Урок литературы на тему «Баллада Р.Л. Стивенсона "Вересковый мёд": тема, идея, сюжет, композиция» (6 класс)
Урок литературы в 6 классе
Тема: «Баллада Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»: тема, идея, сюжет, композиция»
Цель: создать условия по совершенствованию коммуникативных, образовательных компетенций, совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, способствовать развитию творческих способностей обучающихся, расширить знания по освоению литературных понятий.
Задачи:
– обучающие: познакомить обучающихся с балладой Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд», историей создания произведения; обучить навыкам анализа поэтического текста.
– развивающие: совершенствовать навыки выразительного, аналитического чтения; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; развивать умение обобщать полученную информацию, делать вывод.
– воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от литературного произведения; воспитывать патриотизм, интерес к произведениям зарубежной литературы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: учебник, тетради, портрет Р.Л. Стивенсона, карточки с заданиями.
Ход урока
Героизм – в умении сражаться, даже когда нет оружия. Хорхе Анхель Ливрага Мотивирование на учебную деятельность. Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех видеть и надеюсь на продуктивное сотрудничество на нашем уроке. Актуализация знаний. Дети, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из жанров литературы – балладой и познакомимся с творчеством Роберта Льюиса Стивенсона. Вспомните, что нам известно о жанре баллады? (примерный ответ: это лиро-эпический жанр, повествовательная песня с драматическим конфликтом, баллады близки к легендам и преданиям, появились в Средневековье, в них часто описывали народных героев, таких, как Робин Гуд, баллады писали Шиллер, Роберт Бёрнс, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин ). – Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной балладой «Вересковый мёд», которую написал Р.Л. Стивенсон, Давайте откроем тетради, запишем дату и тему нашего урока. Целеполагание, постановка проблемы. – Предположите, что мы должны с вами сделать на сегодняшнем уроке? (примерные ответы: узнать о жизни Р.Л. Стивенсона, прочитать балладу, проанализировать произведение, найти средства художественной выразительности, раскрыть образы). Поиск путей решения проблемы. – Дети, среди нас есть два ученика, которые занимались предварительным изучением жизни писателя, дадим им слово. (примерный ответ: Роберт Луис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, Шотландия. Его детство было довольно одиноким, компанию ему составляли только двоюродные братья. Это оказало глубокое влияние на его творчество. Стивенсон поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать инженерное дело. Однако это занятие не увлекло его и быстро наскучило. Стивенсон начал изучать право, стал квалифицированным адвокатом, но никогда не занимался этим.Стивенсон стал успешным писателем в 23 года, кроме этого он был моряком, писал стихи, играл на музыкальных инструментах, сочинял музыку, О себе писатель говорил: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа его и похоронили. Самые известные произведения Стивенсона – роман «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»). Слово учителя: Дети, я думаю, многие из вас знакомы с сюжетом романа «Остров сокровищ», он был несколько раз экранизирован. А сегодня мы познакомимся с удивительным произведением писателя – балладой «Вересковый мёд». В её основе лежит средневековое предание «Последний из пиктов», которое рассказывали на юге Шотландии, в графстве Галлоуэй, где, по легенде, перестали существовать пикты. Прежде, чем мы познакомимся с текстом баллады, давайте уясним, кто такие пикты. Пикты – союз кельтоязычных народов, по легенде, это были смелые и отважные воины невысокого роста, расцвет их государства пришёлся на 8 век. Впоследствии они были завоеваны скоттами. Язык пиктов не сохранился, но сохранились изображения, обратите внимание на иллюстации на ваших партах. – Дети, пикты существовали в 8 веке, а баллада написана в 1880 году, как вы думаете, может ли быть случайным тот факт, что через одиннадцать веков Стивенсон заинтересовался пиктами? Давайте познакомимся с содержанием произведения, обратите внимание, мы будем читать перевод баллады с английского языка, сделанный известным детским поэтом Самуилом Маршаком. Решение проблемы. Работа над текстом баллады. Приём «Вслед за автором»
– Прочитаем первые две строфы баллады. Это экспозиция произведения.
– Читаем дальше произведение (следующие 4 строфы).
Цитата | Анализ |
Пришел король шотландский,
|
Примерный ответ: использованы эпитеты «безжалостный король», «бедные пикты». Эпитеты передают авторское отношение к героям. |
Цитата | Анализ |
На вересковом поле, |
Примерный ответ: эпитет «боевое поле» акцентирует внимание на то, что пикты сражались, причём сражение было жестоким, о чём свидетельствуют последние строки строфы. |
3 группа. Докажите, что автор глубоко сожалеет о гибели пиктов, какие средства художественной изобразительности говорят об этом? Какое слово доказывает, что пикты были именно истреблены?
