Статья «Электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся»

7
0
Материал опубликован 26 November 2016 в группе
Занимаясь с учащимися по программе "Портфолио/сайт современного актера XXI  века" представляю возможность развития фантазии в определении слова-"портфолио"
Ребятам в виде анкеты предлагается дать ответы на вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования технологии «Портфолио»:
  1. Каковы цели использования «портфолио»?
  2. Из каких компонентов будет состоять «портфолио»?
  3. Какие специфические компоненты должны быть включены в «портфолио»?
  4. Каким образом будет происходить процесс оценки «портфолио»?
  5. Как будет выглядеть «портфолио»?
  6. Как будет происходить обсуждение «портфолио» и его оценивание?
 Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук, а в словаре методических терминов это слово отсутствует.
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио  сейчас широко применяется, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все студии включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования.

Следует отметить, что портфолио можно дать широкую трактовку, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, здесь особо подчеркивается также педагогическая составляющая портфолио.
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий «электронных портфолио» и ориентированных на новые образовательные цели «паспорт компетенций и квалификаций»
Портфолио является формой комплексного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии 
практико-ориентированного обучения   
 При всем разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить его определенную типологию.
Поскольку портфолио стало новым явлением в современной жизни, предлагается ввести эксперимент по внедрению портфолио достижений для подростков
Этот эксперимент станет частью программы профильного обучения. В эксперименте предполагается использовать создание портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников нашего творческого объединения, наряду например с результатами итоговой аттестации
В эксперименте намечено пройти апробацию различных моделей портфолио, конкретные варианты которых могут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстоит отработать:
  • структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,
  • варианты представления итоговых документов,
  • формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника любого  творческого объединения, в данном случае "Телекино"
  • возможные формы коммуникации взаимодействия, контактов учащихся, педагогов, возможно родителей  при составлении портфолио и его оценке   Всем известно, что «традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам тест, экзамен, портфолио позволяет выполнить две основные цели:   проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Оценить его образовательные достижения и дополнить, заменить результаты тестирования и других традиционных форм контроля
 В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования или выступать наряду с ними»
 В электронной форме портфолио: активно используются  новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронное портфолио  
Анализ изученной  мной литературы и интернет - ресурсов показал, что в нашей стране метод применения электронного портфолио подростка  находится на данный момент в разработке и в связи с этим целью данной работы является разработка электронной формы портфолио ученика в учебном процессе
  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения портфолио ученика в учебный процесс;
  • описать портфолио как новую технологию оценки учебных достижений ученика;
  • рассмотреть цели, назначения портфолио и основные типы портфолио в зарубежной и отечественной практике;
  • разработать вариант электронной формы портфолио достижений ученика;
  • составить рекомендации по введению электронного портфолио ученика в учебный процесс
Объектпроцесс оценки учебных достижений учащихся . Предмет: электронное портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся
В  главе «Портфель индивидуальных учебных достижений учащихся: сущность и основные типы» рассматривается «портфолио» как новая технология личной оценки типов портфолио
В другой главе «Электронный портфолио достижений учащегося приводится вариант разработанного электронного портфолио достижений учащегося и рекомендации  по созданию портфолио. «Электронное портфолио ученика в среде слайд-шоу»
Поисковый сервис в интернете вновь дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио
Например встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе
Существует другая трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет - поддержки его деятельности. Каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета  портфолио  преподавателя по дисциплине, которую он ведет.
Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, 

