Учебно-методические материалы «Личность Сергия Радонежского в школьном курсе истории России»

9
1
Материал опубликован 5 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Ольга Ивановна Фурлова

учитель истории МАОУ СОШ № 20

г. Липецка

ЛИЧНОСТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

(В.О.Ключевский)

Любое воспитание, прежде всего духовно-нравственное, не может существовать без идеала, поэтому его понимание является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. 

Педагогическая значимость идеала велика — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и необходимый регулятор поведения. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Сегодня одна из главных воспитательных задач современной школы — формирование личностно значимых идеалов. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений. 

В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского (которому в мае 2014 года исполнилось 700 лет) для нравственного воспитания современного человека. Огромны его заслуги не только перед церковью, но и перед историей российского государства: один тот факт, что Сергий Радонежский пользовался огромный авторитетом и уважением в глазах великого князя Дмитрия Иоанновича (более известного как Дмитрий Донской), а также нередко примирял враждующих между собой других русских князей, заслуживает отдельного внимания.

Немало сделал преподобный и для укрепления российской государственности — он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице — к мощам преподобного Сергия — считались для великих князей и царей делом государственным.

Как же отражены сведения о Сергии в школьном курсе истории?

В дореволюционных учебниках такая интерпретация подвига Дмитрия Донского и Сергия во имя государства Российского не редкость. Например, в «Элементарном курсе всеобщей и русской истории» Ивана Ивановича Беллярминова есть рассказ 138 «Малолетство Дмитрия. Преподобный Сергий». В нем дается такое описание жизни святого: «Преп. Сергий происходил из боярского рода. На 23-м году жизни он с братом поселился в чаще леса, в 12-ти верстах от Радонежа (не существующего сейчас). Покинутый вскоре братом, Сергий остался один и более года прожил в уединении, перенося тяжкие лишения. В дремучем лесу он встречал только зверей, и голодные волки не раз с воем окружали его хижину, но Сергий зверей не боялся и даже приручил одного медведя. Между тем к отшельнику стали сходиться иноки и строить кельи. Сергий поставил небольшую церковь во имя св. Троицы; затем, по настоянию иноков, он принял сан священника и сделался игуменом. Таким образом, было положено начало Троице-Сергиеву монастырю»[5, c.96-97].

В рассказе 139 «Поход против Мамая» И.И. Беллярминов пишет: «Пред началом похода Димитрий, по обычаю всех набожных князей, молился в Успенском соборе, раздавал милостыню и, кроме того, ходил за благословением к преп. Сергию. Игумен дал ему двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые прежде были воинами и слыли за богатырей. И. благословляя его на поход, сказал: «Господь Бог будет тебе заступник и победит врагов твоих!» Пророчество Сергия воодушевило князя» [5, c.96-97].

Видно, что автор учебника придерживается своеобразного педагогического принципа: факты, кажущиеся автору нравоучительными, включаются в текст, а не нравоучительные пропускаются. Учебник придерживается официально-охранительной концепции отечественной истории.

В «Кратких очерках русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского (выдержавших 32 издания, как лучший учебник истории до 1917 года), так же есть рассказ о Куликовской битве, где говорится о том, что «Перед походом Димитрий с князьями и воеводами отправился в Троицкую лавру принять благословение от Сергия. По сказанию летописцев, св. Игумен предсказал В. князю победу, но соединенную с ужасным кровопролитием, и по просьбе его отпустил с ним в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю, которые прежде были боярами и отличались воинским мужеством. Когда ополчение приблизилось к Дону, …князь получил грамоту от игумена Сергия, который снова благословил его на битву и советовал не терять времени («а поможет ти Бог и Святая Богородица», - писал Сергий)» [5, c.231].

Книга замечательной детской писательницы, историка и педагога Александры Осиповны Ишимовой «История России – интереснейший памятник отечественной историографии XIX века. В главе 13 «Дмитрий Донской» есть короткое описание жизни Сергия и факт благословения князя Дмитрия перед битвой: «Дмитрий поехал к св. Сергию просить благословления. Св. Сергий благословил его и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют» [2, c. 110].

В самом популярном учебнике истории СССР для 7 класса под редакцией М.В.Нечкиной и П.С.Лейбенгруба в параграфе 24 очень красочно ведется описание самого сражения на Куликовом поле, но нет никаких упоминаний о факте благословения князя Дмитрия Сергием Радонежским. Даже о хрестоматийном бое богатырей Пересвета и Челюбея ничего не сказано. Такова была советская концепция освещения этого события.

