12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Денисова Юлия Леонидовна36
Россия, Саратовская обл., Энгельс

Урок с использованием технологии продуктивного сотрудничества

квест-технология


Курс: I

Дисциплина: ОУД.09 Информатика

Тема: «Базы данных»

Цель (дидактическая): организовать прочное усвоение знаний обучающихся по теме «Базы данных», мотивировать ребят к поисковой и исследовательской деятельности (предметная).

Научить видеть связь теории с практикой, использовать знания в жизни и профессиональной деятельности (метапредметная).

Сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой дисциплине, формируя связи с реальной жизнью (личностная).

Формировать УУД:

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации, отделять важные сведения от второстепенных, тренировать логическое мышление.

Коммуникационные:

налаживать продуктивное сотрудничество с членами своей команды, преподавателем, уважительно относиться к участникам других команд, уметь слушать и стараться быть услышанным, получать обратную связь от членов команды, выражать свои мысли устно и в письменном виде.

Регулятивные:

объективно оценивать собственные действия, принимать ответственность, контролировать временные рамки, держать в фокусе цель и идеальный конечный результат.

Личностные:

принятие личной ответственности за групповой результат, оптимальное использование своих сильных сторон, позитивный настрой, готовность к учению, развитие внимания

Тип: урок закрепления и обобщения знаний

Методы обучения: игра с элементами беседы и самостоятельной работы

Способ организации: нетрадиционный

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Установление дисциплины, разделение на команды, утверждение капитанов и названия команды.

Настрой на эффективный образовательный процесс.

Личностные: самоорганизация, настрой на урок.

Регулятивные: регулировать свои действия, строить прогнозы.


Квест «Базы данных»

Проводит инструктаж, координирует, оценивает результат командной работы.

Работа в группах, доверие капитану, анализ и выборка из учебного и вспомогательного материала, участие в викторине.

Коммуникативные: аргументировать собственную позицию, слушать товарищей, сотрудничать с окружающими, предотвращать возникающие напряжение и достойно разрешать конфликтные ситуации.

Личностные: демонстрация своих сильных сторон, качественное выполнение действий.

Регулятивные: выстраивание алгоритма действий, ведущих к цели.

Подведение итогов

Стимулирует обучающихся к подведению результативности

Самооценка и выбор оценок.

Коммуникативные: осуществлять коммуникацию с учителем.

Рефлексия

Организует рефлексию.

Оценивают мероприятие.

Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.




Описание квеста

Участники: студенты группы I курса.

Подведение итогов: командная работа в ходе урока.

Этапы подготовки к участию в квесте:

подготовить презентацию к уроку;

подготовить оценочные чек-листы для каждой команды (Приложение 1);

разложить бумагу для записей на каждого участника;

подготовить полоски бумаги для жеребьевки по числу участников (по 1 длинной полоске для каждой команды, остальные короткие);

разработать систему поощрения победителей и призёров;

сформировать 3 команды из студентов группы (в каждую команду распределить примерно одинаковое количество «сильных», «средних» и «слабых» ребят);

выбрать капитанов команд из числа желающих или жребием.

Ход урока:


Организационный момент:


Презентация квеста "Базы данных"
PPTX / 1.08 Мб

[слайд 1] Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас поучаствовать в квесте. В переводе с английского квест (quest) – это поиски, искомый предмет, а также отъезд рыцаря на поиски приключений. Тема квеста: «Базы данных». Во время занятия вы можете пользоваться различными источниками информации: учебниками, рабочими тетрадями, сетью интернет и другими. От вклада каждого из вас зависит успех команды.

Команда № 1: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 1 объединиться на ряду у окна. Команда № 2: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 2 объединиться на среднем ряду. Команда № 3: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 3 объединиться на ряду у двери.

Какая же команда без капитана?! Кто желает быть в этой почётной роли?

{Если желающих нет, то капитана определит жребий. Предложить участникам каждой команды вытянуть полоски бумаги. Кому попадётся полоска длиннее остальных – тот и будет капитаном. Зафиксировать фамилии капитанов рядом с номером команды.}

[слайд 2] У вас есть 1 минута, чтобы придумать название вашей команды. После звукового сигнала капитаны по очереди произнесут название своей команды, и мы перейдём к прохождению квеста.

{На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 1 минуту и дождаться его завершения. Выслушать капитанов и зафиксировать названия команд рядом с соответствующим номером команды.}


Квест «Базы данных»


Распределение заданий:

Прошу капитанов выбрать фигуры, под которыми скрываются темы для подготовки устных выступлений.

