Конспект воспитательного часа на тему «Ваши привычки и здоровье»
Конспект воспитательного часа на тему:
Привычки и здоровье
Цели и задачи:
- сформировать у учащихся представление о полезных и вредных привычках;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- развивать творческие способности;
- воспитывать культуру общения.
Ход классного часа
I. Организационный момент Здоровье не купишь, его разум дарит. Русская пословица - Ребята, какого человека мы называем здоровым? (который хорошо себя чувствует, сильный, крепкий, ловкий, не болеет) - Здоровый человек это тот, который и психически и физически хорошо развит и хорошо себя чувствует. А что влияет на наше здоровье, от чего оно зависит? На здоровье некоторых из нас сказывается, например, наследственность (склонность к полноте, повышение давления и т.д.) А что еще? (от нашего умения трудиться и отдыхать, уровня медобслуживания, окружающей среды, от того, ведем ли мы здоровый образ жизни). - Если человек ведет здоровый образ жизни, то он… -занимается спортом и физкультурой, - правильно питается, - соблюдает правильный режим дня, - уделяет большое внимание личной гигиене, - вырабатывает у себя полезные привычки, отказывается от вредных. - Что для здоровья дают занятия физической культурой и спортом? (Физкультура и спорт – это расслабление для мышц, разрядка для всего организма. После занятий в тебя как будто вливаются новые силы, и человек снова чувствует себя бодрым, он готов продолжить что-то писать, читать, учить уроки). Занятия спортом помогают человеку стать более выносливым, меньше болеть и дольше не стареть. Потому что организм становиться сильным. Он сопротивляется всем болезням. Физкультурой и спортом надо заниматься регулярно, чтобы это стало для человека хорошей привычкой. А хорошая привычка со временем становится нам уже просто необходимо). - Если у вас даже нет по каким-то причинам возможности регулярно заниматься спортом, то в таком случае не забывайте о зарядке. Зарядка должна стать для вас одной из самых важных и полезных привычек. Для учащихся необходимы еще физкультминутки во время уроков и других занятий, когда приходится долго сидеть без движения или в одном и том же положении. Медсестра: - Здоровье – это жизнь. А каждому человеку хочется прожить как можно дольше, чтобы многое успеть сделать и жить здоровым и счастливым. Все те хорошие привычки, о которых мы сегодня говорим, действительно способствуют укреплению здоровья, а значит, и удлиняют нашу жизнь. Человек, живущий дольше на Земле, может сделать много полезного и для себя, и для других людей. Приучать себя к хорошему и полезному надо начинать с детства. Например, с соблюдения правил личной гигиены. Чистыми должны быть тело, одежда, жилище. Чистая кожа человека – это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом, ему становится легче дышать и двигаться. Очень важен уход за полостью рта. Здоровые зубы – это красиво и гарантия того, что тщательно пережеванная пища будет хорошо усвоена организмом. Очень важно иметь хорошую нервную систему. Воспитывайте и закаляйте свой характер смолоду. Некоторые ребята имеют привычку раздражаться и капризничать по мелочам. Не забывайте, что отрицательные эмоции всегда приводят к заболеваниям. Следуя на поводу вредных привычек, мы просто безобразно обращаемся со своим организмом: разрушаем здоровье, сокращаем себе жизнь. Особенно пагубно для детского организма влияние курения, алкоголя и наркотиков. Они не дают молодому организму набраться сил, ослабляют его, истощают, приводят к болезням, преждевременному дряхлению и смерти. А начинать вырабатывать у себя хорошие привычки и волевые качества надо с составления и выполнения правильного режима дня. Режим дня – это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, это ваша внешняя и внутренняя организованность, залог вашего успеха и здоровья. Кто в детстве справился с режимом дня, тот в жизни сможет преодолеть многие трудности и жизненные проблемы (предлагает памятки).
Памятка «Режим дня»
1. Если ты проснулся, распрямись, потянись, но не задерживайся в постели долго, это расслабляет, а у тебя впереди рабочий день. 2. Для восстановления сил организму необходимо 7, 8 или даже 9 часов сна (это индивидуально). Ложись спать не позднее 22 часов. 3. Старайся вставать рано (6.30-7.00). сделай утреннюю зарядку, лучше на свежем воздухе. 4. Почисти зубы, прими душ, приведи волосы и одежду в порядок. 5. Не переедай на ночь, плотно позавтракай утром. 6. Если позволяет время и расстояние, иди в школу пешком. 7. Не планируй много дел на один день, это утомляет и нервирует. 8. От правильного планирования дня и выполнения плана зависят твои свободное время и отдых. 9. Не забывай, что умственный труд полезно чередовать с физическим трудом. 10. Не сиди долго без движения или в одной и той же позе. Делай перерывы для зарядки или просто потанцуй под музыку. Это улучшает кровообращение и настроение. 11. Береги зрение. Не читай лежа в постели или при плохом освещении. Не сиди долго у компьютера. 12. Для восстановления физических сил и умственной работоспособности необходим отдых после окончания учебных занятий в школе. 13. Помни, что подъем умственной работоспособности в послеобеденное время наступает в 16.00 часов. К 19-20 часам работоспособность понижается. 14. Активный отдых необходим после выполнения 1-2 уроков. Можно делать перерывы по 10-15 минут на протяжении всего времени подготовки уроков. 15. Никогда никуда не опаздывай, приходи в назначенный час, береги время других людей и свое время. 16. Если назначена встреча, организуй свои дела так, чтобы у тебя не было в этот момент других дел. Многие дела можно строго расписать по времени, что-то можно поменять местами. Но есть три важных постоянных дела в твоем режиме дня: сон, подъем и время приема пищи. Это настроит твой организм на четкий ритм здоровья. Будь сам к себе требователен, и у тебя убавится проблем.
