Программа дополнительного образования «Школа умелого карандаша»
32
МДОУ «Деский сад № 10 «Зоренька»
Програма дополнительного образования
«Школа умелого карандаша»
Воспитатель: Желтякова Е.А.
Пояснительная записка……………………………………………………………....3
Принципы построения программы……………………………………....................4
Цель программы……………………………………………………………………..4
Задачи…………………………………………………………………………….…...4
Условия реализации программы…………………………………………….……...4
Структура занятий…………………………………………………………………....4
Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………………………...5
Учебный план (1-й год обучения)……………………………………………….…..6
Перспективное планирование занятий дополнительного образования с детьми 5-6 лет (1-й год обучения)…………………………………………….............................................7
Учебный план (2-й год обучения)…………………………………………………..14
Перспективное планирование занятий дополнительного образования с детьми 6-7 лет (2-й год обучения)……………………………………………............................................15
Библиография………………………………………………………...........................22
Приложение 1. Мониторинг развития графических навыков у детей 1 года обучения…………………………………………………………………………………………….23
Мониторинг развития графических навыков у детей 2 года обучения………….25
Приложение 2. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов………...27
Приложение 3. Конспект занятия (1 года обучения) «Рисование наклонных линий»……………………………………………………………………………………………..29
Приложение 4. Конспект занятия (2года обучения) «Профессии. Стройка»…….31
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические навыки.
Развитие руки ребенка – одна из необходимых задач подготовки детей к школе. Подготовить руку к письму – значит овладеть целым комплексом навыков, и начинать делать это надо намного раньше того времени, когда ребенок пойдет в школу. Развитию мелкой моторики руки, т.е. разнообразных движений пальчиками и ладонями, способствуют занятия лепкой, аппликацией, рисованием, изготовлением различных поделок, в том числе необходимо отрабатывать с ребенком и основные графические навыки. Данная программа направлена на формирование базовых графических навыков. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в дошкольном возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу». Дети, испытывающие трудности, требуют особого внимания. Они неправильно держат ручку, зачастую напряжены, петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся на нерабочей строке. Тем самым, такие дети осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован.
Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе.
Принципы построения программы:
Научная обоснованность программы заключается в том, что при ее составлении использованы принципы дошкольного образования:
-принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка
-принцип интегративного характера образовательного процесса для детей дошкольного возраста
-принцип постепенного постоянного усложнения материала.
Реализация программы дополнительного образования дошкольников «Школа умелого карандаша»» поможет детям подготовить руку к письму, научиться ориентироваться на разлинованном (в клетку) и неразлинованном листе бумаги, развить мелкую моторику руки.
Цель программы: Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1)Учить детей ориентироваться на разлинованном (и неразлинованном) листе бумаги;
2)Формировать умение координировать движение руки, действовать в соответствии с инструкцией;
3)Развивать произвольное внимание и память,
4) Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
1.Программа реализуется на занятиях кружка и рассчитана на 2 года обучения.
2.Возрастные границы групп: 5-6 лет (1 год обучения)
6-7 лет (2 год обучения)
| Сроки реализации | Возраст | Количество учебных часов |
1год обучения | С октября по апрель | 5-6лет | 29-30 часов |
2 год обучения | С октября по апрель | 6-7лет | 29-30 часов |
3.Численность детей в группе: 10 – 15 человек.
Группы формируются по желанию детей.
4. Занятия проводятся один раз в неделю.
Длительность занятий: для детей 5-6 лет - 20 минут
6-7 лет – 25 минут.
Структура занятий
Структура занятий 1 года обучения:
- Пальчиковая гимнастика (необходима, чтобы подготовить пальчики к работе в тетради)
- Работа в тетради (здесь даются упражнения основного блока, дети работают в тетрадях в крупную клеточку, учатся рисовать различные элементы фигур, ориентироваться в клетке)
-Гимнастика для глаз (для снятия зрительного утомления)
- Зрительный, слуховой или графический диктант (развивает зрительную и слуховую память): «выложи по памяти геометрические фигуры (используются таблицы, см.приложение 2)», «послушай внимательно задание и выполни его в тетради», графические диктанты.
- Физкультминутка (проводится для снятия зрительного и статичного утомления)
-Упражнения по развитию мелких движений мышц руки: штриховка в соответствии с заданием, « дорисуй вторую половинку», «обведи по точкам, не отрывая карандаша от листа».
Структура занятий 2 года обучения:
- Пальчиковая гимнастика (необходима, чтобы подготовить пальчики к работе в тетради)
- Работа в тетради (здесь даются упражнения основного блока, дети работают в тетрадях в крупную клеточку, учатся рисовать различные элементы фигур, ориентироваться в клетке)
-Гимнастика для глаз (для снятия зрительного утомления)
-Игра «Зеркало» («Дорисуй вторую половинку», «Нарисуй картинку зеркально»)
-Физкультминутка (проводится для снятия зрительного и статичного утомления)
- Зрительный или графический диктант (развивает зрительную и слуховую память): графические диктанты.
-Упражнения по развитию мелких движений мышц руки: «Срисуй по клеточкам», «продолжи ряд».
На 1 году обучения названия занятий определены по названию элементов фигур (горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, дуг, кругов, овалов), написанию которых детей обучают на данном занятии.
На 2 году обучения задания детям значительно усложнены, хотя принцип выполнения тот же, что и для детей 1 года обучения. Нет заданий со штриховкой, обводки; появились задания «зеркального» типа. Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом и соответствуют лексической теме, что видно из названия занятия.
