Конспект воспитательного мероприятия «Береги природу ХМАО-Югры»
Тема занятия: «Береги природу»
Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний о Красной книге России и Красной книге ХМАО-Югры и животных, которые в нее занесены; закрепить знания обучающихся о бережном отношении к природе.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
Развивающие:
- развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Образовательные:
- углубить знания учащихся о Красной книге России и Красной книге ХМАО; расширить знания детей об охраняемых видах животных, встречающихся в Югре; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Планируемые результаты:
Личностные:
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия;
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Форма проведения: беседа
Методы и приемы:
Словесные (объяснение, рассказ).
Наглядные (наглядные пособия, иллюстрации , использование компьютерных технологий).
Практические (информационно – рецептивный метод, объяснительно – иллюстративный).
Оборудование для учителя: проектор, интерактивная доска, ПК, презентационный материал, конспект урока, раздаточный материал для обучающихся (карточки с заданиями о бережном отношении к природе).
Оформление классной доски:
| Презентация на тему: "Береги природу!". | |
План предварительной подготовки:
Перед проведением классного часа необходимо подготовить мультимедийный проектор и цифровые ресурсы.
Приготовить раздаточный материал для обучающихся с информацией о бережном отношении к природе.
План проведения
Название этапов и подэтапов | Предполагаемое время |
1.Вступительная часть. 1.1. Организационный момент. 1.2. Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу | 5 мин. 1 мин. 4 мин. |
2. Основная часть 2.1.Беседа о Красной книге России. Физкультурная минутка 2.2. Беседа о Красной книге ХМАО 2.3. Рассказ о заповедниках Физкультурная минутка | 24 мин 10 мин. 1 мин. 7 мин. 4 мин 2 мин |
3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов. 3.3. Рефлексия. | 11 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением примемся за работу.
2.Введение в тему занятия и актуализация опорных знаний через беседу
- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вам нужно отгадать загадку.
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(книга)
-Правильно, ребята! Это книга! Но сегодня мы с вами будем говорить об особенной книге. Послушайте стихотворение, и тогда вы точно догадаетесь, о какой книге мы будем говорить на уроке.
Красная Книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Охраняется Красной Книгой столько птиц и животных разных,
И растений ковёр многоликий – всё природы разнообразие!
сегодня на уроке мы познакомимся с Красной книгой России.
А знаете ли вы, что это за книга? - Верно, это книга, в которую записаны редкие, исчезающие растения и животные.
- А знаете ли вы, почему эту книгу называют красной? (Ответы учащихся.)
- Давайте вспомним, где в жизни мы встречали красный цвет? (Сигнал светофора, пожар, пожарная машина.)
- А что он обозначает? (Красный цвет – это цвет опасности, беды, запрета.)
- В эту книгу внесены те растения и животные, которые нуждаются в особой охране. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Ребята, а знаете ли вы, какие животные занесены в красную книгу?
Какая цель тогда будет у нас на уроке?
3. Беседа о Красной книге России
- Давайте узнаем, какие животные входят в красную книгу. Я буду читать сообщения о животных, а вы по описанию должны их угадать и найти их изображение на доске. (На экране: белый медведь, тигр, северный олень,)
- Он в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше их было много, но от безудержной охоты поубавилось. Даже с самолётов в них стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы их на Земле. Кто это? (Белый медведь.)
- Его называют владыкой джунглей. А ещё он живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, их стало совсем мало. Шкура его с длинной шерстью, с чёрными полосами привлекает внимание людей. А это кто? (Тигр.)
- Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов. (Северный олень.)
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте еще раз скажем, какие животные занесены в Красную книгу. (Растения и животные, которые нуждаются в особой охране).
Физминутка «У оленя дом большой»
4.Беседа о Красной книге ХМАО
-Ребята, а какое из отгаданных нами животных обитает у нас в округе?
-А как называется наш с вами округ?
Мы с вами знаем, что Россия-это наша БОЛЬШАЯ РОДИНА, а Юрга-это наш округ, то место, в котором мы живем, является нашей МАЛОЙ РОДИНОЙ.
А как вы думаете, у нашего округа может быть своя Красная книга, в которой занесены исчезающие виды животных?
Хотели бы узнать, какие еще животных в нашем округе находятся на грани исчезновения?
Чтобы узнать какие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ ХМАО нам с вами нужно выполнить задания . Начнем отгадывать загадки?
Есть на речках лесорубы,
В серебристо- бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины.
(речной бобр)
Самый крупный грызун фауны ХМАО- Югры. Средняя масса тела взрослого бобра около 19 кг. Живет в норе, плотины сооружает редко. Питается березой, осиной, ивой.
-Сейчас нам нужно ребята отгадать ребус и мы узнаем еще одно название животного, которое занесено в Красную книгу ХМАО.
Черный аист.
Птица хивет возле озер, болот. Питается рыбой, лягушками. Строит гнездо. Прилетает в мае.
Итак, ребята, готовы ли отгадать еще одно животное занесенное в Красную книгу?
Он шипит и тянет шею,
нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь.
Кто же это, дети?...(Гусь)
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от Бабуси.
Кто скажите это? – (Гуси)
Белый и серый гусь
Похож на других гусей. Строит себе гнездо. Прилетает после зимы.
-Молодцы, ребята! Мы с вами узнали некоторых животных, которые находятся под охраной в нашем округе.
5.Рассказ о заповедниках
-Ребята, как вы думаете как люди охраняют животные и растения, которые находятся на грани вымирания?
- Может люди создают специальные дома для животных и растений, который помогает спасти животных от руки человека.
-Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (создавать заповедники, парки)
Давайте узнаем, как человек может заботится о животных и растениях, которые могут исчезнуть.
Заповедник – место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы.
Национальный парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами.
(Слайды: Заповедники России.
Стих Береги природу).
Физминутка «Лесная физминутка»
Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, а сейчас вы будете работа самостоятельно. Я раздам вам карточки с картинками. Вам нужно внимательно рассмотреть картинки и зачеркнуть те картинки, на которых показано, как человек не в коем случае не должен поступать с природой.
-Ребята, давайте с вами подведем итоги нашего занятия.
О чем мы с вами сегодня говорили?
Нужно ли охранять животных?
Будете ли вы уважительно относиться к животным?
Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали! Спасибо вам за занятие!
И помните, что животных нужно любить и уважать.
Ведь они братья наши меньшие!
Потамошнева Наталья Алексеевна