Доклад «Балалайка-Дала фала фандыр»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»
«Балалайка-Дала фæндыр»
(доклад)
Составитель: Педагог дополнительного образования Баскаева Маргарита Витальевна
г.Владикавказ 2020г
Балалайка относится к группе ударно-щипковых музыкальных инструментов. Исполнитель извлекает звук исключительно при помощи пальцев: либо щипком по одной или нескольким струнам, либо ударом по ним. Первые упоминания о балалайке в России относится к началу 18 века. А уже через сто лет этот инструмент имел чрезвычайно широкое распространение в народе. Будучи чуть ли не самым любимым старинным русским и народным инструментом, балалайка вышла на концертную эстраду и обязана эти, прежде всего, замечательному русскому музыканту и общественному деятелю Василию Васильевичу Андрееву. Он распознал скрытые возможности инструмента и затем усовершенствовал его и выучился превосходно играть на балалайке. Андреев создал первый оркестр народных инструментов , с которым совершил триумфальную поездку по крупнейшим городам.
Рассматривая балалайку как доступное средство распространения музыкальной культуры в массы, Андреев организовал курсы по обучению игре учителей сельских школ и военнослужащих. По всей России возникли самодеятельные оркестры народных инструментов. «Балалайка в руках Андреева превращается в самый чарующий по мягкости звуков инструмент. Можно с уверенностью сказать , что балалайке доступны музыкальные эффекты, о которых едва ли снилось россиянам, стыдившихся своего доморощенного инструмента…» «Балалаечный Паганини» - так назвал Андреева один из музыкальных критиков того времени. Созданный Андреевым ансамбль в репертуаре играл в начале все на слух. Большинство музыкантов не знали нот. Андреев начал обучать участников ансамбля нотной грамоте. Деятельность Андреева вызвала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Первое знакомства осетин с русской балалайкой произошло на рубеже 18-19 веков в процессе культурных контактов осетин с терским казачеством. Балалайка оказалась близкой «родственницей» осетинского дала-фæндыр, имевшего похожую деревянную деку с отверстием, гриф и так же, как и на балалайке при помощи щипка. Близкое сходство этих инструментов определило их дальнейшую судьбу. Усложнение технологий изготовления балалаек в России, их производство на профессиональной основе, а вместе с тем и рост качественных характеристик инструмента , в частности, его акустических данных, привели в Осетии не вытеснению дала-фæндыр, а к его замене.
Дала-фæндыр в осетинском музыкальном инструментарии является инструментом семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым перебором струн указательным и безымянным пальцами. С активным вхождением в музыкальный быт народа русской балалайки звукоизвлечение, бряцание или щелканье – что существенно повлияло как на конструкцию инструмента (струны из конских волос, не выдерживавшие бряцания, заменялись жильными и даже металлическими), так и на его репертуар.
Осетинский народный инструмент дала-фандыр, некогда практически забытый, теперь не просто снова зазвучал, но и набирает популярность. Во многом этому способствует ансамбль народной музыки, руководит которым Зема Агнаева. Популяризовать традиционную музыку помогают и ее курсы, которые могут посещать бесплатно все желающие.
Дала-фандыр – старинный осетинский инструмент. Раньше, до появления гармоники, его использовали вечерами на праздниках наши предки. Однако со временем дала-фандыр, как и другие национальные инструменты, был незаслуженно забыт.В прошлом дала-фæндыр был преимущественно сольно аккомпанирующим, сопровождающим пение и танцы инструментом. Исполнялись на нем соло и некоторых песенные мелодии. Под его аккомпанемент пелись лирические (любовные), бытовые песни, сопровождавшие танцы и.т. д. Понятно, что сила звука оставляла желать большего, и это не могло не сказываться на желании исполнителей как – то усилить его звучание. И как бы ни было велико исполнительское мастерство отдельных соло-инструменталистов, проблема достижения большей силы звучания инструмента долго оставалась переменной, хотя отдельными исполнителями и делались попытки в этом направлении.
В настоящее время оркестр из реконструированных дала-фæндыров является единственным в Осетии оркестром на нотной основе, функционирующим (в основном как аккомпанирующая группа) в составе государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд». Репертуар его достаточно обширен и разнообразен. За время своего существования (с 1940г.) данный оркестр сыграл важную роль в деле пропаганды осетинской народной и профессиональной музыки, творчества молодых осетинских композиторов, произведений русской и западноевропейской классики.
Список используемой литературы
«Идеи дружбы и интернационализма в осетинском советском искусстве, Орджоникидзе, 1986г.
«Наука и жизнь», Москва, 1989., №8
«музыкальная культура осетин», Владикавказ, 2004г.