 материалы для аттестации и самоаттестации учащихся, исследовательские и творческие работы
На сайте по адресу автор дает следующее определение: «Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, в нашем случае результатов участия видеоработ в кинофестивалях, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях»
 Свою трактовку портфолио, размещенного в интернет- сети дает весь авторский коллектив разрабатывая с помощью системы формирования электронного портфолио все достижений учащихся, которое оформляется в виде персональной интернет -страницы.Содержание портфолио представляется в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы. Результаты деятельности оцениваются по четырём направлениям: учебно-предметному, проектно-исследовательскому, информационно-технологическому, презентационному
 Такой пример можно посмотреть на
на сайте,  где представлен проект «Электронная Школа 2007». В систему управления образовательной студии входит электронное портфолио. Каждый подросток может вести собственное портфолио с использованием единой системы
 Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагает школьникам и студентам Межрегиональная ассоциация дополнительного образования. Как только подросток зарегистрируется в Банке личных достижений учащихся, он получает индивидуальную идентификационную электронную карту.Обладатель этой карты может через сайт проверить свой рейтинг достижений и сравнить его с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны
На сайте реализована автоматизированная система оценки индивидуальных успехов
В базе данных собираются сведения об интеллектуальном капитале подростка — о победах в кинофестивалях, участии в  исследованиях, школьных конференциях, в различных проектах, концертах, школьных мероприятиях, спортивных соревнованиях
Изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете. Основываясь на изученных материалах, был разработан вариант настоящей программы электронного портфолио достижений учащихся старшего и среднего возраста.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов.
Актуальность  портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам образования.
Задача педагога − помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
Уникальность ведения портфолио заключается в том, что оно обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Также актуальность  связана с тем, что в новых стандартах большое внимание уделяется системе оценки планируемых результатов освоения образовательной программы выбранной ребенком по его желанию
Педагогическая целесообразность программы, в том, что педагог, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении актерского мастерства или технике съемки, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов
Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании              
Портфолио достижений учащихся представляет собой рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию. Учащийся, создающий «Портфолио», фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер
Доля того, чтобы учащийся смог собрать и вести электронный портфолио, он должен владеть определенными умениями в области информационных технологий
Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому развивать свои таланты. Содержательную основу  программы составляют основные понятия и категории
Структура электронного портфолио может быть самой разнообраз­ной,  пред­ставляет собой комплексную модель и содержание и состоит из несколь­ких разделов, например:
  • Резюме
  • Участие в учебных мероприятиях
  • Участие в общественных мероприятиях
  • Достижения
  • Приложение
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать федеральным рекомендациям 
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио
  1. Раздел портфолио "Мой портрет"
  2. Раздел "Мои работы"
  3. Раздел "Моя общественная работа"
  4. Раздел "Отзывы и пожелания"                                                                                В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в интернет - проектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды.
Но это каждый владелец портфолио изучаемой программы решает для себя сам. Будет это анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?
Электронное портфолио это возможность создать яркий красивый «продукт», научиться систематизировать материалы и работать на компьютере. А еще это очень интересно!
В планах − хранение и заполнение электронного портфолио учащегося на сайте, а в дальнейшем – размещение в образовательной Интернет-среде регионального или федерального уровня
В конце года  на каждого ученика нашего объединении создается документ, именной сертификат  о проходящей оценке портфолио в форме итоговой аттестации в электронном виде
Сертификат № ______ индивидуальных учебных достижений учащегося_____________ ДТО "Теле-Кино" ______ в течение _____________ учебного года  стал победителем, призером____________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные учебные достижения разного уровня составили ______ баллов
Итоговая оценка портфолио ______________ баллов 
Дата выдачи __________________________________
Преподаватель ГАОУ ДПО "ТемоЦентр" ___________________________________________________
 
