Сценарий «Бала литературных героев»

2
0
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

«Литературный бал»

Цель: показать историю возникновения Бала, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки.

Задачи:

показать красоту и многообразие танцев исполняемых на балах и долговечность вальса, описанного в русской классической литературе;

привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы;

приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры;

повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

(В темноте на сцене со свечами в руках.)

Нужен осветитель.

Ведущий : Я свечи зажигаю и молчу.

И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,

Рукою тьмы притронувшись к плечу.

Впервые бала зажигаю свечи.

ведущая: От танца к танцу по невидимой дороге,

От кринолинов и корсетов до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,

Где танцы появлялись вновь и вновь.

Ведущий : Что же гостям ждать нашим здесь от бала?

Сейчас расскажем не тая,

Чтоб наша честь не пострадала,

Представить рады вам, друзья,

Ведущая : Бал в стиле века золотого,

Чтоб в каждом воспарили вновь,

К Отчизне, к Родине любовь!

(в зале зажигается яркий свет)

Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

Ведущий . По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.

Ведущая . На балу присутствуют: графиня (перечисляют официальных гостей).

Ведущая: Участники бала: (участники проходят по сцене)

Чета Гринёвых, Петр Андреевич и Марья Ивановна

Князь Печорин и Бэла

Евгений Онегин и Татьяна  Ларина

А.С. Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова

Графиня Наташа Ростова, Графиня Ростова и князь Андрей Болконский, граф Пьер Безухов

Марья Гавриловна и полковник Бурмин

 

Участники бала расположились на сцене и ведут беседу:

Печорин: (обращаясь к Гриневу): вы давно в столице, Петр Андреевич?

Гринев:-нет-с , только пожаловали, императорский двор пригласил-с на бал.

Печорин: -Ах, эти балы! (Печорин, поморщившись)

Бэла: -а что это-бал?

Печорин: А это, душа моя, танцевальные празднества, введенные еще государём Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей.(зевает)

Ведущая : Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Ведущий: И название им велено было дать ассамблеи. А позже они стали именоваться балами. Слово «бал» старофранцузское , раньше означало «танцевать, прыгать».

Ведущая: на балах было принято не только танцевать и общаться, но и устраивать благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование. 
Евгений Онегин: известно также, что хозяин дома, где проводился бал, должен иметь, на чем гостей посадить, чем их потчевать и чем осветить комнаты. А вообще-то, как сказал поэт,

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать.

-Так давайте же танцевать!- радостно захлопала в ладоши Бела.

(звучит полонез, все гости танцуют., можно пригласить гостей из зала)

Ведущий: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство. 

Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. 
Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!  А почему этот танец называется польским?
Ведущий : Потому что "полонез” родился в Польше. На Руси его называли "польский танец” или "ходячий разговор”.
Ведущая : "Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать?
Ведущий : Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

Ведущая: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена.

Ведущий :Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

Ведущая. Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Ведущая . Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком стоят, 
А за окном шумят метели, 
И звуки вальса вновь звучат!( легкая мелодия вальса фоном, в зале темно ,освещена только Наташа Ростова пятном.)

(на сцене проекция дворца, парадных лестниц)

Пред входом на сцену: Наташа Ростова (взволнованно, под музыку): Осталось совсем немного…Я чувствую, как наш экипаж замедляет ход, и камердинер распахивает дверь. О боже, какая впереди длинная лестница! Неужели у меня хватит сил подняться по ней и войти внутрь этого солидного дома? Боже, я так волнуюсь… Ведь это мой первый выход в свет…А потом меня ждут захватывающие танцы. Я так этого жду!

Вперед выходят Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Безухов: Князь! Болконский! (Болконский поворачивается к нему)

Болконский: Граф Безухов! Мое почтение!

Безухов: Князь, Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже – Ростова молодая. Пригласите ее!

Болконский: Где? (крутит головой) 

Пьер кивает головой в сторону Наташи.

Болконский раскланивается с Безуховым и подходит к группе дам. 

Болконский: Мое почтение, графиня Ростова (целует ей ручку)

Графиня: Князь, позвольте Вас познакомить с моей дочерью - Наташей

Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, если графиня помнит

меня (кланяется, берет ее за руку) Прошу Вас на тур вальса.

(вальсирующие танцуют)

Ведущий: мон ами, Очень рад видеть вас всех сегодня на светском балу 19 века.

-Печорин: А ты знаешь, душа моя( обращаясь к Бэле) , что начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. 

Болконский: Да, и промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт! 

Марья Ивановна:- я на балах совсем недавно, но вот услышала, что полька - это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова "половина", потому что основной шаг в польке - половинный!

Ведущая: Популярность польки была необычайна: откладывались даже свадьбы, чтоб научиться танцевать польку!

Ведущий: Итак, Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!
(Танцуют польку.)

Бела: -Ох, закружили! Как вам не совестно было- ведь я у вас на балу в первый раз, у нас на Кавказе таких развлечений нет, я чуть не сбилась с ритма!- Бела, оборачиваясь к Печорину.

Печорин: - Ну порадую тебя, моя пери, исполню твой любимый романс.-Печорин.

Бела все глаза устремляет на Него.

Он исполняет романс из на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»(под гитару)

Ведущая: позже на балах стали проводиться различные игры, фокусы. Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить. 
Вносятся подносы с записками. Каждый гость в зале берет записку. 
ПОЖЕЛАНИЯ НА ПОДНОСЕ.