К концу 1 года обучения дети овладевают умениями:
- ориентироваться на листе бумаги;
- точно воспроизводить рисунок на листе бумаги в клетку (зрительно и на слух);
- проводить точные прямые линии (горизонтальные, вертикальные и диагональные);
- рисовать круги, овалы по точкам и самостоятельно;
- по памяти воспроизводить рисунок из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек заданную фигуру;
- обводить и штриховать в заданном направлении;
- аккуратно выполнять задания, предложенные педагогом;
К концу 2 года обучения дети овладевают умениями:
- ориентироваться на листе бумаги в клетку,
- находить заданную точку, отсчет клеток к следующему заданию
- уметь действовать в соответствии со словесной инструкцией
- копировать рисунок по клеточкам
- воспроизводить рисунок «зеркально»
-продолжать рисунок, исходя из образца
- аккуратно выполнять задания, предложенные педагогом.
Первичный мониторинг – проводится в первые дни обучения с целью выявления исходного уровня развития графических навыков детей.
Итоговый мониторинг – проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний (Приложение 1) .
Формы итоговых занятий: показ родителям занятий кружка с последующим объяснением и рекомендациями для занятий с детьми дома.
Учебный план (1 год обучения)
Тема занятия | Количество занятий |
1.Знакомство с Веселым Карандашом Проведение мониторинга | 1 |
2.Рисование точек | 2 |
3.Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий | 2 |
4.Рисование длинных вертикальных линий | 1 |
5.Рисование наклонных линий | 4 |
6.Рисование квадратов и прямоугольников | 2 |
7.Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий | 2 |
8.Рисование кругов | 4 |
9. Рисование узоров из квадратов и кругов | 2 |
10.Рисование овалов | 2 |
11. Рисование узоров из кругов и овалов | 2 |
12.Рисование треугольников | 1 |
13.Рисование вертушек | 1 |
14.Рисование палочек с присоединением уголков | 1 |
15.Рисование дуг | 2 |
16.Итоговое занятие (проведение мониторинга) | 1 |
Всего занятий |
Перспективное планирование занятий
дополнительного образования с детьми 5-6 лет
(1-й год обучения)
Октябрь
Тема | Содержание занятия | Цели и задачи |
1.Знакомство с Веселым Карандашом. Проведение мониторинга на начальном этапе. | 1.Чтение детям сказки о Веселом Карандаше «В зоопарке» и беседа по сказке 2.Физкультминутка «Вновь у нас физкультминутка!» 3. Проведение мониторинга в тетради «Дорисуй палочки к флажкам», «Проведи дорожку от машины к гаражу», «Заштрихуй квадраты по образцу», 4.Пальч.гимнастика «Кулак-ребро-ладонь», «пальчики здороваются» 5. Продолжение проведения мониторинга «Дорисуй человечков», «Нарисуй шарики», «Продолжи узор» (с гимнастикой для глаз «Посмотрите!») | 1. Познакомить детей с Веселым Карандашом 2. Выявить сформированность графических навыков у детей на начальном этапе 1 года обучения |
2.Рисование точек в изображениях и клетке | 1.Пальчиковая гимнастика «Строим дом» 2. Задания подготовительного этапа 3. Физкультминутка «Зарядка» 4. Упражнение «Молчаливая страница» 5.Гимнастика для глаз «Цифры» 6. Зрительный диктант из счетных палочек «Домик» | 1. Познакомить детей с понятием «Клетка», научить ориентироваться в клетке с помощью точек 2. Познакомить детей с тетрадью в клетку 3.Учить ориентироваться на листе бумаги, познакомить со сторонами и углами листа, с понятиями «верхний левый угол», «нижний правый угол» (и, соответственно, наоборот). 4. Развивать общую и мелкую моторику руки |
3.Рисование точек | 1. Пальчиковая гимнастика «Замок» 2.Упражнения в тетради «Капельки», «Найди середину клетки» 3. Физкультминутка «Как живешь?» 4. Зрительный диктант (табл.1) 5.Гимнастика для глаз «Фигура» 6. Упражнение в тетради «Домино» | 1.Продолжать учить детей ориентироваться в клетке с помощью точек 2.Развивать зрительную память, конструктивные навыки 3. Развивать мелкую и общую моторику |
4.Рисование коротких вертикальных линий | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 2. Работа в тетради. Рисование коротких вертикальных линий, упражнение «Забор» 3. Слуховой диктант «Расставь правильно геометрические фигуры» 4.Гимнастика для глаз «Молния» 5.Работа в тетради. Упражнения «Флажок», «Дождик» 6. Физкультминутка «Зарядка» 7. «Забор возле дома кота Матроскина», «Капельки дождя» | 1.Научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно 2.Формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки 3.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 4.Развитие общей и мелкой моторики руки |
5.Рисование коротких горизонтальных линий | 1.Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый» 2. Работа в тетради «Крестики и точки» 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4. . Работа в тетради «Следы медведя» 5. Зрительный диктант (таблица 2) 6. Физкультминутка «Медвежата» 7. Упражнение «Три медведя» (нарисуй дорожку и заштрихуй рубашки медведям) | 1.Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно 2.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 3.Развитие общей и мелкой моторики руки |
Ноябрь
1.Рисование длинных вертикальных линий | 1.Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» 2.Работа в тетради «Шарики», «Цветы», «Карандаши» 3.Гимнастика для глаз «Капает дождик» 4.Зрительный диктант (таблица 3) 5. Физкультминутка «Ветер» 6.Упражнения «Облако», «Соедини пары» | 1.Учить проводить длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно 2. Развивать тонкую моторику руки, зрительную память. |
