12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Роскаряка Алена Мавлютовна126
Закончила Сургутский Государственный Университет (СурГУ), кафедра ТМПО, "Педагогическое образование. Графика и дизайн" 2015 год.
Россия, Ханты-Мансийский АО
1

Методика проектирования элективного курса «Рукоделие. Разработка схем вышивок в программе CorelDraw»

Методика проектирования элективного курса «Рукоделие. Разработка схем вышивок в программе CorelDraw»»


Выполнил:

Фамилия Аллагулова

Имя Алена

Отчество Мавлютовна


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно – тематический план

Cодержание учебного курса (теория и практика)

Формы, методы, технологии обучения (с объяснением)

Средства контроля (с объяснением)

Учебно – методические средства обучения (с объяснением)

Библиографический список

Приложение


 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

общие сведения о истории вышивке;

виды простейших ручных швов;

общие сведения о правилах заправки изделия в пяльцы;

правила подборки иглы, такни и нити для удобной и правильной ручной вышивки;

общие сведения об условных обозначениях в схемах для вышивки;

правила оказания первой медицинской помощи при ранении иглой, порезах;

общие сведения о простейших и усложненных швах, основные приемы и материалы, применяемые в вышивке;

возможности применения готового изделия в быту и в одежде.

Учащиеся должны уметь:

определять начало работы на схеме и на ткани;

закреплять рабочую нитку на ткани без узла;

высчитывать расстояние начала заготовки и ее конца;

уметь ориентироваться в условных обозначениях.

Учащиеся должны владеть:

техникой выполнения простейших ручных швов;

безопасными приёмами работы с иглой и ножницами;

закрепление изделия в пяльцы;

подготовкой нитей мулине к работе;

правильной посадкой и постановкой рук во время работы.


 


 

Календарно – тематический план

п/п

Тема занятия

Теория, час

Практические работы, час

Общее количество часов

1

Ручная вышивка

1

1

2

2

Начальные знания по вышивке

1

1

2

3

Простейшие ручные швы. Классификация простейших швов

1

1

2

4

Программа CorelDraw.

1

1

2

5

Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw.

1

1

2

6

Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки.

2

2

7

Вышивание рисунка.

2

2

8

Защита готового изделия.

2

2

9

Усложненные швы для ручной вышивки.

1

1

2

10

Типы цветов. Цветовой круг.

1

1

2

11

Цветовые гармонии.

1

1

2

12

Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки.

 

2

2

13

Виды вышивок.

1

1

2

14

Отделка и влажно – тепловая обработка готового изделия.

1

1

2

15

Завершение вышивки.

 

2

2

16

Оформление готового изделия.

 

2

2

17

Защита и анализ готового изделия.

 

2

2

Итого часов:

34 часа

 

Cодержание учебного курса

Теория

Тема 1. Ручная вышивка

Общие сведения из истории ручной вышивки. Применение готовых изделий из ручной вышивки в быту.

Тема 2. Начальные знания по вышивке

Определение длины рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани. Способы закрепления нити на ткани.

Тема 3. Простейшие ручные швы. Классификация простейших швов

Классификация простейших ручных швов «за иголку», «вперед иголку», «строчкой», «тамбур», «козлик», «набор». Стебельчатый, петельный шов.

Тема 4. Программа CorelDraw. Интерфейс программы CorelDraw

Общие сведения, понятия о программе CorelDraw. Интерфейс программы CorelDraw. Знакомство с основными инструментами, используемые для построения схемы ручной вышивки в данной программе.

Тема 5. Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw

Основные понятия о цвете ниток для вышивания в композиции. Вместе с учащимися присвоить условные обозначения цветам ниток для удобной работы по схеме вышивки. Познакомить детей с основами композиции.

Тема 6. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки

Ознакомление с материалами и инструментами ручной вышивки и научить ими пользоваться. Воспитывать аккуратность и бережливое отношение к инструментам.

Тема 7. Вышивание рисунка

Тема 8. Защита готового изделия

Тема 9. Усложненные швы для ручной вышивки

Классификация усложненных ручных швов «за иголку», «вперед иголку», «строчкой», «тамбур», «козлик», «набор». Стебельчатый, петельный шов.

