Урок информатики с использованием технологии продуктивного сотрудничества «Базы данных»
Урок с использованием технологии продуктивного сотрудничества
квест-технология
Курс: I | Дисциплина: ОУД.09 Информатика | |||
Тема: «Базы данных» | ||||
Цель (дидактическая): организовать прочное усвоение знаний обучающихся по теме «Базы данных», мотивировать ребят к поисковой и исследовательской деятельности (предметная). Научить видеть связь теории с практикой, использовать знания в жизни и профессиональной деятельности (метапредметная). Сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой дисциплине, формируя связи с реальной жизнью (личностная). | ||||
Формировать УУД: Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации, отделять важные сведения от второстепенных, тренировать логическое мышление. Коммуникационные: налаживать продуктивное сотрудничество с членами своей команды, преподавателем, уважительно относиться к участникам других команд, уметь слушать и стараться быть услышанным, получать обратную связь от членов команды, выражать свои мысли устно и в письменном виде. Регулятивные: объективно оценивать собственные действия, принимать ответственность, контролировать временные рамки, держать в фокусе цель и идеальный конечный результат. Личностные: принятие личной ответственности за групповой результат, оптимальное использование своих сильных сторон, позитивный настрой, готовность к учению, развитие внимания | ||||
Тип: урок закрепления и обобщения знаний | ||||
Методы обучения: игра с элементами беседы и самостоятельной работы | ||||
Способ организации: нетрадиционный | ||||
Технологическая карта урока: | ||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | УУД | |
Организационный момент | Установление дисциплины, разделение на команды, утверждение капитанов и названия команды. | Настрой на эффективный образовательный процесс. | Личностные: самоорганизация, настрой на урок. Регулятивные: регулировать свои действия, строить прогнозы. | |
Квест «Базы данных» | Проводит инструктаж, координирует, оценивает результат командной работы. | Работа в группах, доверие капитану, анализ и выборка из учебного и вспомогательного материала, участие в викторине. | Коммуникативные: аргументировать собственную позицию, слушать товарищей, сотрудничать с окружающими, предотвращать возникающие напряжение и достойно разрешать конфликтные ситуации. Личностные: демонстрация своих сильных сторон, качественное выполнение действий. Регулятивные: выстраивание алгоритма действий, ведущих к цели. | |
Подведение итогов | Стимулирует обучающихся к подведению результативности | Самооценка и выбор оценок. | Коммуникативные: осуществлять коммуникацию с учителем. | |
Рефлексия | Организует рефлексию. | Оценивают мероприятие. | Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. |
Описание квеста
Участники: студенты группы I курса.
Подведение итогов: командная работа в ходе урока.
Этапы подготовки к участию в квесте:
подготовить презентацию к уроку;
подготовить оценочные чек-листы для каждой команды (Приложение 1);
разложить бумагу для записей на каждого участника;
подготовить полоски бумаги для жеребьевки по числу участников (по 1 длинной полоске для каждой команды, остальные короткие);
разработать систему поощрения победителей и призёров;
сформировать 3 команды из студентов группы (в каждую команду распределить примерно одинаковое количество «сильных», «средних» и «слабых» ребят);
выбрать капитанов команд из числа желающих или жребием.
Ход урока:
Организационный момент:
Презентация квеста "Базы данных"
PPTX / 1.08 Мб
[слайд 1] Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас поучаствовать в квесте. В переводе с английского квест (quest) – это поиски, искомый предмет, а также отъезд рыцаря на поиски приключений. Тема квеста: «Базы данных». Во время занятия вы можете пользоваться различными источниками информации: учебниками, рабочими тетрадями, сетью интернет и другими. От вклада каждого из вас зависит успех команды.
Команда № 1: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 1 объединиться на ряду у окна. Команда № 2: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 2 объединиться на среднем ряду. Команда № 3: {перечислить фамилии}, прошу участников команды № 3 объединиться на ряду у двери.
Какая же команда без капитана?! Кто желает быть в этой почётной роли?
{Если желающих нет, то капитана определит жребий. Предложить участникам каждой команды вытянуть полоски бумаги. Кому попадётся полоска длиннее остальных – тот и будет капитаном. Зафиксировать фамилии капитанов рядом с номером команды.}
[слайд 2] У вас есть 1 минута, чтобы придумать название вашей команды. После звукового сигнала капитаны по очереди произнесут название своей команды, и мы перейдём к прохождению квеста.
{На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 1 минуту и дождаться его завершения. Выслушать капитанов и зафиксировать названия команд рядом с соответствующим номером команды.}
Квест «Базы данных»
Распределение заданий:
Прошу капитанов выбрать фигуры, под которыми скрываются темы для подготовки устных выступлений.
