«Безопасные каникулы: природа и наша безопасность»
ФИО учителя | Гацуленко Елена Викторовна |
Дата проведения: | 24.05.2024 |
Предмет, УМК | ОДНКА, классный час |
Школа, класс: | МБОУ «КСОШ №3» г. Кингисепп, 5 класс |
Тема: | Классный час: «Безопасные каникулы: природа и наша безопасность» |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Цель урока: | Организация деятельности обучающихся во время каникул, по созданию условий для знакомства с опасными природными явлениями и первичному закреплению знаний и умений |
Задачи:
Дидактические | актуализировать знания по теме «Безопасные каникулы»; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике |
Развивающие | развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать; использовать знаково-символические средства для решения задач; развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности; осуществлять поиск необходимой информации |
Воспитательные | развивать познавательный интерес к изучению, способность самосовершенствоваться; уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия; воспитывать интерес к учебной деятельности; расширять кругозор |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | опасные места в квартире и доме, во дворе жилого дома, в окрестностях дома |
Понимать: | важность приобретённых знаний для жизни |
Применять: | выстраивать последовательность действий в тех или иных ситуациях |
Анализировать: | Умение быстро принимать правильные решения в любой жизненной ситуации |
Синтезировать: | составление памятки |
Оценивать: | значения природных явлений в природе и в быту |
Метапредметные:
Регулятивные: | планировать действия по решению учебной задачи для получения результата в процессе совместного целеполагания; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок |
Познавательные: | выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи (сравнивают звук в процессе сравнения звука и буквы), выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев) |
Коммуникативные: | воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила поведения на природе ;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы |
Личностные
Формирование познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, признание индивидуальности каждого человека в процессе анализа поговорки; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; умения самостоятельно выполнять определённые учителем виды деятельности, понимая личную ответственность за результат, адекватно оценивать свою деятельность на уроке |
Межпредметные связи: | биология, обществознание |
Основные понятия: | Гроза и ее опасность для жизни, растения и грибы. |
Методы, технологии: | словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация), практический (упражнения) |
Ресурсы урока для учителя: | интерактивная панель, презентация, раздаточный материал |
Ресурсы урока для учащихся: | письменные принадлежности, раздаточный материал |
План урока с распределением времени
Этап урока | Время |
Организационно-мотивационный | 2 минуты |
Актуализация знаний | 3 минут |
Открыте нового знания | 15 минут |
Первичное закрепление | 4 минут |
Физминутка | 1 минута |
Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний | 14 минут |
Итог урока. Обобщение изученного материала. Рефлексия | 5 минут |
Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока:
Структура урока (этапы) | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности |
Организационно-мотивационный | (слайд) - Здравствуйте, ребята! - А как вы понимаете известную фразу: Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок? Может быть, вы знаете откуда она? - Эта фраза принадлежит А.С. Пушкину. Этой фразой поэт заканчивает сказку «Сказка о золотом петушке». - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в другую сказку и откроем для себя ещё одни секреты природы! | (приветствуют учителя) (проверяют готовность к уроку) (высказывают свои предположения) |