Тема 10. Типы цветов. Цветовой круг

Хроматические и ахроматические цвета. Значение цвета в вышивке. Понятие цветовой круг. Основные цвета. Цвета 2-го порядка. Цвета 3-го порядка.

Тема 11. Цветовые гармонии

Виды цветовых гармоний: гармония пастельного комбинирования, гармония противоположных цветов, монохромная гармония, гармония равнобедренного треугольника, гармония по принципу триады. Способы комбинирования цветовых гармоний.

Тема 12. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки

Тема 13. Виды вышивок

Виды вышивок: белая гладь, Владимирская гладь, вышивка решелье.

Тема 14. Отделка и влажно – тепловая обработка готового изделия

Виды влажно – тепловой обработки. Способы выведения пятен на вышивки и хранения готового изделия.

Тема 15. Завершение вышивки

Тема 16. Оформление готового изделия

Способ оформления готовой вышивки в рамке. Способ защиты вышивки от пыли.

Тема 17. Защита и анализ готового изделия

Практика

Тема 1. Ручная вышивка

История ручной вышивки. Ручная вышивка как декоративно – прикладное искусство. Популярность вышивки на сегодняшний день.

Тема 2. Начальные знания по вышивке

Определение длины рабочей нити, способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани и способы закрепления нити на ткани.

Тема 3. Простейшие швы для ручной вышивки. Классификация простейших швов

Технология выполнения швов «за иголку», «вперед иголку», «строчкой», «тамбур», «козлик», «набор». Стебельчатый, петельный шов.

Тема 4. Программа CorelDraw

Правила пользования основными инструментами в программе CorelDraw, которые необходимы для разработки схемы ручной вышивки.

Тема 5. Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw

Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw по инструкционной карте.

Тема 6. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки

Раскрой ткани для вышивки. Определение центра вышивки на схеме и на ткани.

Тема 7. Вышивание рисунка

Вышивание рисунка с помощью разработанной схемы. Исправление ошибок при неправильном выполнении ручных швов при вышивании изделия.

Тема 8. Защита готового изделия

Защита разработанной схемы в программе CorelDraw и защита готового изделия. Определение качества готового изделия.

Тема 9. Усложненные швы для ручной вышивки

Выполнение усложненных ручных швов.

Тема 10. Типы цветов. Цветовой круг

Разработка схемы вышивки в программе CorelDraw (в хроматических или ахроматических цветах).

Тема 11. Цветовые гармонии

Выполнение рядов крестиков в цветовых гармониях.

Тема 12. Виды вышивок

Вышивка растительного мотива «Белой гладью».

Тема 13. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки

Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки. Раскрой ткани. Перенос рисунка на ткань.

Тема 14. Отделка и влажно – тепловая обработка готового изделия

Продолжение вышивки по разработанной схеме в программе CorelDraw.

Тема 15. Завершение вышивки

Завершение вышивки по разработанной схеме в программе CorelDraw.

Тема 16. Оформление готового изделия

Оформление готового изделия в рамку.

Тема 17. Защита и анализ готового изделия

Защита и оценка готового изделия учащимися – реферат.

Формы, методы и технологии обучения

Форма – это способ, характер взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым предметом. На уроках технологии установились 3 основные формы учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

фронтальная.

В процессе обучения школьников по курсу «Рукоделие. Разработка схем вышивок в программе CorelDraw» применяются следующие формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. [22]

Фронтальная форма обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одну и ту же работу или одинаковые задания. При такой форме учителю значительно легче работать. Недостаток этой формы обучения заключаются в том, что из – за разного темпа работы учащихся фронтальность нарушается.

В наше время существует много различных методов организации учебных занятий, но ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме. При выборе метода обучения какого – либо урока необходимо опираться на цели урока, этап урока и на содержания обучения. [22]

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и ученика, направленная на решение дидактических задач.

Классификация методов обучения:

Словесный метод обучения.

