для КМЖ конфликты между воспитанниками, между специалистом и воспитанником (группой воспитанников).

Конфликты между воспитанниками. Наиболее типичными в этой группе являются конфликты лидерства. Их суть сводится к противостоянию, борьбе нескольких групп за лидирующее положение. Также возникают конфликты между одним или несколькими подростками и остальной группой.

Конфликты между специалистом и воспитанником. Конфликт деятельности связан с отказом или плохим выполнением воспитанником задания. Конфликт поведения и поступков возникает тогда, когда происходит нарушение воспитанником принятых в КМЖ правил поведения.

Техника «Я – высказывание»

Психолог: Сегодня я вам предлагаю познакомиться с техникой, которая позволит вам не разжигать конфликт, даст возможность предотвратить его. Что вы обычно говорите человеку, какими словами вы его встречаете, когда недовольны его поведением или поступком?

Варианты ответов: «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации.

Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Ты-высказываниями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы другой вас услышал, поможет использование Я-высказываний. Технику Я-высказываний можно также успешно применять и в общении с детьми, и в других ситуациях.

Схема построения техники «Я – высказывание»

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

«Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывания» всегда начинаются с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

Отработка навыка использования техники

Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке навыка «Я-высказывания», для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта в клубе по месту жительства. Ваша задача, путем совместного обсуждения, переформулировать «Ты-высказывание» в «Я-высказывание».

Предложенные ситуации:

1. В клубе проходит подготовка к большому мероприятию. Большинство детей и подростков принимают в этом активное участие. Но один мальчик 13 лет отвлекает специалиста и других детей своими разговорами, т. е. позволяет себе грубые высказывания в адрес участников. На что специалист делает ему замечание: «Ты можешь закрыть рот ,в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».

«Я-высказывание»: «Когда разговаривают вовремя подготовки к мероприятию, мне трудно говорить, я устаю, и от этого мне ещё сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

2. В клубе проходит мероприятие игра-соревнование в теннис. Кроме непосредственных участников, на мероприятии присутствуют другие подростки зрители, которые задевают игроков неуместными колкими высказываниями. Играющие чувствуют себя неловко, скованно, из-за чего у них получаются неважные результаты. Специалист, наблюдая, не выдерживает и делает зрителям замечание: «Прекратите немедленно эту болтовню, вы не понимаете, что срываете соревнование, и вообще выйдите отсюда и не мешайте нам!».

«Я – высказывание»: «Когда ребята мешают проводить соревнование, мне трудно наблюдать за игрой, вести подсчёты, я начинаю нервничать и мне обидно, и мне бы хотелось уважительного отношения к себе и участникам!».


 

Заключительный этап

Подведение итогов

Многие педагоги замечают, что, начав использовать «Я-высказывания» в проблемных ситуациях с детьми, им удаётся лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении с ребёнком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-высказывания», им удаётся установить контакт с ребёнком и настроиться на положительный результат общения с ним.

Обратная связь

Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенную технику общения на практике, если не будете, то почему?
 

Литература

  1. С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов». - М.: Генезис, 2004 г.
  2. Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой «Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008 г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.