Беседа с учащимися «Привычки и здоровье»
Беседа с учащимися «Привычки и здоровье»
Цель: ознакомление учащихся с понятием «вредные привычки» и их последствия
Задачи:
- сформировать у подростков представление о вредных и полезных привычках,
- способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных,
Подготовительная работа: индивидуальные и творческие задания учащимся, ватманы, фломастеры.
Ход занятия
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Русская народная пословица
Ребята, когда мы произносим слово ПРИВЫЧКИ – что вы себе представляете? (ответы детей). А какого человека мы называем здоровым? (Ответы ребят).
Тема нашей беседы «Привычки и здоровье». Сегодня мы с вами поговорим о том,
- что такое привычки,
-полезные и вредные привычки,
- как эти привычки влияют на наше здоровье.
Итак, мы с вами выяснили, кого человека называют здоровым. А что влияет на наше здоровье, от чего оно зависит? На здоровье некоторых из нас сказывается, например, наследственность (гипертония, склонность к полноте и т. д.). А что еще? (ответы детей)
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и бодр, всегда сможет преодолеть трудности на своём жизненном пути и им будут гордиться родители, любить друзья, уважать окружающие люди, он сможет добиться в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
На свете есть много того, что может укрепить и сохранить здоровье, сделать жизнь насыщенной, интересной. Что для здоровья дают занятия физической культурой и спортом? Возможно, кто-то из вас занимается закаливаем? (Ответы детей).
Если у вас нет по каким то причинам возможности регулярно заниматься спортом, то зарядка должна присутствовать в вашей жизни.
Учитель предлагает провести веселую физкультминутку.
Раз, два по порядку
Быстро стройся на зарядку!
Для начала надо топать,
А потом вот так похлопать.
Раз, два, три, четыре,
Руки в стороны пошире.
Улыбнуться, поплясать,
Потянуться, наклониться
И присесть, да не лениться.
Мускулы мы рук качаем.
Вот такие мы друзья.
Будь здоров и ты и я!
Ребята, заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться и т. п. Это какие привычки? (ответ детей). Приведите примеры, какие еще полезные привычки сохраняют наше здоровье. (Ответы детей).
Полезно:
-соблюдать режим дня
— соблюдать гигиену
— заниматься спортом
— вовремя и самостоятельно делать уроки
— гулять на свежем воздухе
— делать утреннюю гимнастику
— следить за чистотой одежды и обуви
— закаляться
— есть фрукты
— читать книги
— посещать кружки и спортивные секции
Но у человека и вредных привычек предостаточно. Я бы сказала, что слишком много. Какие привычки вредят нашему здоровью? (Ответы детей).
Вредно:
— долго играть за компьютером
— гулять в неположенных и опасных местах (например, на стройке)
— пробовать незнакомые вещества
— общаться с незнакомцем
— есть чересчур много сладкого
— нарушать правила дорожного движения
— употреблять алкоголь и наркотики
Многие считают, что если человек ещё в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь.
Недаром есть такая пословица « посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Давайте разберёмся, как привычка формируется.
Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя автоматически. Например - привычка одеваться или заправлять кровать.
Чтобы сформировалась привычка необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь. проиллюстрировать процесс формирования нам поможет игра «Привычка».
Описание игры.
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу» выполняют различные действия (прошу встать, прошу присесть, прошу хлопнуть, прошу топнуть и т.п. говорить до тех пор, пока дети не привыкли. Потом, в определённый момент, ведущий не произносит слово прошу и тогда группа не должна выполнять его указание.
Но многие выполнили. Вывод: многие не смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были. По такому принципу работают привычки. Стоит только начать многократно повторять то, или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
В толковом словаре привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие в жизни обычными, постоянными.
Ребята, вредные привычки курить, пить алкоголь, принимать наркотики особенно опасны для человека. Табак, алкоголь, наркотики поражают внутренние органы человека, головной мозг, сосуды. Он уже не так работоспособен. Зрения, слух, память становятся хуже. Вы замечали, что ребятам с плохими привычками труднее учиться. Иногда человеку сложно самому справиться с вредными привычками. Таким людям на помощь приходит медицина. Табак, алкоголь, наркотики, попадая в организм человека, становятся частью его обменного процесса. Организм начинает требовать их. И если человек не сопротивляется, а всё больше подчиняется этим требованиям, то он попадает в зависимость о этих вредных веществ. Так он разрушает свой организм, своё здоровье. (Демонстрация мультфильма «Как формируется зависимость»).
Детский организм находится в стадии формирования и не может оказывать должного сопротивления тем вредным веществам, которые в него попадают. Детский организм быстрее попадает в никотиновую, алкогольную и наркотическую зависимость.
Ребята, к какому выводу можно прийти? (Ответы детей).
Демонстрация слайдов. Привычки и их последствия:
мальчик чистит зубы — красивая улыбка
мальчик занимается спортом — стал чемпионом
ребёнок и взрослый убирает свою квартиру — всем приятно в чистой квартире
ученик опаздывает на урок — мама ругает сына, увидев замечания
ученик грызёт карандаш — у ребёнка болит живот
группа детей курят — у ребят плохие лёгкие
взрослые выпивают — алкоголик дремлет на лавке и ему кажется что-то
читают, получают знания — могут стать в жизни важным человеком
далее каждая пара сообщает и объясняет по схеме «если…….., то………………»
Основной вывод занятия.
Необходимо с детства формировать полезные привычки, так как они содействуют здоровому образу жизни.
Составление словаря полезных привычек.
— Вы теперь знаете, какие привычки могут быть полезными, а какие вредными. Каждая группа, запишите несколько полезных привычек, и их мы расположим на большом ватмане, который называется «Словарь полезных привычек»
Рефлексия:
— Скажите, вам понравилось занятие?
— Что вы узнали интересного?
— Какой вывод для себя сделали после занятия?