Наглядный метод обучения.

Практический метод обучения.

Метод самостоятельной работы.

Метод контроля и самоконтроля.

При изучении данного элективного курса мы рекомендуем применять словесные, наглядные и практические методы, а также метод контроля и самоконтроля:

Словесный метод обучения предполагает объяснение, рассказ, беседу, проводить лекции. На элективном курсе рассказ и объяснение применяется при изложении новой темы, инструктирование применяется перед выполнением учащихся практической работы.

Наглядный метод обучения, потому что предполагается показывать учащимся иллюстрации, плакаты, карты, презентации.

Наглядный метод обучения делится на 2 группы: метод иллюстрации, метод демонстрации.

Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстраций и пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, инструкционных карт, картин и так далее.

Метод демонстрации обычно связан с демонстрацией приборов, показ кинофильмов, презентаций.

Наглядные методы применяются на следующих темах:

Практический метод обучения. Учащимся даются упражнения по выполнению приемов, операций. Практический метод используется на всех уроках для закрепления новых ЗУН.

Метод контроля и самоконтроля, потому что предлагается рабочая тетрадь с заданиями для закрепления того или иного учебного материала. С помощью этого метода определяется результативность учебно – познавательной деятельности учащихся. Существуют такие методы, как текущее наблюдение, устный опрос, письменная проверка, проверка домашних работ, проверочные практические работы.

  1. тема № 2. Начальные знания по вышивке;

    тема № 3. Простейшие ручные швы. Классификация простейших швов;

    тема № 4. Программа CorelDraw;

    тема № 5. Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw;

    тема № 9. Усложненные швы для ручной вышивки;

    тема №10. Типы цветов. Цветовой круг;

    тема №11. Цветовые гармонии.

Рабочая тетрадь предусмотрена для всех занятий.

Средство контроля

В процессе обучения школьников по курсу «Рукоделие. Разработка схем вышивок в программе CorelDraw» применяются следующие средства контроля:

Тестирование.

Мы считаем, что для выявления уровня знаний, умений и навыков, учащихся самый оптимальный способ – тестирование.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств учащихся, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения учащимися ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. [23]

Работа с рабочей тетрадью.

Рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в аудитории или дома непосредственно на ее страницах.

Мы считаем, что рабочая тетрадь является важной составляющей элективного курса, т.к. в ней подобраны все задания, тесты, вопросы к каждой теме элективного курса (Прил. 1).

Устный опрос – вопросы.

Мы считаем, что такое средство контроля как вопрос является дополнением к контролю знаний учащихся.

Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся.

Защита и анализ

Мы считаем, что защита и анализ творческого проекта позволяет учащимся углубиться в работу с помощью которого получают новые знания и умения.

Любой проект – это набор задач, которая ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить работу любой степени сложности.

Учебно – методические средства обучения


Основная литература:

Симоненко, В. Д. Технология. Трудовое обучение. Для учащихся 5 – 7 классов / В. Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2011. – 256 с.

Симоненко, В. Д., Хотунцев, Ю. С. «Технология. Трудовое обучение» 5 – 11 классы / В. Д. Симоненко, Ю. С. Хотунцев – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература:

Коврова, Н. Вышивка крестом. Цветы / Н. Коврова – М.: Внешсигма, 2008 – С. 7.

Сотникова, Н. А. Вышивка для начинающих и не только / Н. А. Сотникова – М.: ВЕЧЕ, 2010 – 4 с.

Хапилина, И. А. Вышивка. Простейшие швы / И. А. Хапилина – М.: Пресс, 2009 – 7 с.

Еременко Т. И. Вышивка. Техника. Приемы. Изделия / Т. И. Еременко – М.: «АСТ–ПРЕСС», 2009 – С. – 76.

Электронные ресурсы:

Вышивка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://potomy.ru

Программа CorelDraw [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iworld.ru

В данной литературе учащиеся смогут познакомиться с инструментами и приспособлениями для вышивания, изучить каждый инструмент. А также Изучить простейшие и усложненные швы, последовательность и технологию выполнения каждого шва. Просмотреть представленные картины, панно вышитыми простейшими или усложненными швами.