[слайд 3] {На слайде представлены геометрические фигуры. Капитаны по очереди называют фигуру. Зафиксировать выбранную фигуру. По щелчку мыши под фигурами появляются темы для выступлений. Зафиксировать тему.}

Запишите свои темы. Длительность речи не более 5 минут. Выберите выступающего, который будет представлять команду {дождаться пока ребята определятся}.

Прошу капитана назвать фамилию выступающего {выслушать и зафиксировать}. Каждое выступление приносит команде 5 баллов. На подготовку устного выступления у вас 15 минут.

[слайд 4] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 15 минут и дождаться его завершения.}

Приглашаю участника команды {произнести название команды № 1} для раскрытия своей темы. Участникам других команд предлагаю записывать вопросы по презентуемой теме в ходе выступления. После завершения выступления отметьте самый сложный вопрос и передайте записи капитану. Капитан выберет самый сложный вопрос из списков и задаст его выступившему участнику. За верный ответ назначается 1 балл. Начинайте своё выступление.

[слайд 5] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера, предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}

Приглашаю участника команды {произнести название команды № 2} для объяснения своей темы, участники других команд готовят свои вопросы и передают капитану для выбора самого сложного вопроса.

[слайд 6] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}

Приглашаю участника команды {произнести название команды № 3} для выступления по теме, участники других команд также составляют вопросы и передают капитану для выбора наисложнейшего вопроса.

[слайд 7] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}

Благодарю выступающих и остальных участников за активность.

Предлагаю перейти к вопросам викторины. Команды по очереди отвечают на вопросы. Если участник одной из команд ошибается, то право отвечать на этот же вопрос переходит к другой команде. Желающие дать верный ответ поднимают руки, капитан называет фамилию того, кто будет отвечать. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Начинаем!

{Фиксировать баллы, получаемые командами. Координировать хода}


Вопросы викторины:

[слайд 8] 1) Как называется многоуровневая структура?

{дерево}

[слайд 9] 2) В какой модели организации баз данных трудоемкий поиск?

{иерархическая}

[слайд 10] 3) Назовите модель организации баз данных

d1660631103.jpg
сетевая БД
{сетевая}

[слайд 11] 4) У какой модели организации баз данных самая простая структура?

{табличная}

[слайд 12] 5) Как называются строки в табличной базе данных?

{записи}

[слайд 13] 6) Как называются столбцы табличной базы данных?

{поля}

[слайд 14] 7) Какой тип данных имеют картинки, фотографии, географические карты?

{объект OLE}

[слайд 15] 8) Какой тип данных у поля «Фамилия»?

{текстовый}

[слайд 16] 9) Какой тип данных имеет размер до 64 000 символов?

{Memo}

Подведение итогов:

[слайд 17] Наш квест подошёл к концу. Благодарю всех за участие!

{Огласить итоги набранных командами баллов и занятые места.}

Участникам команды-победителя выставляются «5». Участникам команды, занявшей 3-е место, выставляются «4». Участникам команды, занявшей 2-е место, выставляются «5» при близости счёта к 1-му месту или «4» при близости счёта к 3-му месту!

Рефлексия:

Поставьте оценку сегодняшнему квесту от 1 до 5 баллов, показав соответствующее число пальцев.

Приложение 1

Оценочный чек-лист квеста

«Базы данных»

Команда № ____

Название команды ____________________________________________________

ФИО капитана команды _______________________________________________


Название этапа

Баллы реальные

Баллы максимальные

Выступление


5

Ответ на вопрос № 1


1

Ответ на вопрос № 2


1

Ответы на вопросы викторины


9


Итого:


16




Методическое обоснование выбора технологии
и метода для проведения урока


Формат обучения старших школьников зачастую носит официальный характер. Выбираемые учителем типы уроков предсказуемы, что не способствует подогреванию большого интереса к изучаемой дисциплине. Технология продуктивного сотрудничества под названием квест преобразует урок в увлекательную игру с получением достижений в виде баллов. Данная технология предполагает соревновательный элемент, что также позитивно сказывается на активности обучающихся, в их старании проявить себя, вывести свою команду в лидеры.

Смена этапов квеста переключает ребят с одного вида деятельности на другой. Школьники выбирают какую информацию и из каких источников предпочесть. Самостоятельно отыскивают полезные сведения, относящиеся к теме. Образовательный квест представляет собой сюжетную игру с элементами проектного метода и является плацдармом для исследовательской деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.