«Береза - русская красавица!».
Цель: создание условий для воспитания любви к природе, расширения знаний детей старшей подгруппы о растениях и животных, птицах, насекомых, обитателях водоёмов; развитие интерес к природе; воспитание стремления оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным правилам поведения в природе
Ход НОД
Воспитатель:
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Давайте вспомним что такое ЭКОЛОГИЯ?
Ответы детей: Изучение взаимосвязей в природе. Изучение окружающего мира. Наука о природе….
Воспитатель: Совершенно верно вы все говорите это изучение ПРИРОДЫ. А что же такое природа?
Ответы детей: (Всё, что окружает нас – земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые).
Воспитатель: Для чего нужны воздух и вода?
Ответы детей: (Без них человек не может жить).
Воспитатель: Правильно без воздуха и воды ни человек, ни птицы, ни животные не смогут жить.
Природа: Здравствуйте, дети! Чтобы узнать кто я нужно ответить на вопрос - Я то что всех вас окружает– земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые. Кто же я?
Ответы детей: ПРИРОДА!
Природа: Правильно МОЛОДЦЫ! А что вы знаете обо мне?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Природе какое, сейчас время года? А кто, может сказать, в какое время года мы встречались раньше? Как вы догадались, что сейчас лето? А кто знает какая природа осенью и зимой.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Летом становится жарко, ярче светит солнце, щебечут птицы»
Природа: Дети, а вы помните, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с черными черточками.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.) Ствол более темный и кора шершавая, потрогайте его. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что к березы на веточках? Маленькие зеленые листочки и длинные сережки.
Воспитатель: Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные красивые сережки.
Природа приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.
Природа: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают.) Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Воспитатель:. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Природа, послушай, какие стихи о березе выучили ребята.
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.!
Берёзки кудрявые
На опушке стоят
Берёзки кудрявые
На небо глядят
Берёзки танцуют
Берёзки поют
Берёзкам веселье
И счастье грядут
Берёзки зелёные
Берёзки кудрявые
Листья шелковые
Полоски чернявые.
Воспитатель: Природа, мы знаем пословицы и поговорки о березе послушай.
И береза наряжается.
Бела береза, да деготь черен.
Яблоко к подножию березы не упадет.
Березой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, так и березняк.
Береза не угроза – где стоит, там и шумит.
Природа: Послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать.
Загадки про берёзу
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
Ответ: берёза
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки.
Ответ: берёза
Сама бела, зелёную шапку надела.
Ответ: берёза
Высока росточком,
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
Ответ: берёза
Природа: Еще береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры – бересты – красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что еще вкусное и полезное нам дарит это дерево весной? Правильно, это березовый сок. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать своей красотой».
Воспитатель: Ребята, какие еще вы знаете деревья? Можете вы показать их на нашей территории? Ответы детей.
Природа: Ребята, давайте поиграем.
Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили,( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь идем дальше.
Воспитатель: Следующую остановку мы делаем около пня. Кто помнит, что такое пень? Правильно. Здесь живут разные насекомые – муравьи, личинки, жучки. Они просыпаются от зимнего сна и начинают свою жизнь. (Ответы детей). Ну, что, идем дальше?
ПРИРОДА вытирает слезы с глаз.
Воспитатель: Ребята, посмотрите Природа плачет, вы знаете почему? (ответы) давайте спросим.
Природа, почему ты плачешь?
Природа: Мне стало грустно, потому что я вспомнила, как люди относятся к природе, которая их окружает. А вы знаете какой вред люди наносят природе?
(Вырубает леса, загрязняет воду, воздух, убивает животных и т. д.)
Воспитатель: Природа не грусти мы будем внимательно и заботливо относиться ко всему что нас окружает, правда ребята? (ДА) А сейчас ребята, подумайте и скажите как человек должен помогать природе?
(Сажать деревья, не загрязнять воду, воздух, не убивать животных, а заботиться о них, подкармливать в зимнее время).
Как надо вести себя в лесу?
(Не шуметь, не ломать деревья, не разорять гнёзда, не сгонять птиц с гнёзд, не разрушать муравейники, не мусорить).
Природа: Дети, вот висят кормушки для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу на земле, в траве. Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей).
Природа: А, что это за домик на дереве? Как он называется? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?
Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали ребята с воспитателем. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»
Воспитатель: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам, пусть они спокойно высиживают своих птенчиков
Воспитатель: Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. Сегодня мы узнали много нового и интересного.
Педагог и дети благодарят Природу за интересные рассказы о природе.В заключении воспитатель и дети рассматривают альбом с правилами.