Ознакомиться с влажно – тепловой обработкой, способом хранения, оформлением готового изделия.

Мы с научным руководителем посоветовались и решили, что изучение данного списка литературы поможет учащимся ответить на те вопросы, которые им не понятны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению// Управление. – 2009.

Вышивка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://potomy.ru

Декоративно – прикладное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artdrawing.ru

Еременко, Т. И. Вышивка. Техника. Приемы – М.: АСТ – Пресс, 2009. – С. 76.

Коврова, Н. Вышивка крестом. Цветы – М.: Внешсигма, 2011 – С. 7.

Методика обучения технологии 5 – 9 классы / А. К. Башенков [и др.]; М.: Дрофа, 2004. – 220 с.

Насырова, Э. Ф. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству (курсовые работы): метод. пособие / Э. Ф. Насырова; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – 24 с.

Образовательная область «Технология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru

Предмет «Технология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

Программа CorelDraw [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iworld.ru

Простейшие швы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://handmade crafts.ru

Рожнев, Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских/ Я. А. Рожнев – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.

Сасовой, И. А. Технология: уч. пособие для 5 классов. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.

Симоненко, В. Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана – Граф, 2001. – 256 с.

Сотникова, Н. А. Вышивка для начинающих и не только – М.: ВЕЧЕ, 1999. – 4 с.

Хапилина, И. А. Вышивка. Простейшие швы – М.: Пресс, 2004 – 7 с.

Цвет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// mikhalkevich.narod.ru

Выгонов, В. В. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки – М.: Первое сентября, 2010. – 254 с.

Свиридова, О. В. Изобразительное искусство 5 класс – М.: Волгоград, 2007. – 170 с.

Элективные курсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru

Новикова, И. В. Обучение вышивке в детском саду – М.: Ярославль. Академия развития, 2009. 78 с.

Кругликов, В. Г. Методика профессионального обучения с практикумом – М.: ГРАФ, 2006.

Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2007. – 78 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема №1. Ручная вышивка – письменный опрос

Отгадай загадки:

Тонка, одноуха, остра__________________________________________

Стежок за стежком встали рядком________________________________

Из этого ведерка нельзя воды напиться____________________________

Остра как игла, а шить не годится________________________________

Два конца, два кольца, по середине гвоздик________________________

Тема №2. Начальные знания по вышивке – письменный опрос

Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово или выражение.

Перснаток, агил, аткьн, окстеж, млинуе.

__________________________________________________________________

Мстетаь, нитсуремтны, цынинож.

__________________________________________________________________

Декорулеи, вкашыви, позимокцяи, тенмаорн.

__________________________________________________________________

Днила робачйе тини, Тхенолоигя выраикнияав инатк.

__________________________________________________________________

Тема №3. Простейшие ручные швы. Классификация простейших швов – письменный опрос

К рисункам простых ручных швов подберите названия.

Название шва

Эскиз

 

1

«За иголку»

а

2

«Вперед иголку»

б

3

«Строчкой»

в

 

4

«Тамбур»

г

 

5

«Козлик»

д

 

6

«Стебельчатый» шов»

 

 

7

«Петельный» шов

е

 

Ответы:

1__________________

2__________________

3__________________

4__________________

5__________________

6__________________

7__________________

Тема №4. Программа CorelDraw – письменный опрос

Допишите буквы и вы сможете прочитать интерфейс программы CorelDraw.

Тема №5. Разработка схемы ручной вышивки в программе CorelDraw – письменный опрос

Расшифруйте слова, используемые во время ручной вышивки, двигаясь от буквы к букве по веревочкам. Начальная буква слова обозначена стрелочкой, указывающей направление движения.

Тема №6. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки – письменный опрос

Используя данные буквы, определите понятия, которые встречаются во время ручной вышивки, и заполните не хватающие буквы.


