Статья «Без семьи мы — я имею в виду школу — были бы бессильны»

4
0
Материал опубликован 8 December 2020 в группе

Статья

«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

В. А Сухомлинский

Автор: М.В. Франк, учитель математики

ГБОУ РО «НШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА».


«Семьи — это компас, который ведет нас.

Они являются источником вдохновения для достижения

больших высот и нашего комфорта,

когда мы иногда колеблемся».

Брэд Генри.


«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Эти слова написаны много лет назад выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко, но не потеряли своей актуальности сегодня. Всё очевиднее становится понимание главной роли семьи в формировании, поддержании и развитии полноценной, гармонично развитой личности.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» особое внимание уделено задаче усиления воспитательной роли семьи. Сегодня, первоочередная задача школы – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Создать педагогическую систему, основанную на взаимодействии и сотрудничестве трёх сторон: педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнёров.

Справедливо писал В.А. Сухомлинский в книге "Павлышевская средняя школа": « Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен прогресс общества".

Сегодня родители – главные социальные партнёры школы. В настоящее время школа и семья – два образовательных института, дополняющих друг друга и взаимодействующих между собой.

Работа с родителями, тесное сотрудничество становятся важными компонентами деятельности современного учителя в учебном и воспитательном процессах.

В основе системы взаимодействия нашего учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей и за качество образования несут ответственность родители и школа в равной мере, поровну, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

Задача современного учителя - сделать родителей своими союзниками, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и педагог могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.

Сотрудничество с родителями начинается с изучения семьи воспитанника. В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью». Применяются интерактивные формы работы (анкетирование, диагностирование, консультирование).

Устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера взаимоподдержки и общности интересов. Взаимоотношение с родителями строится на равных. В общении систематически используются фразы: «Давайте посоветуемся», « Как думаете Вы?» и т.д.

Основные направление работы с родителями подростков: психолого–педагогическое просвещение родителей; участие родителей в учебно-воспитательном процессе; участие родителей в управлении школой; психологическая подготовка родителей к ЕГЭ.

Сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными формами работы с родителями, таких как собрания, консультации, беседы, заседание родительских комитетов, организована система индивидуальных или групповых консультаций с целью педагогического просвещения родителей.

Использование традиционных методов взаимодействия с родителями эффективно сочетается с применением в работе ИКТ. Активно используются мультимедийные презентации. Они помогают доступно и точно передать информацию. Сделать общение живым и интересным.

Одна из современных форм сотрудничества с родителями – это участие в проектах. Например, мамы воспитанников создали замечательный видео – фильм: «Поздравление с Днём сына». Традиционно родители и дети принимают участие в акции: «Передай добро по кругу» (поздравление детей из реабилитационного центра с Новым годом).

В современном мире происходят глобальные перемены. В нашу жизнь прочно входят информационно – компьютерные технологии и цифровые образовательные ресурсы.

Информационные технологии достигли высокого уровня. Прогресс в области мобильных разработок делает общение доступным для людей, находящихся за сотни километров друг от друга. Сегодня оффлайн общение с родителями переходит в формат онлайн общения и сотрудничества.

Использование электронной почты и видеосвязи (например, Skype) позволяет информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого воспитанника, при этом организуя индивидуальный диалог. Родительское собрание проводится на платформе Zoom.

Развитие мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. В режиме реального времени происходит обмен информацией с родителями с помощью мгновенных сообщений (не только в виде текста, но также изображениями, звуковыми сигналами). Незаменимым помощником является WhatsApp. Современный и функциональный мессенджер, с его помощью возможно общение в групповых чатах и обмен информацией разных форматов. Как правило, виртуальные контакты формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

Одной из современных форм просветительской работы с родителями является сайт школы. Наличие у школы сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни класса, школы, о проводимых учебных и внеурочных мероприятиях. Родители ежедневно в режиме реального времени получают сведения о том, что происходит в образовательном учреждении. Сайт - это источник информации учебного, методического и воспитательного характера.

Электронный журнала даёт полную и ежедневную информацию об успеваемости обучающих. С его помощью родители получают достоверную информацию о результатах учебной деятельности. На сттраницах электронного журнала можно вести индивидуальный диалог с родителями, искать совместные решения, намечать траекторию ближайшего развития обучающегося.

Работа с родителями − одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности современного педагога. Сотрудничество помогает вести диалог между родителями и педагогами, участвовать в  совместных проектах, акциях, обмениваться опытом, искать совместные решения и  компромиссы.

Семья и школа - это партнёры и несут равную ответственность за результаты обучающегося. От совместной  и продуктивной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Сотрудничество семьи и школы  - важное условие успешности подростка.



Источники информации:

http://saytpozitiva.ru/tsitaty-o-seme-i-semejnyh-tsennostyah.html

Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2006. -310с.

Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2007. -214с


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.