Учебно-методические материалы «Личность Сергия Радонежского в школьном курсе истории России»
Пояснительная записка к презентации
Ольга Ивановна Фурлова
учитель истории МАОУ СОШ № 20
г. Липецка
ЛИЧНОСТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
(В.О.Ключевский)
Любое воспитание, прежде всего духовно-нравственное, не может существовать без идеала, поэтому его понимание является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека.
Педагогическая значимость идеала велика — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и необходимый регулятор поведения. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.
Сегодня одна из главных воспитательных задач современной школы — формирование личностно значимых идеалов. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений.
В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского (которому в мае 2014 года исполнилось 700 лет) для нравственного воспитания современного человека. Огромны его заслуги не только перед церковью, но и перед историей российского государства: один тот факт, что Сергий Радонежский пользовался огромный авторитетом и уважением в глазах великого князя Дмитрия Иоанновича (более известного как Дмитрий Донской), а также нередко примирял враждующих между собой других русских князей, заслуживает отдельного внимания.
Немало сделал преподобный и для укрепления российской государственности — он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице — к мощам преподобного Сергия — считались для великих князей и царей делом государственным.
Как же отражены сведения о Сергии в школьном курсе истории?
В дореволюционных учебниках такая интерпретация подвига Дмитрия Донского и Сергия во имя государства Российского не редкость. Например, в «Элементарном курсе всеобщей и русской истории» Ивана Ивановича Беллярминова есть рассказ 138 «Малолетство Дмитрия. Преподобный Сергий». В нем дается такое описание жизни святого: «Преп. Сергий происходил из боярского рода. На 23-м году жизни он с братом поселился в чаще леса, в 12-ти верстах от Радонежа (не существующего сейчас). Покинутый вскоре братом, Сергий остался один и более года прожил в уединении, перенося тяжкие лишения. В дремучем лесу он встречал только зверей, и голодные волки не раз с воем окружали его хижину, но Сергий зверей не боялся и даже приручил одного медведя. Между тем к отшельнику стали сходиться иноки и строить кельи. Сергий поставил небольшую церковь во имя св. Троицы; затем, по настоянию иноков, он принял сан священника и сделался игуменом. Таким образом, было положено начало Троице-Сергиеву монастырю»[5, c.96-97].
В рассказе 139 «Поход против Мамая» И.И. Беллярминов пишет: «Пред началом похода Димитрий, по обычаю всех набожных князей, молился в Успенском соборе, раздавал милостыню и, кроме того, ходил за благословением к преп. Сергию. Игумен дал ему двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые прежде были воинами и слыли за богатырей. И. благословляя его на поход, сказал: «Господь Бог будет тебе заступник и победит врагов твоих!» Пророчество Сергия воодушевило князя» [5, c.96-97].
Видно, что автор учебника придерживается своеобразного педагогического принципа: факты, кажущиеся автору нравоучительными, включаются в текст, а не нравоучительные пропускаются. Учебник придерживается официально-охранительной концепции отечественной истории.
В «Кратких очерках русской истории» Дмитрия Ивановича Иловайского (выдержавших 32 издания, как лучший учебник истории до 1917 года), так же есть рассказ о Куликовской битве, где говорится о том, что «Перед походом Димитрий с князьями и воеводами отправился в Троицкую лавру принять благословение от Сергия. По сказанию летописцев, св. Игумен предсказал В. князю победу, но соединенную с ужасным кровопролитием, и по просьбе его отпустил с ним в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю, которые прежде были боярами и отличались воинским мужеством. Когда ополчение приблизилось к Дону, …князь получил грамоту от игумена Сергия, который снова благословил его на битву и советовал не терять времени («а поможет ти Бог и Святая Богородица», - писал Сергий)» [5, c.231].
Книга замечательной детской писательницы, историка и педагога Александры Осиповны Ишимовой «История России – интереснейший памятник отечественной историографии XIX века. В главе 13 «Дмитрий Донской» есть короткое описание жизни Сергия и факт благословения князя Дмитрия перед битвой: «Дмитрий поехал к св. Сергию просить благословления. Св. Сергий благословил его и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют» [2, c. 110].