 

п

 

л

Ь

 

ы

 

о

 

н

 

м

е

н

 


 

м

 

л

   

е


 

 

а

н

в

   

т

 

а

н

 


 

в

 

ш

 

в

 

л

 

н

 

я

 

и

 

о

л

   

Тема №7. Вышивание рисункаписьменное задание

Алгоритм создания творческого проекта:

      1. Определение цели.

        Теоретическая часть.

        Этапы выполнения.

        Последовательность создания творческого проекта.

Тема №8. Защита готового изделия

Критерии:

Сообщение темы, цели.

Знакомство одноклассников с теоретической частью.

Этапы выполнения.

Последовательность выполнения.

Творческий проект должен быть представлен с презентацией, аккуратно оформлен (края обработаны, оверложены).

Тема №9. Усложненные швы для ручной вышивки – письменный опрос

К рисункам усложненных ручных швов подберите названия.

Название шва

Эскиз

1

«полукрест»

а

2

«простой крест»

б

3

«неполный крестик»

в

4

«удлиненный крест»

г

5

«рисовый шов»

д

Ответы:

1_________________

2_________________

3_________________

4_________________

5_________________

Тема №10. Типы цветов. Цветовой круг – письменный опрос

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

Инструмент для раскроя ткани и обрезания ниток.

Ряд повторяющихся стежков.

Устройство, применяемое для изготовления изделий.

Прибор для влажно – тепловой обработки ткани и швейных изделий.

Деятельность, порождающая качественно новое в изделиях и услугах.

По вертикали:

Колпачек, предохраняющий от укола иглы.

Наука об умении, мастерстве и искусстве.

 

6/1

           

2

               
   
 

3

               

7

   
         

4

         
       
     
   

5

                     
 

Тема№11. Цветовые гармонии – письменный опрос

Ответьте на следующие вопросы:

Сколько основных цветов в спектре?___________________________________________________________

Перечислите основные цвета спектра? _______________________________________________________________

Перечислите, какие цвета принято считать слабо окрашенными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие цвета относятся к смешанным?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как проверить линяют ли нити?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема№12. Подготовка инструментов и приспособлений для вышивки – письменный опрос

Какие типы цветов вы знаете?

Дайте определение понятию ахроматические цвета.

Дайте определение понятию хроматические цвета.

Какие инструменты используются для рисования схем вышивки в программе CorelDraw?

Тема №13. Виды вышивок – тест

Очень тонкая вышивка. Она выполняется тонкой иглой белыми нитками по белому фону (отсюда и название) на тонких тканях.

Белая гладь.

Владимирская гладь.

Вышивка ришелье.

История этого шва уходит еще в древние времена и тесно связана с золотым шитьем.

Вышивка ришелье.

Белая гладь.

Владимирская гладь.

С этой вышивки помощью можно создавать великолепные салфетки, дорожки и скатерти самого разного назначения. Сегодня этот вид вышивки выполняется как вручную, так и с помощью швейной машины.

Владимирская гладь.

Белая гладь.

Вышивка ришелье.

Ответы: 1. ____ 2. _____3. _____

Тема №14. Отделка и влажно – тепловая обработка готового изделия – письменный опрос

Начиная от края, прочитайте слова из терминологии, применяемой при изучении раздела «Рукоделие». Из букв, спрятанных за штриховкой, отгадав их, составьте ключевое слово, запишите его.

Ответ________________________________________________________

Тема№15. Завершение вышивки – устный опрос

Группа инструментов для изменения формы в CorelDraw.

Группа инструментов обрезки и удаления в CorelDraw.

Группа инструментов для изменения масштаба в CorelDraw.

Строка меню. Строка заголовка. Стандартная панель CorelDraw.

Тема№16. Оформление готового изделия – письменное задание

Алгоритм создания и оформления творческого проекта:

определение цели;

теоретическая часть;

этапы выполнения;

последовательность создания творческого проекта.

Тема№17. Защита и анализ готового изделия

Критерии:

Сообщение темы, цели.

Знакомство одноклассников с теоретической частью.

Этапы выполнения.

Последовательность выполнения.

Творческий проект должен быть представлен с презентацией, вышитое изделие аккуратно оформлено в рамке.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.