2.Рисование наклонных линий (см. приложение 3) | 1. Пальчиковая гимнастика «Дождь» 2.Работа в тетради: Рисование косых линий по точкам и самостоятельно упражнения «Молния», «Зонтик» 3.Гимнастика для глаз «Дождик» 4. Слуховой диктант «Расставь правильно геометрические фигуры» 5. Физкультминутка «Дождик» 6.Упражнения «Зонтик» (обводка, раскрашивание и рисование косого дождика) и «Лужи» 7. Зрительный диктант (таблица №4) | 1.Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу 2.Учить ориентироваться в плоскости листа 3.Закрепить знания о геометрических фигурах |
3.Рисование уголков | 1. Пальчиковая гимнастика «Птички» 2. Работа в тетради Упражнение «Грибы» 3.Гимнастика для глаз «Уголки» 4.Рисование уголков, упражнения «Бабочка», «Цыпленок», «Домик», «Орнамент» 5.Физкультминутка «Журавли» 6.Упражнения «Птицы» (штриховка) и «Листья» (дорисовывание вторых половинок и обводка) | 1.Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии 2.Развивать конструктивные навыки, координацию движений 3.Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе |
4.Рисование бордюра | 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» 2. Работа в тетради «Бордюр» 3.Гимнастика для глаз «Белкина зарядка» 4.Упражнение «Белочка» (штриховка) 5. Физкультминутка «Беличья зарядка» 6.Упражнение «Автобус» (дорисовка и штриховка) 7. Зрительный диктант (таблица №5) | 1. Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий 2.Формировать навык ритмичности руки 3.Учить ориентироваться на плоскости листа 4. Развивать зрительную память |
Декабрь
1.Рисование квадратов | 1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» 2. Работа в тетради «Домик», «Окно», «Флажок», «Бордюр» 3.Гимнастика для глаз «Зигзаги» 4.Упражнение «Машина» (обводка и штриховка) 5.Физкультминутка «Шофер» 6.«Кусты» (обводка, не отрывая карандаша) | 1.Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных упражнений 2.Развивать конструктивные навыки 3.Развивать координацию речи и движений, творческое воображение |
2.Рисование прямоугольников | 1.Самомассаж кистей и пальцев рук 2.Работа в тетради. Рисование прямоугольников, упражнения «Вагончики», «Конфеты», «Кастрюли», «Мышки» 3. Гимнастика для глаз «Прямоугольники» 4.Зрительный диктант (таблица №6) 5.Физкультминутка «Мчится поезд» 6.Упражнение «Поезд» (обводка и штриховка) | 1.Учить рисовать прямоугольники по клеточкам со штриховкой 2.Закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник» 3.Развивать зрительное восприятие, память, творческое воображение, координацию речи и движения |
3.Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий | 1. Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Петух», «Курочка» 2. Работа в тетради «Гусята вышли на прогулку» 3.Гимнастика для глаз «Шел по берегу петух» 4. Зрительный диктант (таблица №7) 5. Физминутка «Домашние птицы» 6.Упражнение «Обведи и заштрихуй птиц» | 1. Закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор 2. Учить штриховать в заданном направлении 3.Развивать внимание, координацию речи с движением, творческое воображение |
4.Рисование бордюра | 1. Пальчиковая гимнастика «Подарки» 2. Работа в тетради «Бордюр», «Замок» 3.Гимнастика для глаз «Волшебные часы» 4.Работа в тетради «Забор» 5. Физкультминутка «С Новым годом!» 6. Штриховка елочных игрушек | 1.Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (2 клетки), горизонтальных (1 клетка) линий 2.Формировать умение строить деятельность по словесной инструкции 3.Развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм |
Январь
1.Рисование кружков | 1. Пальчиковая гимнастика «Колечки» 2. Работа в тетради Рисование кружков, упражнения «Вишенка», «Гирлянда», «Цветы» 3.Гимнастика для глаз «Большие и маленькие фрукты» 4. Зрительный диктант (таблица №8) 5. Физкультминутка «Зарядка» 6. Упражнения «Свари компот», «Фрукты» (штриховка) | 1.Учить рисовать круги по точкам и самостоятельно 2.Закрепить навык проведения наклонных линий 3.Продолжать учить штриховать в заданном направлении 4.Развивать зрительное внимание и память |
2.Рисование предметов из кругов | 1.Пальчиковая гимнастика «Подарки» 2.Работа в тетради «Неваляшка», «Снеговики», «Светофор», «Пирамидка» 3.Гимнастика для глаз «Светофор» 4.Зрительный диктант (таблица №9) 5.Физкультминутка «Танец Неваляшек» 6.Упражнения «Дорисуй Неваляшку», «Покатаем Неваляшку на машине» (обводка контура машины без отрыва ручки от листа) | 1.Закрепить умение рисовать круги 2.Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения 3.Развивать координацию речи и движения 4.Развивать тонкую моторику руки, зрительную память. |
3.Рисование фигур и предметов из кругов | 1.Самомассаж кистей и пальцев рук или пальчиковая гимнастика «Шарик», «Елочка» 2.Работа в тетради «Фонарики для елочки», «Виноград», «Пуговицы» 3.Гимн-ка для глаз «Глаза отдыхают» 4. Зрительный диктант (таблица №10) 5. Подвижная игра «2 Мороза» 6.Упражнения «Новогодние шары» (штриховка), «Елочка» (обводка контура машины без отрыва ручки от листа) | 1.Закрепить умение рисовать круги 2.Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи 3.Развивать тонкую моторику руки 4.Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе |
4.Рисование узоров из квадратов и кругов | 1.Пальчиковая гимнастика «Цепочка» 2.Работа в тетради «Узоры на посуде», «Бордюры» 3.Гимнастика для глаз «В волшебном лесу» 4.Зрительный диктант (таблица №11) 5.Физкультминутка «Как живешь?» 6.Упражнения «штриховка геом.фигур», «Укрась посуду узором» | 1.Закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее 2.Развивать конструктивные навыки 3.Развивать зрительное внимание и память 4.Продолжать учить штриховать в заданном направлении |
Февраль
1.Рисование узора из кругов и квадратов | 1. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз…» 2. Работа в тетради «Змейка», «Обувь» 3.Гимнастика для глаз «Зигзаги» 4. Графический диктант «Дорожка» 5. Зрительный диктант (таблица №12) 6. Физминутка «Новые кроссовки» 7. Упражнения: «Обводка часов», «Найди пару» (обводка и штриховка) | 1.Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор 2.Рисовать предметы из прямых и наклонных линий 3.Развивать зрительное внимание и память 4.Продолжать учить штриховать в заданном направлении |
2.Рисование круга | 1. Самомассаж кистей и пальцев рук 2.Работа в тетради «Большие круги», «Очки», «Солнце», «Краб» 3. Гимнастика для глаз «Цифры» 4. Упражнение в тетради «Зачеркни только цифру «3» 5.Физкультминутка «Лиса» 6.Упражнение «Посади лису в клетку» (обводка колобка, штриховка лисы) | 1.Закрепить навык рисования кругов 2.Координировать речь и движение детей 3.Развивать пространственную ориентацию, воображение 4.Развивать зрительное внимание и память 5.Продолжать учить штриховать в заданном направлении |
3.Рисование овалов | 1. Самомассаж кистей и пальцев рук 2. Работа в тетради Рисование овалов, упражнение «Батон» 3. Гимнастика для глаз «Рисование глазами геом.фигур» 4.Работа в тетради. Упражнения «Рыбка», «Поросенок» 5. Физкультминутка «Цветы» 6. Упражнение «Подарим девочке цветы» (обводка без отрыва ручки от листа), «Пирамидка» и «Улетели шарики» (обводка и штриховка цветными карандашами) | 1.Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее 2.Развивать тонкую моторику руки, зрительную память. 3.Продолжать учить штриховать в заданном направлении |
4.Рисование овалов | 1. Самомассаж пальцев и кистей рук 2. Работа в тетради: Упражнения «Бабочка», «Слива», «Мышка» 3.Гимнастика для глаз «Овалы» 4. Слуховой диктант «Шары» 5. Физкультминутка «Хозяйка однажды с базара пришла» 6.Упражнение «Угостим Чебурашку овощами и фруктами» (штриховка) | 1.Учить рисовать овалы по точкам и самостоятельно 2.Развивать тонкую моторику руки, слуховую и зрительную память. 3.Продолжать учить штриховать в заданном направлении |
Март
1.Рисование кругов и овалов | 1.Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Собака», «Лошадка» 2.Работа в тетради «Бусы», «Чебурашка», «Колокольчик» 3.Гимнастика для глаз «Мы картинку собирали» 4.Работа в тетради «Дорисуй последовательность» 5. Физкультминутка «Мы - спортсмены» 6. Слуховой диктант «Бусины» 7.Упражнения «Домашние животные» (обводка), «Дорисуй поросенка» | 1.Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов 2.Учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой 3.Развивать пространственные отношения, слуховое внимание |
2.Рисование узоров из кругов и овалов | 1.Самомассаж рук 2.Работа в тетради. Упражнения «Мячики», «Узор», «Зерна», «Цветы» 3.Гимнастика для глаз «Рисуем шарики» 4.Работа в тетради «Расставь значки по образцу» 5. Физ.минутка «Вы, наверное, устали?» 6. Слуховой диктант «Воздушные шары» 7.Упражнения «Веселый котенок» (штриховка), | 1.Формировать умение рисовать круги и овалы 2.Продолжать учить штриховать предметы в разных направлениях 3.Учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения |
3.Рисование треугольников | 1.Самомассаж пальцев рук 2.Работа в тетради: упражнения «Треугольники» (со штриховкой в разных направлениях), «Мухомор», «Парус» 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4.Упражнение «Петрушкин костюм» (дорисовка, штриховка) 5.Физ.минутка «Поднимите плечики» 6.Зрительный диктант (таблица №13) 7.Упражнение «Расставь значки по образцу» | 1.Учить рисовать треугольники самостоятельно 2.Развивать конструктивные навыки 3.Закрепить умение штриховать в заданном направлении 4.Воспитывать аккуратность в работе |
4.Рисование вертушек | 1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» 2.Работа в тетради «Рисование пропеллера (вертушки) Карлсона» 3.Гимнастика для глаз «Глаза отдыхают» 4. Работа в тетради Упражнение «Крокодил» (обводка, рисование треугольников) 5.Физ.минутка «Карусель с Карлсоном» 6.Упражнения «Крыша», «Подарок Карлсону», «Воздушные змеи» (штриховка в разных направлениях) | 1.Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий 2.Развивать конструктивные навыки 3.Продолжать учить штриховать предметы в разных направлениях 4.Координировать речь и движения |
Апрель
1.Рисование елочек | 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка» 2. Работа в тетради «Еловый бор» 3.Гимнастика для глаз «В волшебном лесу» 4.Работа в тетради: упражнение «Жуки» 5.Физкультминутка «Где мы были, мы не скажем…» 6.Упражнения «Отправимся в гости к гномикам» (обводка, не отрывая ручки от листа), «Дорисуйте картинки» 7. Упражнение «Продолжи цепочку» | 1.Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий 2.Развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику 3.Развивать способности имитировать действие, перевоплощаться |
2.Рисование дуг | 1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» 2. Работа в тетради Рисование дуг 3.Гимнастика для глаз «Глаза отдыхают»» 4.Работа в тетради Упражнения «Пиала», «Мышка», «Грибы», «Цветок» 5. Физкультминутка «Цветы» 6. Работа в тетради Упражнения «Рыбки», «Цветочки» (дорисовка и штриховка) | 1.Учить рисовать дуги 2.Учить симметрично воспроизводить предметы 3.Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения |
3.Рисование дуг | 1.Пальчиковая гимнастика «Любимая игра» 2.Работа в тетради Упражнения «Волна», «Ежик», «Узор» 3.Гимнастика для глаз «На берегу» 4.Работа в тетради Упражнения «Зонт», «Лилия» 5.Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» 6.Упражнения «Что сможет унести ежик» (заштрихуй и закрась), «Кораблик» (обводка, не отрывая от листа) | 1.Закрепить навык рисования дуг 2.Формировать нажим руки 3.Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу |
4.Итоговое занятие (проведение мониторинга). | 1.Пальчик.гимнастика «Кулак-ребро-ладонь», «пальчики здороваются» 2. Проведение мониторинга в тетради «Дорисуй палочки к флажкам», «Проведи дорожку от машины к гаражу», 3.Физминутка «Зарядка» 4.Продолжение проведения мониторинга «Заштрихуй квадраты по образцу», «Дорисуй человечков», «Нарисуй шарики», «Продолжи узоры» (с гимнастикой для глаз «Посмотрите!») | 1.Выявление сформированности графических навыков у детей на конечном этапе 1 года обучения |
5.Рисование ломаной линии Вручение сертификатов 1 года обучения | 1.Пальчиковая гимнастика «Самомассаж кистей и пальцев рук» 2.Работа в тетради Узор из ромбов и овалов 3.Гимнастика для глаз «Волшебный луч» 4.Упражнение «Построим забор возле дома кота Леопольда» 5.Физкультминутка «Мышеловка» 6.Упражнение «Лакомства» (дорисовка и штриховка) 7.Вручение сертификатов 1года обучения | 1.Учить рисовать ломаную линию через 2 клеточки 2.Продолжать учить штриховать предметы в разных направлениях 3.Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения |
Учебный план (2год обучения)
Тема занятия | Количество занятий |
1. «Волшебник-карандаш» | 1 |
2. Проведение мониторинга | 1 |
3. «Осень» | 1 |
4. «Грибы» | 1 |
5. «Ягоды» | 1 |
6. «Фрукты» | 1 |
7. «Овощи» | 1 |
8. «Перелетные птицы» | 1 |
9. «Домашние животные» | 1 |
10. «Дикие животные» | 1 |
11. «Животные Севера» | 1 |
12. «Зима» | 1 |
13. «Новый год» | 1 |
14. «Одежда и обувь» | 1 |
15. «Зимующие птицы» | 1 |
16. «Части тела и лица» | 1 |
17. «Профессии. Стройка» | 1 |
18. «Электроприборы» | 1 |
19. «Водная среда и ее обитатели» | 1 |
20. «День защитника Отечества» | 1 |
21. «День 8 Марта!» | 1 |
22. «Весна» | 1 |
23. «Инструменты» | 1 |
24. «Посуда» | 1 |
25. «Животные жарких стран» | 1 |
26. «День космонавтики» | 1 |
27. «Цветы» | 1 |
28. «Насекомые» | 1 |
29. Итоговое занятие (проведение мониторинга) | 1 |
30.Всего занятий | 29 |
Перспективное планирование занятий
дополнительного образования с детьми 6-7лет
(2-й год обучения)
Октябрь
Тема | Содержание занятия | Цели и задачи |
1.«Волшебник-карандаш» | 1.Показ детям презентации «Мастер-карандаш» (с гимнастикой для глаз «На берегу») 2.Физкультминутка «Зарядка» 3.Задания в тетради «превращения круга», превращения горки» 4.Пальчиковая гимнастика «Строим дом» 5.Задания в тетради «Превращения квадрата» | 1.Познакомить детей с историей появления карандаша 2.Развивать творческое воображение |
2.Проведение мониторинга | 1. Пальчиковая гимнастика «Замок» 2.Проведение мониторинга: методики «Домик», «»Дорожки», 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4.«Графический диктант» 5.Физкультминутка «Как живешь?» 6.Проведение мониторинга: копирование группы точек | 1.Выявление сформированности графических навыков у детей на начальном этапе 2 года обучения |
3. «Осень» | 1.Пальчиковая гимнастика «Листья» 2.Задание в тетради «Капельки», «Столбики», «Зонтик» 3.Гимнастика для глаз «Дождик» 4.Игра «Зеркало»: «Поставь точки правильно» 5.Физкультминутка «Дождик» 6.Игры со счетными палочками №1 7.Графический диктант №1 «Узор» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
4. «Грибы» | 1.Пальчиковая гимнастика «По грибы» 2.Работа в тетради «Елочки», «Грибочки» 3.Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу» 4.Игра «Зеркало»: «Вертушка», «Елочка» 5.Физкультминутка «На поляне дуб зеленый» 6.Фигурки из счетных палочек «Гриб» 7. Графический диктант №2 «Узор» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, нахождении заданной точки, отсчете клеток 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
5. «Ягоды» | 1.Пальчиковая гимнастика «Ягоды» 2.Работа в тетради: Задание «Вишня», «Продолжи ряд», «Срисуй по клеточкам» 3.Гимнастика для глаз «По тропинке в лес пойдем» 4. Игра «Зеркало»: «Дорисуй половинку» 5. Физкультминутка «Вишня» 6. Графический диктант №3 «Узор» 7.Игры со счетными палочками №2 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, нахождении заданной точки, отсчете клеток 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
Ноябрь
1. «Фрукты» | 1. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» 2. Задания в тетради «Груша», «Слива», срисуй по клеточкам «Яблоко» 3. Гимнастика для глаз «Пишем буквы» 4. Игра «Продолжи ряд» 5.Физкультминутка «Вот так яблоко!» 6. Графический диктант №29 «Груша» 7.Игры со счетными палочками №3 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, нахождении заданной точки, отсчете клеток 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание |
2. «Овощи» | 1.Пальчиковая гимнастика «Овощи», «Огород» 2.Задания в тетради «Огурцы», «Репа», «Лук», «Морковь», «Свекла» 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4.Физкультминутка «Хозяйка однажды с базара пришла» 5. Дорисуй половинку «Морковь» 6. Фигурки из счетных палочек «Морковь» 7. Графический диктант №10 «Заяц» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, нахождении заданной точки, отсчете клеток 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
3.«Перелетные птицы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стайка» 2.Задания в тетради «Журавленок», «Гусь и гусята», «Утенок» 3.Гимнастика для глаз «Две птички» 4.Игра «Зеркало»: «Дорисуй вторую птицу» 5.Физкультминутка «Птички стали собираться 6.Игры со счетными палочками №4 7. «Продолжи ряд» | 1.Тренировать в ориентировке на листе бумаги в клетку, отсчитывании клеток 2.Развивать глазомер, слуховое внимание, графомоторные навыки, мыслительные реакции 3.Учить воспроизводить рисунок в зеркальном отображении |
4.«Домашние животные» | 1.Пальчиковая гимнастика «Собака», «Кошка», «Лошадка» 2.Задание в тетради «Корова» 3. Гимнастика для глаз «Цифры» 4. Срисуй по клеточкам «Кошка» 5.Физкультминутка «Наша-то хозяюшка..." 6. «Продолжи ряд» 7.Графический диктант №19 «Собачка» 8.Игры со счетными палочками №5 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
Декабрь
1.«Дикие животные» | 1.Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька зимой…» 2.Задания в тетради «Зайчонок Зай», «Ежик», срисуй по клеточкам «Лиса» 3.Гимнастика для глаз «Белкина зарядка» 4. Игра «Зеркало»: «Лиса» 5.Физкультминутка «Еж с ежатами» 6.Графический диктант №21 «Волк» 7. «Продолжи ряд» 8.Фигурки из счетных палочек «Елка» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
2.«Животные Севера» | 1.Пальчиковая гимнастика «Два пингвина пошли гулять» 2.Задания в тетради «Морж», «Продолжи ряд» 3.Гимнастика для глаз «Мы-олени» 4.Игра «Зеркало»: «Дорисуй второго волка» 5.Физкультминутка «На Севере белый мишутка живет…» 6.Игры со счетными палочками №6 7. Графический диктант №33 «Олень» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
3. «Зима» | 1.Пальчиковая гимнастика «Снежок»» 2 Задания в тетради: Срисуй по клеточкам «Снежинка» 3.Гимнастика для глаз «В волшебном лесу» 4. Игра «Зеркало»: «Снежинка» 5.Физкультминутка «Снежная баба» 6. «Продолжи ряд» 7.Игры со счетными палочками №7 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
4. «Новый год» | 1.Пальчиковая гимнастика «Новый год», «Между елок вдоль реки…» 2.Задание в тетради «Снеговик» 3.Гимнастика для глаз «Сидит колдунья дуется» 4. Игра «Зеркало» «Еловая веточка» 5.Физкультминутка «Новогодний хоровод» 6. «Продолжи ряд» 7.Графический диктант №27 «Ель» (и укрась игрушками) 8.Игры со счетными палочками №8 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
Январь
1.«Одежда и обувь» | 1.Пальчиковая гимнастика «Рукавички новые..» 2.Задания в тетради: Срисуй по клеточкам «Сапог» 3.Гимнастика для глаз «Светофор» 4. Игра «Продолжи ряд» 5.Физкультминутка «Вы, наверное, устали?» 6.Графический диктант «Конь» 7.Игры со счетными палочками №9 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
2.«Зимующие птицы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Шишка для клеста» 2.Задания в тетради: «Воробей», «Сова», срисуй по клеткам «Дятел» 3.Гимнастика для глаз «Сова» 4.Дорисуй половинку «Сова» 5.Физкультминутка «В гостях у снегирей» 6. «Продолжи ряд» 7. Игры со счетными палочками №10 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок «зеркально» |
3.«Части тела и лица» | 1.Пальч. гимнастика «Тело», «голова» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Человечек» 3.Гимнастика для глаз «Волшебные часы» 4.Игра «Зеркало»: «Дорисуй вторую руку» 5.Физ.минутка «Любопытная Варвара» 6. «Продолжи ряд» 7. Графический диктант №28 «Робот» 8.Игры со счетными палочками №11 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок «зеркально» |
Февраль
1.«Профессии. Стройка» (см. приложение 4) | 1.Пальчиковая гимнастика «Шофер» 2.Задания в тетради: Срисуй по клеточкам «Кран», «Продолжи ряд» 3.Гимнастика для глаз «Пролетает самолет» 4.Игра «Зеркало»: «Малярный валик» 5.Физкультминутка «Чем пахнут ремесла?» 6.Графический диктант №18 «Дом» 7.Игры со счетными палочками №12 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
2.«Электроприборы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы компьютер покупаем…», «Любопытный пылесос» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Утюг» 3.Гимнастика для глаз «Как бьют часы» 4.Дорисуй половинку «Стиральная машина» 5.Физкультминутка «Пылесос» 6. «Продолжи ряд» 7.Игры со счетными палочками №13 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
4. «Транспорт» | 1. Пальчиковая гимнастика «Автобус, троллейбус…» 2. Задание в тетради: срисуй по клеточкам «автомобиль» 3.Физкультминутка «По городу трамваи…» 4.Игра «Зеркало»: «Дорисуй половинку» 5. «Продолжи ряд» 6.Графический диктант №8 «Машина» 7.Игры со счетными палочками №14 | 1. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично 4.Учить согласовывать слова со словами «есть» и «нет» |
4.«День защитника Отечества» | 1.Пальчиковая гимнастика «23 февраля» 2.Задание в тетради: срисуй по клеточкам «Самолет» 3.Гимнастика для глаз «Самолет» 4. Игра «Зеркало»: «Самолет» 5.Физкультминутка « Самый лучший» 6. «Продолжи ряд» 7.Графический диктант № 24 «Кораблик» 8.Игры со счетными палочками №15 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
Март
1.«День 8 Марта!» | 1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Мама, мамочка моя!» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Подарок», «Продолжи ряд» 3.Гимнастика для глаз «Мы картинку собирали?» 4. Игра «Зеркало»: «Цифра 8» 5.Физкультминутка «Мамин праздник» 6.Графический диктант №48 «Бабочка» 7.Фигурки из счетных палочек «Цифра 8» | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
2. «Весна» | 1.Пальчиковая гимнастика «Веселые льдинки», «Тает снег, уходит лед» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Подснежник» 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4.Дорисуй половинку «Скворечник» 5.Физкультминутка «По дорожке долго, долго…» 6.Графический диктант № 26 «Журавль» 7.Игры со счетными палочками № 16 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
3.«Инструменты» | 1.Пальчиковая гимнастика «Мне нужны такие вещи…» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Пила» 3.Гимнастика для глаз «Глаза отдыхают» 4. Игра «Зеркало»: «Клещи» 5.Физкультминутка «Вновь у нас физкультминутка…» 6.«Продолжи ряд» 7. Игры со счетными палочками №17 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
4.«Посуда» | 1.Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3,4, мы посуду перемыли…» 2.Задание в тетради: срисуй по клеточкам « Чайник» 3.Гимнастика для глаз «Посмотрите!» 4. Игра «Зеркало»: «Кувшин» 5.Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник» 6. «Продолжи ряд» 7.Графический диктант №43 «Самовар» 8.Игры со счетными палочками №18 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
Апрель
1.«Животные жарких стран» | 1.Пальчиковая гимнастика «Там, где с деревьев свисают лианы…» 2.Задания в тетради: «Попугай, «Слон», «Черепаха» 3.Гимнастика для глаз «Соколиное перо» 4.«Продолжи ряд» 5.Физкультминутка «Попугай» 6.Игра «Зеркало»: «Жираф» 7.Графический диктант №49 «Верблюд» 8.Игры со счетными палочками № 19 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
2.«День космонавтики» | 1.Пальчиковая гимнастика «В темном небе звезды светят», «В космосе сквозь толщу лет» 2.Задания в тетради: срисуй по клеточкам «Луноход» 3.Гимнастика для глаз «Правила перехода» 4.Дорисуй половинку «Космическая станция» 5.Физкультминутка «Мы летим к другим планетам…» 6.«Продолжи ряд» 7. Графический диктант №4 «Ракета» 8.Игры со счетными палочками № 20 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
3.«Цветы» | 1.Пальчиковая гимнастика «Колокольчики» 2.Задание в тетради: срисуй по клеточкам «Мать-и-мачеха» 3.Гимнастика для глаз «Шел по берегу петух» 4. Игра «Зеркало: «Цветок» 5.Физкультминутка «В поле я гуляю» 6. «Продолжи ряд» 7. Графический диктант №20 «Цветочек» 8.Игры со счетными палочками № 21 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией 3.Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично |
4.«Насекомые» | 1.Пальчиковая гимнастика «У тропинки под рябиной…», «Божья коровушка» 2.Задание в тетради: «Божья коровка», «Бабочка», «Паук», «Стрекоза», срисуй по клеточкам «Бабочка» 3.Гимнастика для глаз «Веселый жук» 4. Игра «Зеркало»: «Стрекоза» 5.Физкультминутка «Видишь, бабочка летает…» 6.«Продолжи ряд» 7. Графический диктант №16 «Бабочка» 8. Игры со счетными палочками №22 | 1.Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку 2.Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией |
5.Итоговое занятие (проведение мониторинга). Вручение сертификатов об окончании 2 года обучения | 1.Пальчиковая гимнастика «Замок» 2.Проведение мониторинга: методики «Домик», «»Дорожки» 3.Гимнастика для глаз «Кукушка» 4.«Графический диктант» 5.Физкультминутка «Как живешь?» 6.Проведение мониторинга: копирование группы точек 7.Игры со счетными палочками №23 8.Вручение сертификатов об окончании 2 года обучения | 1.Выявление сформированности графических навыков у детей на конечном этапе 2 года обучения |
Библиография
33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/Авт.-сост. А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2009. -128 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2005. – 32с.: ил.
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.: ил.
Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями/ И.А.Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 120с.
Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал/ авт.-сост. Н.Л.Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 97с.
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Подготовительная группа. /Автор-сост. А.Г.Савушкина.- Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Приложение 1.
Мониторинг развития графических навыков у детей 1 года обучения
(на основе «Диагностики готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Е.В.Колесниковой)
Все задания проводятся всей подгруппой детей
1-3 задания проводятся на неразлинованном листе бумаги.
1.
2.
3.
4-6 задания проводятся на разлинованном листе бумаги (в клетку)
4.Дорисуй человечков, как показано на рисунке. Круги рисуй, не выходя за края клеточки, только касаясь стеночек клеточки.
5.Нарисуй круглые и овальные шарики на ниточках, как показано на рисунке.
6.Продолжи ряд
Результаты заносятся в таблицу:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Начало года | Конец года |
Фамилия, имя ребенка | ||||||||
1. | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | |
5. | | | | | | | | |
Высокий уровень – задание выполнено все безупречно
Средний уровень – задание выполнено с небольшими неточностями
Низкий уровень – задание выполнено с большим количеством неточностей или совсем не выполнено.
Мониторинг развития графических навыков у детей
2 года обучения
1 .Методика «Домик»
Методика представляет собой на срисовывание картинки, изображающей домик. Задание позволяет выявить умение ребенка в своей работе ориентироваться на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия и тонкой моторики руки.
Инструкция: Перед тобой лежит лист бумаги в клетку и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (кладется картинка «Домик»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Стирать пальцем или резинкой нельзя.
2.Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру; оценивается подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями)
М атериал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца «дорожек» стоят машины, у другого «дом». Машина должна «проехать» по дорожке к «дому». Ширина «дорожек» подбирается так, чтобы она была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип «дорожки» усложняется от первой к последней.
3.Графический диктант (оценка готовности руки к овладению письмом; выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции).
4.Тест Керна-Йерасика (копирование группы точек)
М атериал: лист бумаги клетку, карадаш
Инструкция: «Нарисуй такие же точки, как на образце».
Результаты заносятся в таблицу:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | Начало года | Конец года |
Фамилия, имя ребенка | ||||||
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Высокий уровень – задание выполнено все безупречно
Средний уровень – задание выполнено с небольшими неточностями
Низкий уровень – задание выполнено с большим количеством неточностей или совсем не выполнено.
П риложение 2.
Приложение 3.
Конспект занятия (1 года обучения)
Занятие №2 (ноябрь)
Рисование наклонных линий
Задачи:
- учить детей рисовать наклонные линии по точкам и по образцу;
- учить ориентироваться в плоскости листа;
- закреплять знания о геометрических фигурах.
Оборудование: рабочие тетради, цветные и простые карандаши, наборы геометрических фигур, листы с заданиями для штриховки и обводки.
Ход занятия:
1.Пальчиковая гимнастика «Дождь»
Плыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей! | Встряхивают кистями рук |
Дождинки пляшут, как живые: - Пей, дождь, пей! | Постукивают пальчиками о стол |
И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. | Поворот ладоней вверх, вниз. |
А теплый дождь неугомонный, Льет, льет, льет. | Из щепотки «разбрызгивают воду» |
2.Работа в тетради
Рисование косых линий по точкам и самостоятельно
Упражнения «Молния», «Зонтик», «Грибок»
3.Гимнастика для глаз «Дождик»
Капля первая упала - кап! | Пальцем показывают траекторию ее движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца |
И вторая прибежала - кап! | То же самое |
Мы на небо посмотрели, | Смотрят вверх |
Капельки кап- кап запели, | Закрывают глаза |
Намочились лица. Мы их вытирали. | Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев |
Туфли - посмотрите - Мокрыми стали. | Показывают руками вниз и смотрят |
Плечами дружно поведем | Движение плечами |
И все капельки встряхнем. | Встряхивают кистями рук |
От дождя мы убежим, | Пальчики рук «бегут» по столу в одну сторону, глазами прослеживается их путь |
Под кусточком посидим. | Нагибают голову, прикрывая ее руками |
4. Слуховой диктант
Задание: В центре прямоугольника нарисуйте круг, слева от круга – треугольник, справа от круга – квадрат.
5. Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на одной ноге по кругу |
В лужице – смотри, смотри! – Он пускает пузыри. | Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания |
Стали мокрыми кусты, | Руки вверх, потряхивая руками |
Стали мокрыми цветы. | Наклониться, свесив руки, потряхивать кистями |
Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | Встать, руки вдоль тела, потряхивать кистями |
6. Упражнение «Зонтик»
Обведение зонтика по точкам. Раскрашивание получившегося изображения разными цветами. Рисование косого дождика
7. Зрительный диктант (таблица №4, приложение 2)
Приложение 4.
Конспект занятия (2 года обучения)
Занятие №1 (февраль)
«Профессии. Стройка»
Задачи:
1. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку
2. Развивать графомоторные навыки, слуховое внимание, умение действовать в соответствии с инструкцией
3. Продолжать учить детей воспроизводить рисунок симметрично
Оборудование: тетради, карточки с заданиями «Срисуй мо клеточкам», «Дорисуй половинку», счетные палочки
Ход занятия:
Пальчиковая гимнастика «Шофер»
Целый день шофер трудился | Сжимают и разжимают пальцы |
Он устал, Он запылился, Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал | Загибают пальцы рук поочередно |
А теперь ведет на мойку Свой огромный самосвал | Крутят воображаемый руль |
Задания в тетради: Срисуй по клеточкам «Кран»
«Продолжи ряд»
3.Гимнастика для глаз «Пролетает самолет»
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. | Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом |
Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, посмотрел. | Отводят руки попеременно и прослеживают их движение взглядом |
Я мотор завожу И внимательно гляжу. | Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают их движение взглядом |
Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. | Встают на носочки и выполняют махи руками |
4.Игра «Зеркало» (дорисуй половинку): «Малярный валик»
5. Физкультминутка «Чем пахнут ремесла?»
У каждого дела запах особый | Идут по кругу |
В булочной пахнет тестом и сдобой | «месят тесто» |
Мимо столярной идешь мастерской | Идут по кругу |
Стружкою пахнет и свежей доской | Хлопают в ладоши |
Пахнет маляр скипидаром и краской | «Красят», поднимают руки вверх-вниз |
Пахнет стекольщик оконной замазкой | Рисуют в воздухе «окно» |
Куртка шофера пахнет бензином | С воображаемым рулем бегают по кругу |
Профессии все просто неотразимы | Останавливаются, показывают большим пальцем «Здорово!» |
6. Графический диктант №18 «Дом» (см.картотеку)