В самом популярном учебнике истории СССР для 7 класса под редакцией М.В.Нечкиной и П.С.Лейбенгруба в параграфе 24 очень красочно ведется описание самого сражения на Куликовом поле, но нет никаких упоминаний о факте благословения князя Дмитрия Сергием Радонежским. Даже о хрестоматийном бое богатырей Пересвета и Челюбея ничего не сказано. Такова была советская концепция освещения этого события.
В современных российских учебниках истории для 6 класса, профильных и базовых учебниках для десятиклассников – везде традиционно считается, что перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля – Сергия Радонежского, самого авторитетного в то время религиозного деятеля. Легенда также рассказывает, что по просьбе великого князя Сергий послал к ним «помощь небесную» - двух иноков-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета и монгольского богатыря Челубея и началась битва на Куликовом поле.
Дмитрий Донской не случайно поехал в Троицкий монастырь просить благословения у его игумена — Сергия Радонежского, еще при жизни многими почитавшегося святым.
Смысл дошедшего до нас предания в том, чтобы подчеркнуть религиозное значение Куликовской битвы как сражения с неверными в защиту православия.
Сегодня в школьную программу и стандарты по истории России в обязательном порядке включены материалы о жизни и разносторонней деятельности Сергия Радонежского, о роли Троице-Сергиева монастыря в деле нравственного сохранения русского национального характера. На уроках изучаются, как исторические источники, многие произведения русских историков, писателей.
В профильные учебники по истории России для 10 класса (издательство «Баласс», программа «Школа 2100», Д.Д.Данилов) включены отрывки из разных источников о событиях Куликовской битвы, в том числе, отрывок из «Сказания о Мамаевом побоище»:
«Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой обители... преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябю, тем ты и сам нам поможешь». И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать их на себя. И передал их в руки великого князя и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники». И сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины, за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами!».
И осенил Христовым знамением все войско великого князя — мир и благословение» [1, c.336-341].
В школьном учебнике Николая Ивановича Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века» в параграфе 15 «Русские земли в конце XIV – первой половине XV в.» есть целый пункт о роли русской церкви в событиях четырнадцатого века: «Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего. По преданию, прежде чем решиться на борьбу с Ордой, Дмитрий Донской отправился в Троицу испросить благословение Сергия» [4, c.135].
Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения С. Радонежского служит его «Житие», написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века Пахомием Лагофетом. Это произведение, как исторический источник, изучается и на уроках истории, и на уроках литературы, и на уроках мировой художественной культуры.
Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.
Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О. Ключевский. Он был первым, кто попытался объективно подойти к биографии Сергия. К 500-летию со дня кончины игумена, в 1892 г., Ключевский написал небольшой очерк. Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию образ, посвященный «великому старцу».
Как справедливо заметил В.О. Ключевский, Сергий «самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло... Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом...» [3, c. 163].
Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Как отмечалось ранее, это время было ознаменовано бесконечными феодальными раздорами, порожденными борьбой князей -вотчинников за усиление политического влияния и расширение своих уделов. Постоянные междоусобные войны препятствовали образованию единого государства. В подобной обстановке русский народ не мог обратиться к решению созидательных задач, не мог ощутить себя самостоятельной нацией. Преподобный Сергий прекрасно понимал это. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа; только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества, подготавливается почва к национальному подъему.
История Руси домонгольского периода показала, что утрата внутреннего единства приводит страну к внешнеполитической уязвимости, которая влечет за собой порабощение народа иноземными завоевателями, утрату людьми веры в Бога, в свой духовный потенциал.
Хорошо зная этот урок истории, Преподобный Сергий выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель, Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Именно такая концепция освещения событий этого периода дана в школьных учебниках нового поколения.
В заключении хочется привести оценки Василия Осиповича Ключевского о роли Сергия в русской истории: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты» [3, c. 164].
Литература:
1. Данилов Д.Д. История России и мира. От родовых общин до национальных государств. Учебник. 10 класс. Книга 1. –М.: «Баласс», 2014.
2. Ишимова А. История России для тетей. - М.: «Олма Медиа Групп», 2011.
3. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: 1990
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. - М.: «Дрофа», 2002
5. Учебники дореволюционной России по истории. - М.: «Просвещение», 1993.
Приложение: Презентация к методической статье
Rudzyty