Методическая разработка «Азотсодержащие органические вещества» (Химия, 10 класс)
Тема урока: «Азотсодержащие органические вещества».
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся о составе, строении и свойствах классов азотсодержащих органических соединений.
Задачи:
1) повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
2) уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
3) уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между различными классами углеводородов, составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров, решать расчетные задачи на определение формул углеводородов.
4) развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; выделять главное, сравнивать, обобщать.
5) прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.
6) формировать чувство сотрудничества, коллективизма, чувство товарищества, коммуникативности;
7) воспитывать толерантность при работе в группах, положительной мотивации к процессу обучения
8) развиватьь практические умения при решении экспериментальных задач
Тип урока: обобщающий
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, лабораторные штативы с набором пробирок.
Реактивы:
Ход урока:
1. Мотивационный этап (7 мин.)
- организационный момент;
- мотивационный момент;
- актуализация знаний.
2. Операционный этап (30 мин.)
3. Аналитический этап (8 мин.)
выполнение цели и задач урока (рефлексия);
подведение итогов.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Мотивационный этап. | ||
1. Приветствую учащихся, определяю их готовность к уроку. 2. Формулировка темы и цели урока. Название его происходит от древнегреческого слова «безжизненный», так назвал газ Антуан Лавуазье. Это увлекательный элемент с множеством уникальных свойств и применений, связанных с динамитами, медицинскими анестетиками и даже гоночными автомобилями. Он присутствует во всех живых организмах, включая человеческое тело и растения. Впервые обнаружить его удалось сразу трем химикам — Дэниэлу Резерфорду, Генри Кавендишу и Джозефу Пристли. Но первым, кто сумел открыть его свойства, стал Дэниэл Резерфорд. - без азота нет белка, а без белка нет жизни - какую роль играют азотсодержащие органические вещества? | Приветствуют учителя. - о каком элементе и веществе идет речь? - мы с вами будем говорить о каких веществах? Учащиеся формулируют тему и цель урока. - молекулы аминокислот – это те кирпичики, из которых построены все растительные и животные белки; аминокислоты, необходимые для построения белков организма, человек и животные получают в составе белков пищи; - аминокислоты необходимы в качестве лечебного средства при некоторых, после опраций при сильном истощении - некоторые аминокислоты применяются в сельском хозяйстве для подкормки животных, что положительно влияет на их рост; - имеют техническое значение: аминокапроновая и аминоэнантовая кислоты образуют синтетические волокна – капрон и энант. - белки входят в состав всех живых организмов. Мышцы, кости, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, шерсть, кровь — все это белковые вещества. Растения синтезируют белки из углекислого газа и воды за счет фотосинтеза. Животные организмы получают, в основном, готовые аминокислоты с пищей и на их базе строят белки своего организма. Ни один из известных нам живых организмов не обходится без белков. Белки служат питательными веществами, они регулируют обмен веществ, исполняя роль ферментов – катализаторов обмена веществ, способствуют переносу кислорода по всему организму и его поглощению, играют важную роль в функционировании нервной системы, являются механической основой мышечного сокращения, участвуют в передаче генетической информации и т.д. | |
Операционный этап – обобщение материала | ||
I. Строение, номенклатура, изомерия азотсодержащих соединений. 1. Найдите формулы изомеров. Укажите названия этих соединений. 2. Какое из веществ является гомологом амина л 3. Какие из перечисленных аминов являются вторичными? 4. Укажите формулы ароматических аминов, назовите их. 5. Укажите формулу дипептида и назовите это вещество. Осуществите взаимопроверку с соседом. II. Получение аминов и аминокислот. Выберите задание, соответствующее своему уровню знаний, попробуйте его сделать. 1. Получите вещество л из бензола 2. Дана цепочка превращений в (+X1) → е (+X1) → г (+X1) → X2 3. Предложите способ получения б из метана III. Работа в паре. Решите задачу. В суточный рацион человека должно входить 100-120г белка. Содержание белка в мясе составляет 18–20%, в рыбе 18%, в сыре 34 %. Какая масса мяса требуется человеку в течение месяца, года? Сделайте подобный расчёт на рыбу и на сыр. IV. Экспериментальное задание. 1) провести исследование на наличие белка в молоке и курином яйце. 2) провести реакцию, характеризующую основные свойства анилина. | 1. А, Г, К (А – метилэтиламин, Г – триметиламин, К – пропиламин) 2. И 3. А, Е 4. И, Л 5. З – глицин – аланин Учащиеся выбирают задания, соответствующие своему уровню подготовки Работают в паре. Расчет приводят на доске одна из пар. Ответ: в сутки: 600 г мяса, 667 г рыбы, 353 г сыра; в месяц: 18 кг мяса, 20 кг рыбы, 10,6 кг сыра; в год: 219 кг мяса, 243 кг рыбы, 129 кг сыра. | |
Аналитический этап | ||
Оцените свою работу на уроке | |