[слайд 3] {На слайде представлены геометрические фигуры. Капитаны по очереди называют фигуру. Зафиксировать выбранную фигуру. По щелчку мыши под фигурами появляются темы для выступлений. Зафиксировать тему.}
Запишите свои темы. Длительность речи не более 5 минут. Выберите выступающего, который будет представлять команду {дождаться пока ребята определятся}.
Прошу капитана назвать фамилию выступающего {выслушать и зафиксировать}. Каждое выступление приносит команде 5 баллов. На подготовку устного выступления у вас 15 минут.
[слайд 4] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 15 минут и дождаться его завершения.}
Приглашаю участника команды {произнести название команды № 1} для раскрытия своей темы. Участникам других команд предлагаю записывать вопросы по презентуемой теме в ходе выступления. После завершения выступления отметьте самый сложный вопрос и передайте записи капитану. Капитан выберет самый сложный вопрос из списков и задаст его выступившему участнику. За верный ответ назначается 1 балл. Начинайте своё выступление.
[слайд 5] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера, предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}
Приглашаю участника команды {произнести название команды № 2} для объяснения своей темы, участники других команд готовят свои вопросы и передают капитану для выбора самого сложного вопроса.
[слайд 6] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}
Приглашаю участника команды {произнести название команды № 3} для выступления по теме, участники других команд также составляют вопросы и передают капитану для выбора наисложнейшего вопроса.
[слайд 7] {На слайде по щелчку запустить таймер обратного отсчёта на 5 минут и прослушать выступление. После завершения речи, но не позже срабатывания таймера предложить участникам сформировать вопросы. Зафиксировать баллы.}
Благодарю выступающих и остальных участников за активность.
Предлагаю перейти к вопросам викторины. Команды по очереди отвечают на вопросы. Если участник одной из команд ошибается, то право отвечать на этот же вопрос переходит к другой команде. Желающие дать верный ответ поднимают руки, капитан называет фамилию того, кто будет отвечать. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Начинаем!
{Фиксировать баллы, получаемые командами. Координировать хода}
Вопросы викторины:
[слайд 8] 1) Как называется многоуровневая структура?
{дерево}
[слайд 9] 2) В какой модели организации баз данных трудоемкий поиск?
{иерархическая}
[слайд 10] 3) Назовите модель организации баз данных
[слайд 11] 4) У какой модели организации баз данных самая простая структура?
{табличная}
[слайд 12] 5) Как называются строки в табличной базе данных?
{записи}
[слайд 13] 6) Как называются столбцы табличной базы данных?
{поля}
[слайд 14] 7) Какой тип данных имеют картинки, фотографии, географические карты?
{объект OLE}
[слайд 15] 8) Какой тип данных у поля «Фамилия»?
{текстовый}
[слайд 16] 9) Какой тип данных имеет размер до 64 000 символов?
{Memo}
Подведение итогов:
[слайд 17] Наш квест подошёл к концу. Благодарю всех за участие!
{Огласить итоги набранных командами баллов и занятые места.}
Участникам команды-победителя выставляются «5». Участникам команды, занявшей 3-е место, выставляются «4». Участникам команды, занявшей 2-е место, выставляются «5» при близости счёта к 1-му месту или «4» при близости счёта к 3-му месту!
Рефлексия:
Поставьте оценку сегодняшнему квесту от 1 до 5 баллов, показав соответствующее число пальцев.
Приложение 1
Оценочный чек-лист квеста
«Базы данных»
Команда № ____
Название команды ____________________________________________________
ФИО капитана команды _______________________________________________
№ | Название этапа | Баллы реальные | Баллы максимальные |
Выступление | | 5 | |
Ответ на вопрос № 1 | | 1 | |
Ответ на вопрос № 2 | | 1 | |
Ответы на вопросы викторины | | 9 | |
| Итого: | | 16 |
Методическое обоснование выбора технологии
и метода для проведения урока
Формат обучения старших школьников зачастую носит официальный характер. Выбираемые учителем типы уроков предсказуемы, что не способствует подогреванию большого интереса к изучаемой дисциплине. Технология продуктивного сотрудничества под названием квест преобразует урок в увлекательную игру с получением достижений в виде баллов. Данная технология предполагает соревновательный элемент, что также позитивно сказывается на активности обучающихся, в их старании проявить себя, вывести свою команду в лидеры.
Смена этапов квеста переключает ребят с одного вида деятельности на другой. Школьники выбирают какую информацию и из каких источников предпочесть. Самостоятельно отыскивают полезные сведения, относящиеся к теме. Образовательный квест представляет собой сюжетную игру с элементами проектного метода и является плацдармом для исследовательской деятельности.