Урок окружающего мира «Природа и наша безопасность» (3 класс)
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: какие опасности таят в себе живая и неживая природа?
Задачи: познакомить с опасными природными явлениями.
Предметные результаты
Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
действовать по плану, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
извлекать нужную информацию, понимать информацию.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты
Развитие самостоятельности и личной ответственности
Основные понятия и определения
Гроза, ядовитые растения, ЧС
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Будем учиться правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
Вспомни правила безопасного поведения на водоёме и в лесу. Какие ты знаешь ядовитые ягоды и грибы?
Подумай, какие опасности может нести человеку неживая природа; живая природа.
Изучение нового материала
Природа и наша безопасность
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Гроза — красивое и величественное явление природы. Но гроза несёт и огромную опасность — удары молний. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать некоторые правила.
1.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
2.Нельзя купаться во время грозы.
3.Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов, решёток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т. д.).
Где спрятаться, если гроза застала на открытом месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, траншее, зарослях кустарника. Но лучше, заметив приближение грозы, поскорее покинуть открытое место.
ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ
Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?
В атласе-определителе найдите информацию о них.
Мухомор красный Ложнодождевик Ложноопёнок
Мухомор пантерный Бледная поганка ложноопёнок серо-жёлты
1.Ниогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны.
2.Никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.
ЖИВОТНЫЕ И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ
Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?
Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовиты. На самом деле ядовитых змей не так уж много. В нашей стране особенно распространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.
Змеи — пугливые существа. Просто так они не нападают на человека. Могут укусить только с целью самозащиты. Поэтому, соблюдая в лесу осторожность, ты, скорее всего, избежишь укуса змеи. Если же всё-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там тебе смогут оказать настоящую помощь.
Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
После игры с кошкой или собакой надо обязательно помыть руки — на шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов. Нельзя гладить незнакомых кошек и собак. Неизвестно, понравится ли им это. Когда кошка или собака ест или охраняет детёнышей, её нельзя трогать. В такой момент даже самое дружелюбное животное может оцарапать или укусить.
Нельзя убегать от собаки. Она может решить, что ты боишься, и помчится за тобой. Встретившись с собакой на улице, лучше остановиться и пропустить её. Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.
Осмысление и понимание полученных знаний
Обсудим!
1.По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите, опираясь на свои наблюдения.
2.Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
3.Есть животные, которых многие люди считают опасными. На самом же деле они безобидны.
О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Как уберечься от удара молнии? 2. Как избежать отравления растениями и грибами? 3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она укусила? 4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?
Вывод
Некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определённые правила
Задания для домашней работы
1.Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.
2.С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о ядовитых растениях и грибах.
3.В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ «Коварные двойники». Сравните описания в книге со своими наблюдениями в природе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Правила поведения во время грозыПравила поведения на природе
Список ядовитых растений
Растения убивающие людей
Не рви, не ешь, не наступай!
Почему грибы бывают ядовитыми? -
10 - САМЫХ ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ
Несъедобные и ядовитые грибы
"Уроки осторожности" тетушки Совы
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html