Актуализация знаний | (слайд) - Итак, сказка начинается … Жил-был мальчик по имени Ваня, который любил отправляться в увлекательные приключения. Сегодня утром его одноклассницу Василису, похитил дракон! И наш отважный герой Ваня отправляется на её поиски, где на пути его будут подстерегать опасности, с которыми нам будет нужно ему помочь справиться! Фаза вызова: - Для каждого из вас на партах находятся карточки: зелёная галочка и красный крестик. Как только на экране вы увидите картинку, где мальчик Ваня поступает правильно, вы поднимаете вверх карточку с зелёной галочкой, как только вы увидите, где мальчик Ваня поступает неправильно – карточку с красным крестиком. (слайды с игрой «Верю не верю»: 4) - Ребята, а на этой картинке Ваня правильно спрятался от грозы? (ситуация затруднения) - Вижу, что мнения разделились… Как вы думаете, какую тему нам сегодня следует изучить, чтобы со всей стопроцентной вероятностью ответить: правильно или неправильно спрятался от грозы Ваня? (слайд) - Верно! Тема нашего сегодняшнего урока: Безопасные каникулы: природа и наша безопасность. Какую цель мы себе поставим на этот урок? (слайд) - Цель нашего урока: изучить опасности природы и способы их избегания. Тогда что же мы узнаем? (слайд) - Чему научимся? (слайд) - Сможем? (слайд) (слайд) - Молодцы, ребята! Мы отлично справились с планированием нашей деятельности и прекрасно помогли мальчику Вани преодолеть все опасные места на пути в сказочный лес. Как только Ваня вошёл в густой лес, перед ним открылся мир загадок и приключений. Он встречал цветных птиц, игривых белок и даже увидел следы дикого зайца. Однако в этом лесу скрывались и опасности, о которых ему предстояло узнать. | (поднимают карточки) - Природы и наша безопасность - Изучить опасности природы и способы их избежание - Опасности природы - Как действовать в ситуациях опасности - Составить памятку о правилах безопасности |
Открытие нового знания | Фаза реализации смысла: (слайд) - И первая опасность, с которой он сталкивается – это гроза. А кто-нибудь может сказать, что же такое гроза? - Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова, известного советского лингвиста. Кто прочитает? (слайд) -Кто уже встречался с этим явлением, поднимите руку. - Что вы можете о ней рассказать? - Гроза – это красивое и величественное явление природы. Но гроза несёт в и огромную опасность – удары молний. А как вы думаете, что опасней, гром или молния? - Давайте посмотрим на эти два явления. (учитель включает видеофрагменты) - Мы посмотрели два явления: гром и молния. Кто может сказать, что такое молния? - А что такое гром? - Давайте вновь обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Кто прочитает определение ко слову гром? (слайд) - А что такое молния? (слайд) - Молния за считанные секунды пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы и называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный. А вот от удара молнии вспыхивают здания и деревья. Опасна молния своим электрическим разрядом. Его прямое попадание может вызвать пожар и повредить линии электропередач. В результате чего могут погибнуть люди. - Ежегодно в мире от молний погибают около 3000 человек, поэтому главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить здоровье, жизнь и свои дома. - Так где же спрятаться от неё мальчику Вани в лесу? (слайд) - Для того, чтобы нам узнать правильный ответ, посмотрите фрагмент видео урока «Правила поведения во время ГРОЗЫ для детей»- Кто скажет, что же делать нельзя? - Где же тогда спрятаться, если гроза застала на открытом месте? (слайд) - Тогда под каким номером мальчик Ваня поступает правильно? - Верно, ребята! Опасность грозы его миновала! Теперь я попрошу вас записать в памятку, которая находится у каждого из вас на партах правила поведения во время грозы. - А что такое траншея? (слайд) - Прочитаем определение. Траншея – это неширокая и протяжённая выемка в грунте. | (высказывают свои предположения) - Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молнией (поднимают/не поднимают руки) (рассказывают о жизненном опыте) - Молния/гром (высказывают свои предположения) - Гром — это звук от летящей молнии. - Молния – это электрическая искра - Под номером 3 (заполняют памятку) (высказывают свои предположения) https://youtu.be/8WK945D_6ec?si=PLTVfZqs5A_2lAES |
Физминутка | (видеоразминка) | (выполняют физминутку) |