Цитата | Анализ |
В своих могилках тесных, |
Примерный ответ: использованы слова с уменьшительными суффиксами: могилках, малютки. Обращает на себя внимание эпитет «родная земля», именно за неё боролись и погибли пикты. |
4 группа. Сколько времени прошло с момента последних событий? Какая здесь главная мысль? Используйте дополнительные материалы ниже.
Цитата | Анализ |
Лето в стране настало,
|
Вереск – вечнозелёный кустарник, используется в качестве декоративного растения и в качестве медоноса. В разных переводах баллады Стивенсона упоминается не только мёд. но и пиво, эль из вереска. Иными словами, это всё хмельной напиток. Примерный ответ: прошел примерно год, слышится сожаление по поводу того, что не осталось ни одного медовара-пикта. |
– Спасибо за работу. А мы продолжаем чтение (следующие 8 строф).
– О чём размышлял король? Почему он «угрюм»? (примерный ответ: некому варить вересковый мёд).
– Каких героев еще мы здесь увидели? (примерный ответ: вассалы короля нашли двоих пиктов – старого горбатого карлика и мальчика пятнадцати лет).
– Что скажете о них, как себя ведут во время допроса? (примерный ответ: пикты не выдают тайну).
– Давайте дочитаем до конца балладу. (чтение)
– Что предложил отец королю? Зачем он это сделал? Как объяснил? (примерный ответ: старик пообещал раскрыть тайну, но попросил прежде убить сына, потому что стыдно было при нём говорить).
– Дети, как вы думаете, где кульминация произведения? (примерный ответ: гибель сына)
– Как вы думаете, любил ли отец сына? Почему он так жестоко обошёлся с ним? Разве стоила цена тайны верескового мёда жизни сына? Почему? (Приём «Дерево мнений»)
– Дети, а был ли другой выход, скажем, пикты рассказали секрет напитка, и что было бы дальше? Остались бы живы? Понимаем теперь, что отец предпочёл умереть с достоинством?
Слово учителя: Дети, действительно, поступок отца не может оставить нас равнодушными, но давайте попробуем выяснить, что же стоит за этой тайной верескового мёда, которую, кстати, до сих пор никто не знает. Составим кластер:героизм мужественных пиктов | ||
право на свободу | ||
В ересковый мёд | символ родной отнятой земли | |
тысячи погибших пиктов | ||
духовное преимущество перед врагом |
Систематизация знаний. Слово учителя. Дети, итак, тайна верескового мёда – это нечто более ценное, чем просто рецепт изготовления напитка. Мы уже сказали, что баллада была переведена поэтом Самуилом Яковлевичем Маршаком, но сделал он это именно в 1942 году. – Подумайте, почему именно в это время? (примерный ответ: это были годы Великой Отечественной войны, важно было поддерживать патриотический дух советских солдат ). Слово учителя. Вы абсолютно правы, 1942 год был самым страшным в этой войне, поэтому строки «На поле боевом, Лежал живой на мертвом И мертвый – на живом» – передают тяжесть сражений наших предков. Кстати, не случайны в переводе и слова «допрос», «пленные», которых в оригинальном тексте нет. – Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, это слова аргентинского писателя Хорхе Анхель Ливрага: «Героизм – в умении сражаться, даже когда нет оружия». Поможет ли это высказывание найти ответ на вопрос: в чём же идея баллады «Вересковый мёд»? (примерный ответ: честь – важнейшая ценность для человека, настоящий патриот не должен поступаться её законами даже ради спасения жизни).
Рефлексия учебной деятельности. Дети, я благодарна вам за хорошую работу. С какими мыслями вы уйдёте с нашего урока? (Приём «Микрофон»)
Ребята, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:
первый вариант: составить эйдос-конспект к одному из эпизодов баллады;
второй вариант: письменно ответить на вопрос: «О чём я задумался, читая балладу Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
Оценивание учащихся, комментирование.
Литература:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на элктрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.: ил.
Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мед»: история, герои и анализ произведения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/93230/poeticheskiy-produkt-vereskovyiy-med?ysclid=lq11biobsh649211028 (дата обращения: 11.12.2023).
Селиванова Галина Геннадьевна
Вовк Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Вовк Людмила Ивановна