Учебно-методические материалы «Личность Сергия Радонежского в школьном курсе истории России»
«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». (В.О.Ключевский)
М. Нестеров Труды преподобного Сергия
«Пред началом похода Димитрий, по обычаю всех набожных князей, молился в Успенском соборе, раздавал милостыню и, кроме того, ходил за благословением к пре. Сергию. И. благословляя его на поход, сказал: «Господь Бог будет тебе заступник и победит врагов твоих!» Пророчество Сергия воодушевило князя»
Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю. М. Авилов Поединок на Куликовом поле
«Дмитрий поехал к св. Сергию просить благословления. Св. Сергий благословил его и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют» А.О.Ишимова «История России для детей»
И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».
«Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего». «Сила Сергия - в нравственном и духовном авторитете, который снискал «великий старец» неустанными трудами и образом жизни. С ним связывают нравственное возрождение народа. Без которого невозможно всякое иное возрождение. Перед ним склонялись и простые миряне, и сильные мира сего». Н. И. Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века» М. Нестеров. Юность преподобного Сергия
Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием.
Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой. Фигура Сергия в последние годы вызывает особенный интерес. Однако в обширной литературе о нем все еще нет устоявшейся, общепринятой характеристики. В XIX - XX вв. историки и писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С. Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.
Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О. Ключевский. Он был первым, кто попытался объективно подойти к биографии Сергия. К 500-летию со дня кончины игумена, в 1892 г., Ключевский написал небольшой очерк. Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный «великому старцу».
Преподобный Сергий выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель, Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Именно такая концепция освещения событий этого периода дана в школьных учебниках нового поколения.
Rudzyty