Первичное закрепление | (слайд) - Продолжая свое путешествие, Ваня проголодался, перед ним выросла огромная ягода, соблазнительно блестящая на солнце. Как вы думаете, что же было дальше? - Если Ваня съест ягоду, он правильно поступит? Поднимите карточку с галочкой, если да, с крестиком – если нет. - Сейчас то мы и узнаем. Вовсе не каждая ягода и гриб в лесу – вкусный плод. - Посмотрите внимательно на рисунки. Как называется эта ягода? (слайд) - Самым внимательным и активным на уроке раздали карточки про эти растения, ягоды и грибы. Кому досталась ягода вороний глаз? Читай всем информацию о ней. … - А теперь прочитайте правила. - Так как же поступить мальчику Ване? - Благодаря вашим советам, Ваня предотвратил возможное отравление и продолжил свой путь. (слайд) - А для того, чтобы узнать, что было дальше, вам необходимо записать эти два правила себе в памятку. | - Ваня съел/не съел ягоду (работа с карточками) - Вороний глаз (одни ученики читают, остальные – слушают) - Не есть ягоду (заполняют памятку) |
Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний | (слайд) - Продолжая своё путешествие, Ваня услышал странный шум за кустами. Когда он подошёл ближе, он увидел большую змею, которая казалась очень любопытной. Ваня решил, что гадюка тоже не прочь познакомиться. И вдруг он… Как вы думаете, что же случилось с Ваней дальше? -И вдруг он вспомнил по тёмной зигзагообразной полосе на спине, что это гадюка! И что она ядовитая, поэтому Ваня решил обойти гадюки и идти дальше. (слайд) - Ваня на своём пути замечает хижину лесника. Он понимает, что проделан большой путь и он очень устал. Ваня решается зайти к леснику, но тут его поджидает сторожевая собака. (слайд) - Ваня не знает, как себя с ней вести. Вдруг он видит лесника! И лесник со всей гостеприимностью сообщает Ване, что собака добрая, её зовут Лайка и можно погладить. Ваня немедля ринулся к собаке. Но лесник его сразу же остановил и напомнил правила: 1. Нельзя резко приближаться к собаке, она может подумать, что хочешь напасть на неё, и начнёт защищаться 2. После игры с собакой надо обязательно помыть руки – на шерсти животных могут быть паразиты, которые вредны для нашего организма 3. Нельзя гладить чужую собаку без разрешения хозяева (слайд) - Запишите, пожалуйста, себе эти правила в памятку. (слайд) - После отдыха у лесника. Ваня продолжил свой путь. В вдруг он наткнулся на логово дракона! - Дракон ему сказал: «Я отпущу Василису прекрасную только в том случае, если твои друзья из 3 «б» назовут все правила безопасности». - Какие правила мы сегодня изучили? (слайд) - Итак, Ваня и Василиса и благополучно вернулись домой. Так Ваня понял, что встречи с опасностями в природе могут быть интересными, но важно помнить правила безопасности, чтобы избежать неприятных ситуаций. Вернувшись домой, мальчик рассказал своим родителям, как смело спас Василису от злого дракона, о своих приключениях в природе, о том, как обрёл верных друзей в 5 «в» и поделился с ними секретами безопасного исследования природы. Так каждый, кто отправится исследовать природу, может быть как настоящим исследователем, так и мудрым путешественником. - Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! | (высказывают свои предположения) (заполняют памятку) (называют правила) |
Итог урока. Обобщение изученного материала. Рефлексия | Фаза рефлексии: - О чём была сказка? - Выполнили ли мы все пункты плана? - А для чего нам может служить памятка? (слайд) - Ребята, у меня на доске появились вот такие предложения, ваша задача их закончить (по поднятой руке): Я узнал… Я повторил… Я запомнил… Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – всё избежать, А где надо – на помощь позвать! (слайд) - Спасибо за ваши ответы! До новых встреч! | - О безопасности в природе - Да - Предупредить наших близких, друзей, знакомых, об опасных местах в природе - В каких случаях человеку приходится защищаться от природы) - Правила поведения в квартире, доме и его окрестностях - Какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами |
Домашнее задание | Рассказать о составленным буклетом «Безопасные каникулы : природа и наша безопасность» своих друзей. | |