В современных российских учебниках истории для 6 класса, профильных и базовых учебниках для десятиклассников – везде традиционно считается, что перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля – Сергия Радонежского, самого авторитетного в то время религиозного деятеля. Легенда также рассказывает, что по просьбе великого князя Сергий послал к ним «помощь небесную» - двух иноков-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета и монгольского богатыря Челубея и началась битва на Куликовом поле.

Дмитрий Донской не случайно поехал в Троицкий монастырь просить благословения у его игумена — Сергия Радонежского, еще при жизни многими почитавшегося святым.

Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы как сражения с неверными в защиту православия.

Сегодня в школьную программу и стандарты по истории России в обязательном порядке включены материалы о жизни и разносторонней деятельности Сергия Радонежского, о роли Троице-Сергиева монастыря в деле нравственного сохранения русского национального характера. На уроках изучаются, как исторические источники, многие произведения русских историков, писателей.

В профильные учебники по истории России для 10 класса (издательство «Баласс», программа «Школа 2100», Д.Д.Данилов) включены отрывки из разных источников о событиях Куликовской битвы, в том числе, отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище»:

«Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой обители... преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать их на себя. И передал их в руки великого князя и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники». И сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины, за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами!».

И осенил Христовым знамением все войско великого князя — мир и благословение» [1, c.336-341].

В школьном учебнике Николая Ивановича Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века» в параграфе 15 «Русские земли в конце XIV – первой половине XV в.» есть целый пункт о роли русской церкви в событиях четырнадцатого века: «Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего. По преданию, прежде чем решиться на борьбу с Ордой, Дмитрий Донской отправился в Троицу испросить благословение Сергия» [4, c.135].

Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения С. Радонежского служит его «Житие», написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века Пахомием Лагофетом. Это произведение, как исторический источник, изучается и на уроках истории, и на уроках литературы, и на уроках мировой художественной культуры.

Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.

Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О. Ключевский. Он был первым, кто попытался объективно подойти к биографии Сергия. К 500-летию со дня кончины игумена, в 1892 г., Ключевский написал небольшой очерк. Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию образ, посвященный «великому старцу».

Как справедливо заметил В.О. Ключевский, Сергий «самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло... Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом...» [3, c. 163].

Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Как отмечалось ранее, это время было ознаменовано бесконечными феодальными раздорами, порожденными борьбой князей -вотчинников за усиление политического влияния и расширение своих уделов. Постоянные междоусобные войны препятствовали образованию единого государства. В подобной обстановке русский народ не мог обратиться к решению созидательных задач, не мог ощутить себя самостоятельной нацией. Преподобный Сергий прекрасно понимал это. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа; только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества, подготавливается почва к национальному подъему.

История Руси домонгольского периода показала, что утрата внутреннего единства приводит страну к внешнеполитической уязвимости, которая влечет за собой порабощение народа иноземными завоевателями, утрату людьми веры в Бога, в свой духовный потенциал.

Хорошо зная этот урок истории, Преподобный Сергий выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель, Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Именно такая концепция освещения событий этого периода дана в школьных учебниках нового поколения.

В заключении хочется привести оценки Василия Осиповича Ключевского о роли Сергия в русской истории: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты» [3, c. 164].

Литература:

1. Данилов Д.Д. История России и мира. От родовых общин до национальных государств. Учебник. 10 класс. Книга 1. –М.: «Баласс», 2014.

2. Ишимова А. История России для тетей. - М.: «Олма Медиа Групп», 2011.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: 1990

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. - М.: «Дрофа», 2002

5. Учебники дореволюционной России по истории. - М.: «Просвещение», 1993.

 

Приложение: Презентация к методической статье

Предварительный просмотр презентации

«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». (В.О.Ключевский)

М. Нестеров Труды преподобного Сергия

«Пред началом похода Димитрий, по обычаю всех набожных князей, молился в Успенском соборе, раздавал милостыню и, кроме того, ходил за благословением к пре. Сергию. И. благословляя его на поход, сказал: «Господь Бог будет тебе заступник и победит врагов твоих!» Пророчество Сергия воодушевило князя»

Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю. М. Авилов Поединок на Куликовом поле

«Дмитрий поехал к св. Сергию просить благословления. Св. Сергий благословил его и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют» А.О.Ишимова «История России для детей»

И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».

«Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего». «Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего». Н. И. Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века» М. Нестеров. Юность преподобного Сергия

Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.

Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой. Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.

Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О. Ключевский. Он был первым, кто попытался объективно подойти к биографии Сергия. К 500-летию со дня кончины игумена, в 1892 г., Ключевский написал небольшой очерк. Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный «великому старцу».

Преподобный Сергий выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель, Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Именно такая концепция освещения событий этого периода дана в школьных учебниках нового поколения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

я не историк, но материал крайне интересный, спасибо

24 January 2017