Включающий в себя критерии оценивания портфолио:
  1. организация портфолио;
  2. факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
  3. факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;
  4. факторы, отражающие динамику изменений;
  5. полнота отражения изучаемого материала;
  6. творчество;
  7. аккуратность, оформление, используемая наглядность
Виды контроля – приемлемая контролирующая и оценивающая функции
Начальный- Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности
Текущий контроль - Эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда
Промежуточный контроль -Есть страницы, на которых дети делятся своим социальным опытом, например:
  - Наши конкурсы актерского, операторского  мастерства.
   Итоговый контроль- формы подведения итогов  в программе  предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
  - Выполнение  творческих заданий.
  - Участие в выездных кинофестивалях, творческих конкурсах
  - Индивидуальные тестирования детей
  - Анализ выполненных творческих работ детей
   Существуют разные типы портфолио. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио  
  • Портфолио документов, или «рабочее» портфолио
  • Портфолио процесса
  • Показательное портфолио
  • Портфолио развития
  • Портфолио для учебного планирования
  • Портфолио подготовленности proficiency
  • Показательное портфолио
  • Портфолио для поступления в вуз
  • Портфолио документов
  • Портфолио работ
  • Портфолио отзывов
  • Комплексное портфолио 
Результаты эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения, анализ интернет ресурсов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио.
Портфолио может оформляться в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Один из основных принципов, которые лежат в основе разработки предлагаемого варианта электронного портфолио − электронное портфолио по структуре должно соответствовать федеральным рекомендациям 
Поэтому рассмотрим вновь состав электронного портфолио, который был предложен в рекомендациях, и представим, как мы видим электронные аналоги для перечисленных компонентов портфолио
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Вариантов участия в общественной работе очень много: роль в школьном спектакле, чтение стихов на торжественной линейке, оформление стенгазеты к празднику и т.д.
По убеждению педагогов, портфолио среднего и старшего возраста ребенка должны отличаться друг от друга. Если у старших ставится цель собрать свой «портфель достижений», который может помочь при поступлении в институт, то для ребят среднего звена важно научиться систематизировать информацию, работать на компьютере
Эта работа плод совместного творчества с одним учащимся Можно вместе искать варианты страничек для его портфолио, вместе обсуждать, как строить его – линейно или делая ссылки. Если в портфолио страничек больше, чем нужно. Необходимо ребенку предложить лишь шаблон, в работу поместить основные, на его взгляд, моменты
Два года под моим руководством дети принимают активное участие во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио. Поэтому и возникла необходимость данного раздела
 В электронном портфолио могут быть дополнительные разделы: например, участие в интернет-проектах с активной гиперссылкой, дистанционные конкурсы, мои награды «Награды» мы умышленно не выносим в отдельный раздел.
Но это каждый владелец портфолио решает для себя сам. Будет это анкета или будет сочинение − размышление, может быть фотографии или письмо самому себе?  Предложенный нами вариант «портфеля достижений», возможно, не откроет никаких новых горизонтов в создании портфолио
Сбор портфолио вызывает трудности, как у педагогов, так и у обучающихся. Последовательный переход позволяет обучающемуся присвоить «Портфолио» сделать его летописью своего обучения
Следует отметить, что оценочная деятельность педагога изменяет стиль педагогического общения, т. к. в процессе работы возрастают коммуникативные и творческие возможности педагога, изменяется характер взаимоотношений с воспитанниками обучающимися и ученическим коллективом
Детализируем вышеперечисленные пункты. Но главное, что «портфолио» должно стать свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося
 Необходимо предвидеть, что не все учащиеся активно включаются в работу с портфолио, находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы
Рекомендуемые формы работы на данном этапе:
  • беседа о целях и задачах портфолио учебных достижений;
  • демонстрация лучших образцов портфолио старших учащихся;
  • изучение возможной структуры портфолио образовательных и личных достижений;
  • изучение возможных форм представления образовательных и личных достижений;
  • моделирование структуры индивидуального портфолио образовательных и личных достижений
  • планирование перечня рубрик и состава презентуемых материалов
В настоящее время имеется большое разнообразие инструментов для создания мультимедиа приложений, но большинство из них достаточно сложны для начинающих, а также нередко могут предъявлять высокие требования к оборудованию
Поэтому на начальном этапе целесообразно использовать использовать содержимое пакета Microsoft Office. Например, имеющуюся в нем среду создания презентаций PowerPoint. Данное средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов или, по-другому, «слайд-шоу» с текстом, графическими и звуковыми эффектами
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности − учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию
Таким образом, портфолио − инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности
Анализ литературы и интернет ресурсов по рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод о том, что портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников
2. 
Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения
3. 
Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения
4. 
Формирует умение учиться − ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
5. 
Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
6. 
Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников
Уникальность портфолио в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился, и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики, что содействует реализации компетентностного подхода к результатам образования
Практическая значимость работы в том, что разработан вариант электронного портфолио учебных достижений учащегося основной школы, его структура, содержание и механизм наполнения
Предложенный вариант портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практико-ориентированного подхода. Портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронных продуктов
Выполненный объем работ и полученные результаты: изучена современная литература, ссылки на методические и практические материалы по теме, размещенные в Интернете. Разработан вариант электронного портфолио достижений учащихся основной школы, составлены рекомендации по введению
       

      Информационные ресурсы
М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов 
Школа на пути к новой грамотности

 

Спиридонова Тамара Ивановна
педагог дополнительного образования высшей категории
ДТО "Теле-Кино" ГАОУ ДПО "ТемоЦентр"
г.Москва

Комментарии
Комментариев пока нет.