Памятка «Личная гигиена» 1. Регулярно умывайся, тщательно следи за чистотой своего тела. 2. Регулярно чисти зубы. Это не только красота твоей улыбки, но и здоровье. 3. Мочалка, зубная щетка, расческа и полотенце – это предмет индивидуального пользования. 4. Свежий воздух и чистота жилища обеспечивает тебе хорошие условия для работы и отдыха. 5. Аккуратная, удобная одежда и обувь – залог комфорта, здоровья и успеха. - Многие ребята не любят слово «режим». Им кажется, что взрослые, таким образом, хотят ограничивать их свободу и самостоятельность. А кто думает, что это не так и почему? (Каждый уважающий себя человек всегда имеет обязательства перед собой и другими людьми, и обязательно их выполняет).
Я решительный и смелый, Сразу я возьмусь за дело. Мне режим в этом поможет, В десять спать меня уложит. Но сначала – отдыхать, Надо же в футбол сыграть! Убедительны слова: Станет свежей голова. Но потом я гол забил, И все напрочь позабыл. Я опомнился, ребята, Когда вечер наступил. За уроками сидел С головой тяжелой. И тоскливо думал я: Как же завтра школа? Я во сне Режим увидел, Понял, что его обидел. Он сказал мне: Все, довольно, Обещалкин ты безвольный. Ты меня не уважаешь И совсем не соблюдаешь. Утром я пораньше встал И дела все расписал, И уроки повторил, И пятерку получил. Понял я, чтоб лучше стать, Режим надо соблюдать!
Конспект воспитательного часа
на тему «Труд красит человека»
Последние социологические исследования говорят о резком снижении значимости труда среди молодежи, об очень низкой внутренней готовности к трудовой деятельности. Социологи отмечают, что у многих подростков работа, профессия связываются не с развитием своих способностей, не с желанием принести пользу обществу, а с высокими доходами, с возможностью удовлетворить неограниченные материальные потребности. Задача классного часа - привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.
Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа:
1. Предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:
- Чем занимаются ваши родители на работе?
- Кто они по профессии?
- Чем привлекает их эта профессия?
2. Назначить 2 учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).
План классного часа
I. Проблемная ситуация «Два плуга».
II. Интерактивная беседа.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?».
IV. Игра «Окончание пословицы».
V. Игра «Ринг профессий».
VI. Игра «Угадай профессию».
VII. Блиц интервью «Моя любимая профессия».
VIII. Профессии наших родителей. (Устные рассказы.)
IX. Заключительное слово.
X. Подведение итогов (рефлексия).
Ход воспитательного часа
I. Проблемная ситуация «Два плуга»
Классный руководитель. Тема нашего классного часа - «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. (Учитель читает рассказ.)
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
II. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек «заржавеет» и заболеет.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение» Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодное™ человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
Классный руководитель. На Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
• Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
• Терпение и труд... (все перетрут).
• Под лежачий камень... (и вода не течет).
• Маленькое дело... (лучше большого безделья).
• Горька работа,... (да сладок хлеб).
• Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
• Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
• Не спеши языком - ... (спеши делом).
• Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
• Делу время,... (потехе час).
• Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
• Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).
V. Игра «Ринг профессий»
Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «Ринг профессий». В игре Участвуют 6 команд (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.
(Дети выходят к доске.)
По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
(Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.)
Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
VI. Игра «Угадай профессию»
Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Блицинтервью «Моя любимая профессия»
Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
(К учителю подходят два репортера.)
Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают предпочтение семиклассники.
Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
(Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают.)
VIII. Профессии наших родителей (устные рассказы)
Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
(Дети рассказывают о профессиях родителей.)
IX. Заключительное слово
Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».
X. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
- Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.
- Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
- Удивило, что мы знаем профессии, связанные в основном с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.
- Запомнились слова о профессии земледельца о том, что она самая лучшая.
- Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно, самая полезная для души.
- Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.