Ведущий и ведущая, также дамы ( Марья Ивановна, Наташа Ростова, графиня Ростова) разносят пожелания..
Тексты пожеланий: 
• «Найди счастье в дне сегодняшнем!»
• «Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
• «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
• «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
• Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
• «То, что вас ждет, будет прекрасно!»
• «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
• «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
• «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

« Выбрав дорогу, не сворачивай!»

«Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

« Не забывай о себе!»

« Помни, пущенная стрела не возвращается!»

« Найди счастье в дне сегодняшнем!»

« Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

« Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

« Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

« Помни – всё хорошее от человека!»

« Хула на человека нужна, но похвала ему того более необходима и, вероятнее, полезнее хулы»

« Радуйся жизни, она одна!» «Помни: добро порождает добро

ВедущийДа, славен бал возможностями встречи.

И кто событием большим не назовет

На первый взгляд такой обычный вечер,

Который всем, возможно, принесет

Знакомства, радость, отдых нашим чувствам.

А, главное, даст повод показать

Всю прелесть танцевального искусства.

Ведущий: Оказывается, На  балах  тоже выяснялись отношения.  
Ведущая: а я думала только  признания в любви! Хотя нет. А теперь взгляните сюда; вон те двое, будто смущаются друг друга,  хотя, кажется, молодой офицер вот-вот упадёт к её ногам и откроет сердце.
Исполняется сцена из повести «Метель».
Бурмин: Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она, И должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Мария Гавриловна:  Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; но продолжайте, сделайте милость.

 Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы уже готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь. «Слава богу, — сказала горничная, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель».
Сцена продолжается.
Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко .

Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...

Громко музыка.
Ведущая:
Как я рада, что всё так хорошо кончается.
Татьяна Ларина : Ах мон сеньор,(обращается к Евгению Онегину) , пора и отдохнуть. Подайте мне, пожалуйста, вон веер. Я освежиться им желаю.

Входит Евгений Онегин: : в руках маленький лорнет, постоянно наводит на Т.Ларину и говорит:

-Ужели?

Ужель она? Но точно…Нет…

Как! Из глуши степных селений…

Ужель та самая Татьяна

Которой я наедине

Давал уроки в тишине?

Та девочка… иль это сон?...

Та девочка, которой я

Пренебрегал в смиренной доле,

Ужли со мной сейчас она

Так равнодушна, так смела?...

(садится возле нее на колено,берет ее руку, целут руку.Татьяна говорит:)

Я вышла замуж,

вы должны, я вас прошу,

меня оставить;

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю(к чему лукавить),

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

(Татьяна уходит)

Ведщий: Раньше на балах не принято было прямо говорить о чувствах к друг другу. Эмоции дам выражал определенный предмет – веер. Да и к тому же Кокетку 19 века невозможно представить без веера. Каждая красавица знала правила обращения с веером.
Ведущая: Хотя веер находился в руках у женщины, знать все тонкости

тайного языка должны были мужчины.

Ведущие проводят салонную игру «Тайный язык веера»

Ведущая: КОНКУРС «ЯЗЫК ВЕЕРА» попробуйте угадать, что значат
на языке веера следующие фразы:
— “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке. 
— “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце. 
— “Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу. 
– “Я хочу с тобой танцевать“ – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.

— “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха. 

Марья Ивановна: -мон ами, а есть какой-то единый порядок в танцах? Или на усмотрение хозяев бала?

Петр Гринев:- Да, моя душенька, В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

Ведущий: Ах, как прекрасна юности пора!

И первая любовь и первые потери…

Подбегает к сидящим и рассказывает:

Дама1:: Господа! Слыхали новость! Пушкин женится!

Дама2: Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

Дама3: Но кто же она?

Дама1: Мадемуазель Натали, самая младшая из 3-х сестер Гончаровых.

Дама2: Брак для поэта – это такая проза!

Дама3: Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России. Ах, Пушкин ,вы здесь, простите наше любопытство. Расскажите, где вы познакомились с Натальей Николаевной*

ПУШКИН. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но Вяземский – уговорил…

Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

А из особняка доносились звуки мазурки. И в больших окнах мелькали силуэты нарядных дам и кавалеров.

Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр что - то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая - то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее - в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых ... Я шагнул навстречу своей судьбе

ПУШКИН. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю еще более твоего лица...

НАТАЛИ. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе... Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет...

Пушкин:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.(целует руку)

(танец мазурка)

Ведущий: самое время для мазурки, господа ! в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Все танцуют мазурку.

Ведущая : Как жаль,что такой веселый и зажигательный танец вскоре будет забыт .

Ведущий: : мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши.
Ведущая : Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка.

Ведущий:. После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку. Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.(игра с залом)

Дама1:  Это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

Дама2 : Эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла. (Ольга Ларина)

Дама3 . Букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Дама1: Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Дама2: Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

Дама3:. А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Дама1:Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Дама2: Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

Ведущая А наш бал продолжается. Кстати, при входе каждый из вас получил свой номер. Думаю, вы догадались, что это для игры в “почту”. Можете пригласить на танец приглянувшуюся особу, ведь на балах знакомились, влюблялись и писали письма друг другу.

 

Ведущий: Поэты, дамы, фраки. Бал 
Сегодня нас сюда собрал.
Горят здесь яркие огни,
И мы с тобою не одни.

Ведущая: Ах, этот бал забыть нельзя!
Вокруг меня – мои друзья,
С рассветом – яркий фейерверк,
Карета подана. Был век…

Ведущий:: Дамы и господа! Мы от души благодарим всех участников

и гостей сегодняшнего бала. Надеемся что вы, окунувшись

в прошлое, ощутили дух того времени. Мы рады были

видеть вас! До новой встречи на литературном балу!

Звучит фоновая музыка, участников приглашают на фруктовый фуршет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.