Методическая разработка «Азотсодержащие органические вещества» (Химия, 10 класс)

4
0
Материал опубликован 19 August 2023

Тема урока: «Азотсодержащие органические вещества».

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся о составе, строении и свойствах классов азотсодержащих органических соединений.

Задачи:

1) повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).

2) уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.

3) уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между различными классами углеводородов, составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров, решать расчетные задачи на определение формул углеводородов.

4) развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; выделять главное, сравнивать, обобщать.

5) прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.

6) формировать чувство сотрудничества, коллективизма, чувство товарищества, коммуникативности;

7) воспитывать толерантность при работе в группах, положительной мотивации к процессу обучения

8) развиватьь практические умения при решении экспериментальных задач

Тип урока: обобщающий

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, лабораторные штативы с набором пробирок.

Реактивы:

Ход урока:

1. Мотивационный этап (7 мин.)

- организационный момент;

- мотивационный момент;

- актуализация знаний.

2. Операционный этап (30 мин.)

3. Аналитический этап (8 мин.)

выполнение цели и задач урока (рефлексия);

подведение итогов.







Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный этап.

1. Приветствую учащихся, определяю их готовность к уроку.

2. Формулировка темы и цели урока.

Название его происходит от древнегреческого слова «безжизненный», так назвал газ Антуан Лавуазье. Это увлекательный элемент с множеством уникальных свойств и применений, связанных с динамитами, медицинскими анестетиками и даже гоночными автомобилями. Он присутствует во всех живых организмах, включая человеческое тело и растения.

Впервые обнаружить его удалось сразу трем химикам — Дэниэлу РезерфордуГенри Кавендишу и Джозефу Пристли. Но первым, кто сумел открыть его свойства, стал Дэниэл Резерфорд.

- без азота нет белка, а без белка нет жизни

- какую роль играют азотсодержащие органические вещества?

Приветствуют учителя.

- о каком элементе и веществе идет речь?

- мы с вами будем говорить о каких веществах?

Учащиеся формулируют тему и цель урока.












- молекулы аминокислот – это те кирпичики, из которых построены все растительные и животные белки; аминокислоты, необходимые для построения белков организма, человек и животные получают в составе белков пищи;

- аминокислоты необходимы в качестве лечебного средства при некоторых, после опраций при сильном истощении

- некоторые аминокислоты применяются в сельском хозяйстве для подкормки животных, что положительно влияет на их рост;

- имеют техническое значение: аминокапроновая и аминоэнантовая кислоты образуют синтетические волокна – капрон и энант.

- белки входят в состав всех живых организмов. Мышцы, кости, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, шерсть, кровь — все это белковые вещества.

Растения синтезируют белки из углекислого газа и воды за счет фотосинтеза. Животные организмы получают, в основном, готовые аминокислоты с пищей и на их базе строят белки своего организма.

Ни один из известных нам живых организмов не обходится без белков. Белки служат питательными веществами, они регулируют обмен веществ, исполняя роль ферментов – катализаторов обмена веществ, способствуют переносу кислорода по всему организму и его поглощению, играют важную роль в функционировании нервной системы, являются механической основой мышечного сокращения, участвуют в передаче генетической информации и т.д.





Операционный этап – обобщение материала

I. Строение, номенклатура, изомерия азотсодержащих соединений.

1. Найдите формулы изомеров. Укажите названия этих соединений.

2. Какое из веществ является гомологом

амина л

3. Какие из перечисленных аминов являются вторичными?

4. Укажите формулы ароматических аминов, назовите их.

5. Укажите формулу дипептида и назовите это вещество.

Осуществите взаимопроверку с соседом.


II. Получение аминов и аминокислот.

Выберите задание, соответствующее своему уровню знаний, попробуйте его сделать.

1. Получите вещество л из бензола

2. Дана цепочка превращений

в (+X1) → е (+X1) → г (+X1) → X2

3. Предложите способ получения б из метана


III. Работа в паре. Решите задачу.

В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр.


IV. Экспериментальное задание.

1) провести исследование на наличие белка в молоке и курином яйце.

2) провести реакцию, характеризующую основные свойства анилина.



1. А, Г, К (А – метилэтиламин,

Г – триметиламин, К – пропиламин)

2. И


3. А, Е


4. И, Л


5. З – глицин – аланин



Учащиеся выбирают задания, соответствующие своему уровню подготовки







Работают в паре. Расчет приводят на доске одна из пар.

Ответ: в сутки: 600 г мяса, 667 г рыбы, 353 г сыра; в месяц: 18 кг мяса, 20 кг рыбы, 10,6 кг сыра; в год: 219 кг мяса, 243 кг рыбы, 129 кг сыра.




​​​​​​​ Работают в паре. Обсуждают результаты исследования.

Аналитический этап

Оцените свою работу на уроке





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации